ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 441
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
Если испытуемый делает первым рисунок противоположного пола, то это может быть связано с внутриличностным конфликтом из-за половой идентификации, а в ряде случаев отражать сильную зависимость от родителей (и в частности родителя противоположного пола)
Расположение рисунка на листе. Изображение, находящееся в центре листа, встречается на рисунках довольно часто и отражает достаточно хорошую организованность человека, его открытость, умение устанавливать адекватные взаимоотношения с другими, позитивное отношение к самому себе.
Изображение, смещенной влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, некоторой напряженностью и в ряде случаев зависимостью от матери.
Изображение, смещенной вправо, указывает на наличие ориентации на окружение, реалистичность, стремление видеть перспективу и, возможно, зависимость от отца.
Изображение, помещенное в верхней части листа, встречается у людей, стремящихся к достижению, признанию, которые не всегда реалистичны в своих ожиданиях и иногда испытывающих чувство незащищённости перед реальностью.
Изображение, помещённое внизу листа, может свидетельствовать о наличии чувства низкой самооценки, потребности, поддержки и защите, а также о наличии депрессивных тенденций.
Размер рисунка. Фигура человека, не помещающаяся на листё, довольно часто встречается у людей, которые чувствуют ограничения, давления, сдерживания со стороны социального окружения, а также остро переживающих неспособность, реализовать свои возможности. Как правило, эти люди нереалистично оценивают свои возможности, проявляют некритичность в отношении самих себя.
Рисунок человека, занимающий весь лист, унизывает на наличие компенсорного превознесение себя и своих достоинств в связи с невозможностью проявить их в реальной жизни.
Большая фигура человека указывает на некоторую экспансивность, стремление к самораспространению, наличию враждебных агрессивных тенденций по отношению к окружению, возможно, подозрительность, некоторую склонность к тщеславию.
Маленькая фигура человека встречается в рисунках людей, испытывающих чувства дискомфорта, скованности, тревоги при контактах, а также переживающих эмоциональную зависимость от других «сжавшееся ЭГО». Подобные чувства неполноценности могут порождать тенденцию к замкнутости.
Тип изображения. Фигура из палочек (палочный человечек) встречается у людей, которые испытывают некоторую неуверенность в себе, или обнаруживают нежелание раскрыть себя в ситуации исследования. Кроме того, палочного человечка часто рисуют люди, испытывающие серьезные проблемы в сфере взаимоотношений, стремящиеся уклониться от контакта, ощущающие незащищённость. Довольно часто такого типа рисунки сопровождаются комментариями о неспособности рисовать (я "никудышный" рисовальщик)
Человек—трость.Подобный рисунок обычно изображается людьми, обнаруживающие негативные чувства по отношению к самому себе (самонеприятие), имеющие запрет на удовольствия, а в ряде случаев у личностей с психологическими тенденциями.
Карикатуры, шарж, примитивный рисунок. Некоторые люди, изображая человека, рисуют фигурку как из мультипликационного фильма или фигурку, одетую в костюм легендарной личности. Обычно такой тип людей испытывает потребности в постоянной самозащите, и имеют проблемы с самовыражением. Довольно часто они испытывают враждебное отношение к другим людям. В зависимости от типа нарисованной фигуры, эти люди прибегают к использованию юмора для самозащиты или для того, чтобы прятать себя от других. Довольно часто карикатуры или фигуру клоуна рисуют подростки, переживающие отверженность, испытывающие чувство неполноценности, недовольства самим собой, вплоть до чувства самопрезрения, а также переживающие интернализованную враждебность.
Человек-кукла. Обычно изображается людьми, испытывающими огромное желание вернуться в мир детства, полный забот и любви, переживающими доминирование окружения, которые толкает человека быть уступчивым и толкает на «марионеточное» поведение, делая из субъекта своеобразного робота.
Человек-робот. Данный рисунок указывается на деперсонализацию и наличие внешних контролирующих сил.
Фигура «Бабы-Яги» встречается у людей, испытывающих враждебное отношение к женщинам
Фигура голого человека, как правило, встречается в рисунках людей, обнаруживающих недостаточную зрелость, эгоцентрические тенденции, склонных к телесному нарциссизму, а также демонстрирующих протестные реакции против сексуальных норм (в особенности, если прорисованы гениталии).
Фигуры, изображенные в профиль, является символическим выражением стремления отрешенности от мира, замкнутости, к оппозиционным установкам на мир, уклончивости в контактах, к самозащите.
Фигура человека, голова которого изображена и профиль, а тело — анфас, может указывать на наличие сильной фрустрации и стремление избавиться от нее, а также на тревогу при общении с людьми. Если человек изображен так, что различные части тела как бы «смотрят» в разные стороны, то можно предположить, что стремление избавиться от неприятной мучительной ситуации усиливается.
Симметричные фигуры. Чрезвычайно выраженные билатерально симметричные рисунки указывают на наличие у человека обсессивно - компульсивных защитных механизмов для контроля эмоций. Такие рисунки типичны для людей ригидных, эмоционально дистантных, испытывающих высокую потребность представить точную, правильную, идеальную картину мира, склонных к интеллектуализированию.
Фигура диспропорциональнаячаще всего рисуется людьми, переживающими нарушение сексуальной роли и испытывающими нарушение личностного равновесия.
Фигура, части которой плохо связаны, изображаются людьми импульсивными, имеющие низкую фрустрационную толерантность. Важно обращать внимание на места, где контур фигуры разорван, поскольку это признак сферы, в которой имеется конфликт. Заштрихованная фигура может свидетельствовать о чувствах тревоги, причем выраженность тревоги может быть оценена в соответствии со степенью затененности.
