Файл: Методичка - ПсихПедПрактика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 435

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ф.З. Сиафетдинова

Оглавление

Введение

I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.

Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности

1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:

1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:

1.3. Организаторские способности складываются из умения:

1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:

1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:

II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики

2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы

2.2. Изучение

2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом:

2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:

III. Система психолого-педагогических заданий

V. В помощь студенту-практиканту

5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.

5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

4. Общественная деятельность и активность.

5. Направленность личности учащегося и специальные способности.

6. Дисциплинированность.

5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

Краткие методические указания по изучению коллектива класса.

5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

1. Титульный лист:

2. На второй странице отражаются:

5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.

2. Эстетическое воспитание.

3. Трудовое воспитание.

Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.

5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.

5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*

5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.

5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.

2. Вопросы для беседы с трудным учеником:

5.12. Типичные ошибки студента – практиканта

5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.

5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.

5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.

Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося

Исследование особенностей мышления по методу пм Равена

Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна

Распределение количественного показателя

Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба

1.8. Опросник «Акцент 2-90»

1.9. Проективная методика «Рисунок человека»

1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,

1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.

1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)

Психологическое значение цвета.

1.13. Методика «Ценностные ориентации» (м.Рокич) Приложение 2. Методики психологического исследования коллектива учащихся

2.1. Опросник д.Кейрси

Опросник кейерси

2.2. Тест с.Розенцвейга

2. Тревожность:

3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)

Приложение 4. Классификация психологического инструментария

Редкие волосы, дыбом, обычно рассматриваются как проявление недостаточной мужественности и силы.

Взлохмаченные волосы обозначают подверженность влечениям, слабый самоконтроль в отношении сексуальных импульсов.

Отсутствие волос (лысая голова) чаще встречается при изображении мужчин и отражает переживания человека по поводу недостатка мужественности.

Лицо. Лицо человека рассматривается как индикатор социального приспособления, как «зеркало» отношений к другим людям.

Прорисовка черт лица связана с выраженностью социальных потребностей экспрессивностью и коммуникативными способностями человека. Лучше всего черты лица прорисованы в рисунках девочек по сравнению с рисунками мальчиков.

Когда девочки уделяют большое внимание прорисовке черт лица, это свидетельствует о хорошей половой идентификации; о стремлении поддерживать. Положительные социальные установки. Тщательна прорисовка лица в рисунках; мальчиков, как пра­вило, обнаруживается в случаях озабоченности своим внешним видом, при выраженном стремлении компенсировать свои недостатки, а также в случаях формирования женского поведения под влиянием доминантной мамы. В рисунках взрослых людей могут быть обнаружены те же тенденции.

Отсутствие черт лица у нарисованного человека связано, по-видимому, с наличием у испытуемого каких-либо ложных межперсональных отношений, уклончивостью, враждебностью и выраженной настороженностью. В этом случае психологический прогноз не очень благоприятный в связи с тем, что предрасположенность к социальному взаимодействию и восприимчивость минимальна.

Слабо прорисованные черты лица указывают на застенчивость, робость, постоянное самосознание в персональных взаимоотношениях и ощущение собственной неадекватности.

Сильно нарисованные черты лица могут означать и отражать чувства сильной озабоченности отношениями с другими людьми тем, какое впечатление производится на других, кроме того, ощущение беспомощности, неадекватности, которые часто компенсируются агрессивным и доминантным поведением.

«Разорванное» лицо, контур которого прерывается или не замкнут, обычно встречается в рисунках людей, испытывающих страх, неадекватность, воспринимающих действительность в искаженном свете, а так же у людей имеющих, органическое или психологические нарушения.

Заштрихованное лицо часто изображают люди, испытывающие серьёзные психические расстройства и чувства беспокойства и отличающиеся слабой «Я-концепцией» - плохим самопониманием. «Детское лицо» в рисунке взрослого человека указывает на наличие инфантильных тенденций в поведении.


Глаза. Глаза - один из важнейших частей лица, они позволяют человеку получать информацию о мире, о других людях.

Большие глаза рисуют люди, испытывающие потребность в зрительном контроле межперсональных связей и в отношении их физического окружения. Такие газа рисует и те, кому свойственно чувство беспокойства, подозрительность, вуаляризм и потребность в самозащите. Это характерно и для тех. Кто переживает чувство опасности, ощущает собственную неуверенность в контактах и страх.

