Файл: Методичка - ПсихПедПрактика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ф.З. Сиафетдинова

Оглавление

Введение

I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.

Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности

1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:

1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:

1.3. Организаторские способности складываются из умения:

1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:

1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:

II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики

2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы

2.2. Изучение

2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом:

2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:

III. Система психолого-педагогических заданий

V. В помощь студенту-практиканту

5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.

5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

4. Общественная деятельность и активность.

5. Направленность личности учащегося и специальные способности.

6. Дисциплинированность.

5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

Краткие методические указания по изучению коллектива класса.

5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

1. Титульный лист:

2. На второй странице отражаются:

5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.

2. Эстетическое воспитание.

3. Трудовое воспитание.

Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.

5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.

5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*

5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.

5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.

2. Вопросы для беседы с трудным учеником:

5.12. Типичные ошибки студента – практиканта

5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.

5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.

5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.

Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося

Исследование особенностей мышления по методу пм Равена

Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна

Распределение количественного показателя

Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба

1.8. Опросник «Акцент 2-90»

1.9. Проективная методика «Рисунок человека»

1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,

1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.

1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)

Психологическое значение цвета.

1.13. Методика «Ценностные ориентации» (м.Рокич) Приложение 2. Методики психологического исследования коллектива учащихся

2.1. Опросник д.Кейрси

Опросник кейерси

2.2. Тест с.Розенцвейга

2. Тревожность:

3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)

Приложение 4. Классификация психологического инструментария

Гениталии в рисунках изображаются довольно редко. Если их рисуют, то это может быть; связано с примитивными поведенческими тенденциями или шизофренией, а также в тех случаях, когда человек выражает свой протест против сексуаль­ных норм, или демонстрирует свой интерес к сексуальной проб­лематике.

Прорисованные и просвечивающие через одежду половые признаки, как правило, встречаются у людей, испытывающих "патологический" интерес к сексуальной сфере.

Ягодицы (большие, выделенные, акцептированные) очень часто встречаются в рисунках людей с гомосексуальными тенденциями.

Пупок в рисунке «человека» указывает на некоторый эгоцентризм и зависимость.

Несимметричное туловище, правая и левая части которого непропорциональны, отражает наличие конфликта в сфере полоролевой идентификации, некоторую неадекватность в сексуальной роли.

Мускулистое тело с выделенными мышцами встречается часто в рисунках нарцисстического склада, стремящихся представлять себя в выгодном свете, замкнуться на собственной персоне и ожидающих позитивного подкрепления со стороны.

Плечи. Плечи - символическое выражение физической силы, мощи человека. Большие плечи, как правило, рисуют люди, испытывающие сверхозабоченность необходимостью силы и мощи, а также ощущающие большую силу и испытывающие телесные импульсы.

Маленькие плечи, как правило, встречаются в рисунках людей, испытывающих ощущение ничтожности и малоценности, либо переживающие комплекс неполноценности, если плечи очень узкие.

Покатые плечи характерны для людей, переживающих чувства уныния, отчаяния, испытывающих чувства вины и недостаток жизненных сил.

Плечи симметричные, аккуратно прорисованные, слегка ок­ругленные символизируют ровное гибкое, хорошо сбалансированное проявление силы человека, пластичность, уравновешен­ность.

Угловатые плечи (квадратные, прямоугольные) часто встре­чаются в рисунках людей, занимающих оборонительную пози­цию по отношению к другим людям, излишне осторожных, испытывающих враждебные тенденции.

Плечи неравные (отличающиеся по размеру) отражают проблемы эмоциональной нестабильности, внутриличностной несбалансированности. Указывают на отсутствие внутреннего равновесия в связи с сексуальной этиологией (особенно, если одно плечо больше похоже на женское, а другое — на мужское).


Руки. С помощью рук человек владеет своим физическим и межперсональным окружением. Поэтому руки рассматриваются в качестве основных средств воздействия на мир, средств физического поведения других людей, органов управлении изменения среды, а также средств выражения чувств человека. Отражения его личной силы и контактности с окружением.

Расслабленные, свободные гибкие руки чаще всего присутствуют в рисунках нормальных людей способных легко адап­тироваться в межперсональных отношениях.

Отсутствие рук в рисунках может обозначать чувство вины, выраженную депрессию, «уход» из среды по типу невключения, чувства бессилия, неадекватности, подавляемые враждебные тенденции.