Прозрачная фигура(в которой через одну часть тела « просвечивают» другие, а иногда видны и внутренние органы) встречаются в рисунках довольно редко и свидетельствуют о нарушении интеллектуальных функций, органической симптоматике, а также сексуальных конфликтах.
Обобщенная (схематическая) фигураможет указывать на депрессивные тенденции, нехватку энергии, стремление к замкнутости, отгороженности, неконтактности.
Детализированная, тщательно прорисованная, фигурачеловека встречается у людей педантичных, скованных, ригидных, имеющих обсессивно - компульсивные тенденции.
Наклоненная фигура человека(более чем на 15 градусом) отражает психический дисбаланс, нестабильность.
Изображение бегущего человекаобычно свойственно людям, испытывающим желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации, возможно, ощущающим тревожность, страх.
Мужские и женские фигуры. По рисункам, на которых изображены мужчины или женщины, можно судить о том, какие чувства испытуемый имеет по отношению к мужчинам и женщинам. Было установлено, что 87 процентов нормальных здоровых людей с учетом возраста, пола, супружеского статуса, первой рисуют фигуру одинакового с собой пола. В противном случае, можно говорить о проблемах, связанных с половой идентификацией. Если у фигур абсолютно отсутствуют признаки половой принадлежности, можно говорить о наличии сексуальных проблем.
У детей, как правило, женские фигуры рисуются большего размера, если же подобное имеет место в рисунках взрослых мужчин, то это указывает на некоторую пассивность или чувство неадекватности, Больше, но размеру женские фигуры в рисунках женщин свидетельствует о маскулинности и враждебных чувствах, но отношению к мужчинам.
Когда фигур; своего пола рисуется в профиль, а противоположного — в фас, это указывает на наличие проблем. Например, если мужчина изображает мужскую фигуру в профиль, а женскую — в фас, это указывает на то, что он испытывает потребность в защите самого себя и в то же время уделяет пристальное внимание женщинам, в которых ищет источник для решения своих проблем.
Когда фигура человека содержит иные детали или признаки, присущие противоположному полу (например, изображение женщины с мужским галстуком, орлиным носом, тяжелым мужским подбородком, или женские плечи и фигуре мужчины и т. и.), это может свидетельствовать о нарушениях полоро-левой идентификации гомосексуальных тенденциях, о переживаниях своей неадекватности и повышенной тревоги. Возраст человека, изображаемого на рисунке, может рассматриваться как желательный или приписываемый себе психологический возраст. «Омолаживание» может быть связано, например, со стремлением вернуться в более ранний период жизни, эмоциональной фиксацией на данном периоде, а также эмоциональной незрелостью, инфантилизмом. «Увеличение возраста», напротив, отражает потребность придать себе большую значимость, стремление выглядеть более опытным, более зрелым, мудрым. В ряде случаев люди, которые чувствуют себя психологически истощенными, изображают на рисунке дряхлых стариков.
При анализе рисунков очень важно учитывать то эмоциональное состояние, настроение, которое возникает при непосредственном восприятии и только после этого постепенно переходить к анализу деталей.
Голова. Голова человека- это орган интеллектуальной активности, центр локализации ЭГО, центр рационального начала.
Голова – это первое изображение, которое рисуют дети. Голова - это часть человеческой фигуры, которой они приписывают исключительную важность, это та часть, о которой в наибольшей степени идентифицируется человек. Большинство взрослых людей также уделяют пристальное внимание изображению именно этой части человека.
Изображение головы в рисунке человека может рассматриваться как символическое отражение сферы интеллектуального, рационального контроля, воображения, фантазирования и ЭГО человека.
Большая голова довольно часто встречается в рисунках прекрасно адаптированных людей с высоким интеллектуальным уровнем, которые ценят интеллектуальное начало в людях. Установлено, что творческие одарённые люди, и особенно дети, склонны к изображению большой головы на рисунке «человек». Кроме того, большую голову обычно рисуют люди, ориентированные на фантазирование как главный источник удовлетворения. Большую голову также рисуют люди неадаптированные или плохо адаптированные к действительности, но воспринимающие интеллект как сверхценность, подчеркивающие значение интеллектуальной сферы, а также те люди, которые склонны к грандиозным тенденциям («раздувающие ЭГО»). В ряде случаев большая голова встречается в рисунках людей часто испытывающих боль в области головы и имеющих какие-либо органические поражения.
Маленькая голова в рисунке человека чаще всего встречается у людей, испытывающих чувства неадекватности в социальной, интеллектуальной или сексуальной сферах. Такие головы изображают люди, стремящиеся преодолеть рациональный контроль для удовлетворения телесных влечений и уйти от болезненных переживаний или чувства вины, и проявляющих повышенную импульсивность в своём поведении.
Необычная форма головы встречается в рисунках людей, имеющих психические расстройства или органические поражения (часто в таких случаях голова рисуется в последнюю очередь).
Голова, оторванная от шеи, отражает страх наказания.
Выделение волос в рисунке может быть связано со стремлением казаться активным, решительным, мужественным, чувственным, сладострастным или с компенсацией чувства сексуальной озабоченности или импотенции. Иногда такое изображение полос встречается у людей нарцисстического склада. Это особенно проявляется в тех случаях, когда изображается оригинальная прическа с необычным косметическим оформлением или волосы рисуются очень тщательно.
Волосы длинные, незакрашеные (как бы накладные) рисуют люди, испытывающие противоречивые чувства по отношению к сексуальной тематике и склонные к фантазированию в этой области.
Волосы, сильно заштрихованные часто изображают люди, испытывающие беспокойство и тревогу по поводу собственных фантазий и мыслей. Сильная штриховка, как правило, присутствует в рисунках людей, испытывающих тревогу по поводу сильных и страстных желании, которые их одолевают.