Большие орбиты глаз в сочетании с маленькими глазами или зрачками указывают на устойчивое визуальное любопытство, чувство вины в связи с пристрастием подсматривать за другими с избыточным любопытством.

Большие глаза без зрачков указывают на некоторые эгоцентрические тенденции, незрелость и чувство вины в связи с вуаляризмом.

Выпученные глаза характерны для рисунков грубых, черствых людей, проявляющих свою агрессивность во вне.

Большие глаза с длинными ресницами также указывают на эгоцентризм, стремление обратить на себя внимание и возможно, гомосексуальные тенденции.

Глаза с выделенной внешней линией встречаются в рисунках людей, испытывающих чувства опасности, подозрительности, то есть обнаруживающих некоторые паранойяльные тен­денции.

Маленькие глаза (маленькие кружочки для глаз) могут встречаться в рисунках людей, погруженных в себя, желающих видеть как можно меньше. Хотя в детских рисунках подобная прорисовка глаз может встречаться довольно часто.

Глаза как точки указывают на подозрительность, нарушение межличностных отношений, в отдельных случаях па симптоматику «бреда отношений».

Закрытые глаза символизируют сильное стремление к избеганию неприятных визуальных стимулов, некоторую враждебность. Это справедливо и для тех случаев, когда глаза скрываются под полями шляпы.

Отсутствие глаз отмечается в рисунках людей испытывающих зрительные галлюцинации и стремящихся к избеганию визуальной стимуляции.

Глаза, как бы смотрящие в сторону, (взгляд в сторону)- такое изображение обычно свойственно людям с параноидальными тенденциями или высоким уровнем подозрительности.

Уши. Довольно часто в рисунках детей, а иногда и в рисунках взрослых уши не изображаются. Однако необычное их изображение может свидетельствовать о некоторых психологических проблемах.


Известно, что если какая-либо часть тола в рисунке выделена, то с этой частью обычно связана какая-то проблема — или физическая или психологическая. В этом смысле необычное изображение ушей может отражать физическую проблему (нарушение слуха), а также навязчивое стремление постоянно прислушиваться, повышенную чувствительность к социальной критике или подверженность к слуховым галлюцинациям. Такого рода психологические проблемы могут быть обнаружены, если уши необычны по форме, сверх подчеркнуты или акцентированы, преувеличены в горизонтальном или вертикальном направлении.

Маленькие или слабопрорисованные уши характерны для людей, желающих закрыться от критики, заглушить её, стремящиеся избирательно воспринимать информацию.

В ряде случаев при детальной прорисовке всех частей тела человека, но при отсутствии ушей, можно предположить наличие слуховых галлюцинаций.

Нос. Нос рассматривается как сексуальный символ, и принято считать его наиболее видным «фаллическим заменителем».

Необычное изображение носа часто указывает на сексуальные затруднения, страх, чувство неполноценности или импотенцию.

Нос большой, выделенный, длинный в рисунках символизи­рует желание продемонстрировать мужественность или страх перед импотенцией, чувства неадекватности в мужской роли и стремление к ней (в рисунках подростков).

Курносый нос, выделенный, акцентированный, отражает высокую степень сексуальной неприспособленности, затруднения адаптации.

Прорисованные ноздри указывают на стремление человека к чувственным удовольствиям, на повышенную обонятельную чувствительность или ее нарушения.

Рот. Рот – самый первый рецептор приятных ощущений для ребёнка, а также «орудие» агрессии орган познания мира и контактов с другими.

Выделение рта в рисунках может свидетельствовать о повышенной вербальной активности, возможно, об оральных кон­фликтах, например, проблемы приема пищи, речевые пробле­мы, алкоголизм, словесное недержание. В отдельных случаях выделенный и преувеличенный рот рассматривается как символ орального эротизма.

Когда рот отсутствует, это может быть связано с чувством вины в связи с оральными конфликтами, проблемами вербальной коммуникации с другими людьми.

Рот, изображённый одной линией, отражает напряжение, и, возможно тенденцию к гиперкритичности, критиканству, агрессивности.


Широкий оскал улыбки нормален для детских рисунков и является своеобразным штампом для изображения человека, это может выражать подавленную конгениальность или несоответствующий эффект у взрослого человека, а также вынужденную приветливость.