Крупные, толстые руки чаще всего встречаются у людей, стремящихся к максимальному удовлетворению витальных потребностей, сильных, энергичных, которым свойственна борьба за достижения. |

Мощнее руки, как правило, рисуют люди, испытывающие агрессивнее тенденции.

Руки, ширина которых больше, чем ширина плеч (массивные руки) символизируют недостаток контроля над импульсивными действиями. Мускулистые руки указывают на стремление! к власти, демонстрации собственной силы, агрессивные тенденции.

Руки, тщательно прорисованные, акцентированные отра­жают базовое стремление человека к борьбе.

Топкие, слабые (безвольные, чахлые) руки часто встреча­ются в рисунках людей переживающих тщетность своих уси­лий, чувствующих, собственную слабость, неадекватность, неэффективность и беспомощность.

Руки жесткие, расположенные близко к телу, характерны для рисунков людей, сдерживающих свои проявления ригидных, неповоротливых, не способных построить легкие, непринуждённые, душевные взаимоотношения с другими.

Длинные руки характерны для рисунков людей, испытывающих амбициозные устремления, желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то, а также потребность в автономии (особенно в рисунках детей).

Руки длинные и слабые символизируют зависимость и потребность в опеке.

Короткие руки указывают на наличие тенденции к отчуж­денности, обращенность во внутрь, попытку сдерживать эмоциональные проявления.

Чрезмерно короткие руки свойственны людям, испытывающим чувства неадекватности, а также присущи людям, у ко­торых отсутствует стремление к деятельности.

Крылоподобные руки (с пальцами, похожими на перья), как правило, встречаются в рисунках шизоидов.


Руки, поднятые вверх (с длинными пальцами), могут самореализовать стремление компенсировать собственную слабость, желание быть сильным, властвовать над другими, возможны агрессивные желания (особенно у детей), а стремление подавить чувство враждебности по отношению к окружению.

Широко раскинутые руки рисуют люди, имеющие амбициозные устремления в отношении других людей, стремление к действию.

Руки, раскинутые в стороны, со сжатыми кулаками, отража­ют агрессивные тенденции.

Руки, вытянутые вдоль туловища, указывают на трудности в социальных контактах, пассивность, как способ защиты от агрессии, страх перед агрессивными импульсами.

Руки, скрещенные на груди, встречаются в рисунках человека, испытывающего враждебные чувства к окружению, подозрительность. Сложенные руки также встречаются в рисунках людей, склонных к отрицанию, чувствующих себя отвергнутыми и подозревающими других во враждебных установках.

Руки, скрещенные за спиной, отражают позицию сопротивления межличностным отношениям и указывают на недостаточность контроля над чувствами враждебности и гнева, а также на нежелание уступать и идти на компромиссы.

Руки, сложенные не за спиной, а в анальной области, характерны для рисунков людей, обнаруживающих гомоэротические влечения.

Руки, упирающиеся в бока, обнаруживаются на рисунках людей, занимающих позицию «вздорного собеседника», готово­го к проявлению враждебных тенденций.

Заштрихованные руки (затененные) отражают агрессивные импульсы, повышенную напряженность, которую испытывает при контактах с окружающими людьми.

Кисти рук. Кисти – это важный элемент. Поэтому весьма существенна манера их изображения, по которой можно судить о вариантах социального поведения, о характере контактов с окружением.

Сильно заштрихованные кисти рук (акцентированные, выделенные) свидетельствуют о беспокойстве или чувстве вины в связи с нежелательным социальным поведением, возможной агрессивностью или мастурбационной активностью.

Большие кисти рук, как правило, изображают люди актив­ные, деятельные, контактные.

Укороченные, подрезанные, маленькие кисти присутствуют в рисунках людей, испытывающих беспокойство, тревогу при контактах с окружением и переживающие чувство неадекватности в ситуациях социального взаимодействия.

Кисти, сжатые в кулаки, появляются в рисунках людей, склонных к протестным, бунтарским реакциям.


Кисти рук, сложенные в замок, свидетельствуют о наличии сознательного усилия человека подавить и проконтролировать проявления своих агрессивных импульсов.

Пальцы рук. Если на рисунке изображается недостаточное количество пальцев на руке (меньше пяти), то это может указывать на зависимость и бессилие человека. В противоположном случае, когда пальцев больше чем пять, проявляется тенденция к агрессивности и амбициозности.

