Файл: лекции программирование ОЗО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

TotalSumm иDiscountилиObSummaиSkidka.

В языке Delphi существует правило: каждая переменная перед использованием должна быть объявлена. С помощью объявления устанавливается не только факт существования переменной, но и задается ее тип, чем указывается и диапазон допустимых значений.

В общем виде инструкция объявления переменной выглядит так:

<Имя>: <тип>;

где:

имя — имя переменной;

тип — тип данных, для хранения которых предназначена переменная.

Пример:

var

а: Real; b: Real; i: Integer;

В приведенных примерах объявлены две переменные типа real и одна переменная типа integer.

В тексте программы объявление каждой переменной, как правило, помещают на отдельной строке.

Если в программе имеется несколько переменных, относящихся к одному типу, то имена этих переменных можно перечислить в одной строке через запятую, а тип переменных указать после имени последней переменной через двоеточие, например:

var

а,b,с : Real; x1,x2 : Real;

Константы

В языке Delphi существует два вида констант: обычные и именованные.

1. Обычная константа — это целое или дробное число, строка символов или отдельный символ, логическое значение.

Числовые константы

В тексте программы числовые константы записываются обычным образом, т. е. так же, как числа, например, при решении математических задач. При записи дробных чисел для разделения целой и дробных частей используется точка. Если константа отрицательная, то непосредственно перед первой цифрой ставится знак "минус".

Ниже приведены примеры числовых констант:

123 0.3

-524.03

Строковые и символьные константы

Строковые и символьные константы заключаются в кавычки. Ниже приведены примеры строковых констант:

'Язык программирования Delphi'

'Delphi 7'

'2.4'

'Д'

Здесь следует обратить внимание на константу '2.4'. Это именно символьная константа, т. е. строка символов, которая изображает число "две целые четыре десятых", а не число 2,4.

Логические константы

Логическое высказывание (выражение) может быть либо истинно, либо ложно. Истине соответствует константа True, значению "ложь" - константа False.

2.Именованная константа

Именованная константа — это имя (идентификатор), которое в программе используется вместо самой константы.

Именованная константа, как и переменная, перед использованием должна быть объявлена. В общем виде инструкция объявления именованной константы выглядит следующим образом:


константа = значение;

где:

константа — имя константы;

значение — значение константы.

Именованные константы объявляются в программе в разделе объявления констант, который начинается словом const. Ниже приведен пример объявления именованных констант (целой, строковой и дробной).

const

Bound = 10;

Title = 'Скорость бега';

pi = 3.1415926;

После объявления именованной константы в программе вместо самой константы можно использовать ее имя.

В отличие от переменной, при объявлении константы тип явно не указывают. Тип константы определяется ее видом, например:

125 — константа целого типа;

0.0 — константа вещественного типа;

' выполнить ' — строковая константа;

' \' — символьная константа.


Выражение

Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами и обозначают действия, которые выполняются над операндами. В качестве операндов выражения можно использовать: переменную, константу, функцию или другое выражение.

В Object Pascal определены следующие операции:

  • унарные not, @ ;

  • мультипликативные *, /, div, mod, and, shl, shr;

  • аддитивные +, -, or, xor;

  • отношения =, <>, <, >, <=, >=, in.

Приоритет операций убывает в указанном порядке, т. е. наивысшим приоритетом обладают унарные операции, низшим - операции отношения.

Основные алгебраические операторы приведены в табл.

Таблица 1.4. Алгебраические операторы

Оператор

Действие

+

Сложение

-

Вычитание

*

Умножение

/

Деление

DIV

Деление нацело

MOD

Вычисление остатка от деления

При записи выражений между операндом и оператором, за исключением операторов DIV и MOD, пробел можно не ставить.

Результат применения операторов +, -, * и / очевиден.

Оператор DIV позволяет получить целую часть результата деления одного числа на другое. Например, значение выражения 5 DIV2 равно 2.

Оператор MOD, деление по модулю, позволяет получить остаток от деления одного числа на другое. Например, значение выражения 15 MOD 7 равно 1.

В простейшем случае выражение может представлять собой константу или переменную.

Примеры выражений:

123 0.001 i+1

А + В/С Summa*0.75 (В1+ВЗ+ВЗ)/3 Cena MOD 100


При вычислении значений выражений следует учитывать, что операторы имеют разный приоритет. Так у операторов *, /, DIV, MOD более высокий приоритет, чем у операторов + и -.

Приоритет операторов влияет на порядок их выполнения. При вычислении значения выражения в первую очередь выполняются операторы с более высоким приоритетом. Если приоритет операторов в выражении одинаковый, то сначала выполняется тот оператор, который находится левее.

Для задания нужного порядка выполнения операций в выражении можно использовать скобки, например:

(r1+r2+r3)/(r1*r2*r3)

Выражение, заключенное в скобки, трактуется как один операнд. Это означает, что операции над операндами в скобках будут выполняться в обычном порядке, но раньше, чем операции над операндами, находящимися за скобками. При записи выражений, содержащих скобки, должна соблюдаться парность скобок, т. е. число открывающих скобок должно быть равно числу закрывающих скобок. Нарушение парности скобок — наиболее распространенная ошибка при записи выражений.

Стандартные функции

Для выполнения часто встречающихся вычислений и преобразований Object Pascal предоставляет программисту ряд стандартных функций.

Значение функции связано с ее именем. Поэтому функцию можно использовать в качестве операнда инструкции присваивания. Например, чтобы вычислить квадратный корень, достаточно записать k:=sqrt(n), гдеsqrt— функция вычисления квадратного корня.

Функция характеризуется типом значения и типом параметров. Тип переменной, которой присваивается значение функции, должен соответствовать типу функции. Точно так же тип фактического параметра функции, т. е. параметра, который указывается при обращении к функции, должен соответствовать типу формального параметра. Если это не так, компилятор выводит сообщение об ошибке.


Арифметические функции

Арифметические функции позволяют выполнять различные вычисления.

Функция

Значение

Abs (n)

Абсолютное значение n

Sqrt (n)

Квадратный корень из n

Sqr (n)

Квадрат n

Sin (n)

Синус n

Cos(n)

Косинус n

Arctan (n)

Арктангенс n

Ехр(n)

Экспонента n

Ln (n)

Натуральный логарифм n

Random(n)

Случайное целое число в диапазоне от 0 до n-1

Величина угла для тригонометрических функций должна быть выражена в радианах.

Функции преобразования типов

Функции преобразования типов наиболее часто используются в инструкциях, обеспечивающих ввод и вывод информации. Например, для того чтобы вывести в поле вывода диалогового окна значение переменной типаReal, необходимо сначала получить изображение числа, являющегося значением данной переменной. Это можно сделать при помощи функцииFloatToStr, которая возвращает строковое представление значения выражения действительного типа, указанного при вызове функции.

Функция

Значение функции

Chr(n)

Символ, код которого равен n

IntToStr(n)

Изображение целого числа n

FloatToStr(n)

Изображение вещественного n

FloatToStrF(n,f,k,m)

Изображение вещественного n. При вызове функции указывают: f — формат (способ изображения); k — точность (нужное общее количество цифр); m— количество цифр после десятичной точки.

StrToInt(s)

Целое, изображением которого является строка s

StrToFloat(s)

Вещественное, изображением которого является строка s

Round(n)

Целое, ближайшее к n

Trunc(n)

Целая часть от n

Frac(n)

Дробная часть вещественного n

Int (n)

Целая часть вещественного n