Изображение зубов, особенно в рисунках взрослых людей, как правило, связано с детскими агрессивными тенденциями, гневом, враждебностью, оральной агрессией.

Подбородок. Подбородок — символ мужественности, решительности, на­стойчивости. Подчеркнутый подбородок отражает потребность доминирования, подчинения себе других людей.

Слишком крупный подбородок может рассматриваться как компенсация слабости и нерешительности и стремление проявить свою мужественность, продемонстрировать большую ре­шительность и скрытый страх перед ответственностью, замаскировать собственную неполноценность. В некоторых случаях возможны агрессивные тенденции.

Слабовыраженный маленький подбородок отражает чувст­во беспомощности, неуверенности, переживание импотенции.

Подбородок, скрытый за бородой (при наличии усов) - стремление обратить на себя внимание, выраженное желанно подчеркнуть свою мужественность, силу, мужскую привлека­тельность и сексуальные достоинства. Борода может рассмат­риваться как заменитель фаллоса, признак потребности демонстрировать мужественность. То же значение имеют и усы.

Шея. Шея – это связующее звено между головой и телом, она отражает интеграцию интеллектуальных и эмоциональных проявлений. В психоаналитических терминах — это может быть рассмотрено как связь между контролем ЭГО и импульсами Ид.

В общем, чем больше выражена шея, тем сильнее у человека потребность к контролю этих угрожающих для него импульсов.

Акцентированная, подчеркнутая шея указывает на повышенный интерес к телесным функциям и в то же время имеет

Место сильная потребность в защитном интеллектуальном контроле эмоциональных импульсов.

Короткая толстая шея отражает тенденцию быть грубоватым, упрямым, потворствовать своим слабостям и желаниям.

Толстая и длинная шея (крупная) означает осознание человеком своих телесных импульсов и выраженное стремление к их контролю.

Длинная шея может быть связана с социальной отгороженностью и ригидностью человека, который много предпринимает попыток для того, чтобы жестко контролировать свои базисные потребности. Длинная и тонкая шея встречаются в рисунках людей с шизоидными чертами личности.


Одномерная шея (как палка) указывает на слабую координацию влечений и интеллектуального контроля.

Шея отсутствует, как правило, это имеет место в рисунках людей недостаточно зрелых, находящихся во власти телесных влечений и имеющих проблемы с рациональным управлением своими импульсами.

«Адамово яблоко на шее» (кадык)- подчеркивающие и укрепление мужественности.

Туловище. Тело человека (туловище) ассоциируется с основными потребностями (драйвами) и связано с личностными аттитюдами в отношении этих драйвов. Отсутствие тела встречается чрезвычайно редко, за исключением рисунков маленьких детей. Если в рисунках старших детей и взрослых тело отсутствует, то это свидетельствует о серьёзном уровне нарушений в органической сфере, возможным нарушением схемы тела, или об ипохондрии, отрицании телесных влечений, а также в ряде случаев о проблеме самопринятия.

Наиболее часто туловище изображается при помощи простой овальной формы. Крупное туловище обычно встречается в рисунках людей, имеющих большое число неудовлетворенных потребностей как осознаваемых, так и неосознаваемых.

Маленькое туловище изображается людьми, отрицающими телесные влечения, рассматривающих телесные влечения как низменные, а также переживающих чувства унижения и собственной малоценности.

Длинное и узкое тело рисуется людьми замкнутыми, отгороженными, имеющих плохой контакт с окружающими, проявляющие шизоидные черты личности.

Угловатое или квадратное тело рисуют люди, стремящиеся подчеркнуть мужественность.

Довольно часто испытуемый рисует тело, подчеркивая грудную клетку и прорисовывая ливню талии, используя для этого ремень. Выделение всего этого обычно свидетельствует о сек­суальном конфликте или напряжении, испытываемом в связи с получаемыми импульсами. Это может сопровождаться значительной разницей в качестве линий в верхней и нижней части рисунка. Линия талии - это линия координации сексуальных побуждений и контроля над ними, она чаще всего рассматри­вается как символическое выражение стремления к власти над сексуальными побуждениями.

Акцептирование области груди чаще всего встречается у эмоционально незрелых мужчин, испытывающих зависимость от матери, а также у девушек в связи с развитием их грудных желез.

Прорисовка женской груди и акцентирование сосков встре­чается у детей, испытывающих сильную зависимость от матери, у людей с психосексуальными отклонениями.