Изображение пальцев, при отсутствии ладоней связано с проявлением таких черт как грубость, черствость, инфантилизм и агрессивность.

Очень длинные и закругленные пальцы рук обычно рисуют люди, имеющие побуждения к уточненному социальному поведению и ощущающими недостаточную способность к этому.

Пальцы, похожие на крючки, («загнутые ногти») символизируют проявление агрессивных тенденций.

Шипопобные пальцы указывают на наличие ощущения враждебности к окружению.

Пальцы-палочки встречаются у людей инфантильных испытывающих агрессивные чувства и демонстрирующих некоторую грубость по отношению |к другим людям.

Пальцы – лепестки (листочки) указывают на незрелость, инфантилизм.

Пальцы, как гроздь винограда, встречаются в рисунках людей, демонстрирующих некоторую детскость в поведении.

Пальцы, как стрела выражают параноидальные тенденцию или открытую агрессию.

Тщательное изображение ногтей, суставов, пальцев, локтей указывают на концентрацию человека на соматических проблемах, возможно, даже ощущение телесной дезорганизации. В ряде случаев подобное изображение встречается в рисунках людей незрелых, зависимых, нерешительных, имеющих обсессивно-компульсивную проблематику.

Ноги. Ноги являются символическим изображением локомоторной активности, способности к перемещению, адекватности и чувства безопасности, одним словом, они символизируют «психологическую опору» человека

Когда в рисунках отсутствуют ноги, это может указывать на патологическое чувство беспомощности, зажатости, ограниченности проявлений собственной воли, наложение запрета на удовольствие от жизни.

Ноги, не поместившиеся на листе, (как бы отрезанные его краем) также символизируют эмоциональную апатию, замкнутость, робость, возможно угрызения совести в связи с пережитой ситуацией.

Когда ноги человека как бы «летают в пространстве» или не касаются твёрдой почвы, обследуемый испытывает чувство незащищённости и неуверенности в себе. Иными словам он «не заземлён», и поэтому не может эффективно «двигаться» в этом мире.


Большие длинные ноги в рисунке, как правило, рассматриваются как свидетельство сильного стремления к независимости, потребности в автономии.

Короткие ноги встречаются в рисунках людей, испытывающих ощущение психической и физической неловкости, переживающих чувство раскаяния в связи с какой-то ситуацией или прибывающих в состоянии эмоциональной апатии.

Акцентированные, выделенные ноги рисуют люди, проявляющие агрессивные тенденции по отношению к окружению, грубость, черствость.

Широко расставленные ноги, особенно если фигура располагается в центре листа, также указывает на агрессивность, демонстрируемое откровенное пренебрежение. Довольно часто такая «агрессивная постановка» связана с маскировкой чувства незащищенности, на что могут указывать и другие части рисунка.

Скрещенные ноги или сильно сдвинутые символизируют напряженность человек некоторую ригидность, опасения по поводу сексуальных притязаний со стороны других, плохую сексуальную адаптацию. В отдельных случаях могут указывать на гомосексуальные тенденции, сопровождающиеся переживанием чувства вины.

Разноразмерные по длине и ширине ноги изображаются людьми, испытывающими озабоченность в борьбе автономию или независимость, а также переживающими смешанные чувства в отношении собственной автономности.

Акцентированные коленные чашечки на ногах встречаются в рисунках людей, имеющих гомосексуальные устремления.

Стопы ног. Стопы можно рассматривать как продолжение ноги, в свою очередь, их можно рассматривать как обозначение чувств человека в отношении собственной мобильности. Очень важно обращать внимание не только на то, как они нарисованы, но и та, каким образом осуществляется контакт с почвой. Некоторые авторы склонны рассматривать стопы как фаллической заменитель.

Отсутствие стоп на рисунке обозначает замкнутость, робость, беспомощность, ограничение независимости, в некоторых случаях психологические проблемы.

Выделение, акцентирование стоп на рисунке может быть связано с сексуальными проблемами и чувством вины, возможно, обсессивными тенденциями.

Маленькие, крошечные стопы отображают чувство незащищённости, зависимости, подавленности. Боязливости, скованности. Когда крошечная ножка встречается в рисунках мужчин, это может указывать на женственность в поведении.

Большие длинные стопы указывают на потребность демонстрировать мужественность, чувствовать безопасность своего положения.