ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 437
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
Если на рисунке присутствует изображение тщательно прорисованных ботинок, это может свидетельствовать о некоторой навязчивости в связи с сексуальными проблемами, особенно если это встречается в рисунках мужчин и при наличии тщательно прорисованных шнурков.
Когда аккуратно прорисовываются пальцы ног, суставы, ногти - это связано с проблемами импульсивности поведения некоторой агрессивностью, слабостью самоконтроля.
Щиколотки на ногах, которым в рисунке уделяется большое внимание, как и запястьям, часто встречаются в рисунках людей, которым свойственна женственность в поведении мягкость, некоторая нерешительность.
Так как здоровые нормальные люди не уделяют внимания изображению стоп, это та деталь в рисунке, которая часто прорисована хуже всего. Поэтому интерпретация этой детали требует учета в обращении внимания на соотнесения значения всех частей фигуры человека.
Одежда человека. Важность одежды в рисунке человека приблизительно такая же, как и её значение в жизни человека. Она используется для обеспечения социального принятия, прикрытия наготы и представляет собой фасад цивилизованного мира. Поэтому нетипично для человека рисовать обнаженную фигуру, за исключением случаев сексуальных проблем, эгоцентричности или телесного нарциссизма, а также случаев дефицита сексуального удовлетворения.
Когда художники или студенты художественных вузов рисуют обнаженную фигуру, то это; совершенно не связано с их психологическими конфликтами, а, связано с их профессиональными занятиями и тренировкой.
Излишние одетые фигуры, как правило, отражают сексуальную проблематику, потребность репрессировать свои сексуальные импульсы, а также указывают на наличие потребности в социальном одобрении и желание, представить искусственный социальный фасад перед другими.
Изображение прозрачной одежды характерно для людей, имеющих вуаляристические тенденции, стремление к подглядыванию, в ряде случаев обнаруживающих гомосексуальные тенденций (особенно тогда, когда рисуются прозрачные брюки), или для людей демонстрирующих примитивное сексуальное поведение (особенно тогда, когда изображается прозрачная шляпа)
Мало одежды при изображении человека характерно для людей эгоцентрических, а также для тех, кто обнаруживают шизоиднее тенденции.
Когда человек рисует одежду аккуратную, тщательно прорисованную, это может быть связано с его стремлением к социальному одобрению, к поверхностным контактам, закрытости в общении и предпочтении ролевого взаимодействия межличностному, интимному. Подобное «одевание» фигуры человека отражает наличие сильного рационального контроля, некоторый эгоцентризм или самовлюбленность человека.
Длинная одежда, скрывающая ноги, рисуется людьми инфантильными, эмоционально незрелыми, испытывающими чувство тревоги.
Одежда короткая свидетельствует об эгоцентризме и наличие некоторых эксгибиционистских тенденций.
Одежда, которая как бы развивается под воздействием ветра, встречается в рисунках людей, стремящихся к самораспространению, испытывающими эмоциональную неудовлетворенность и имеющими сексуальные проблемы.
Когда в рисунках изображаются брюки, развевающиеся по ветру, можно предположить наличие мастурбационной активности и ощущение чувства вины в связи с этим.
Значительно более полную информацию можно получить, анализируя стиль одежды. Так, например, строгая деловая одежда указывает на закрытость, стремление контролировать проявления своих чувств. Облачение человека в униформу свидетельствует о потребности в повышении статуса, потребности подчинять себе других людей или подчиняться самому (одежда генерала или форма солдата); если: униформа дополняется оружием (сабля, пистолет и пр.), то имеют место некоторая враждебность, агрессивность и, возможно, концентрация на сексуальной проблематике. Сказочная одежда (принцесс, принцев и пр.) обычно связана со стремлением к фантазированию, уходу от реальности и, возможно, некоторой инфантильностью. Одежда, откровенно подчеркивающая формы фигуры (эротическая), как правило, свидетельствует о напряженной сексуальной потребности. Спортивная одежда проявляет стремление подчеркнуть силу, мужественность, мобильность, активность личностной позиции.
Дополнительные детали одежды, аксессуары. Галстук рассматривается как фаллический символ и свидетельствует о наличии стремления к усилению мужественности, а также, возможно, и переживании сексуальной неполноценности.
Галстук, тщательно прорисованный, часто рисуют люди, озабоченные собственной потенцией.
Галстук неаккуратный, развевающийся по ветру рассматриваются как символ сосредоточенности на сексуальной сфере, и может указывать на откровенную сексуальную агрессивность.
Карманы принято рассматривать в качестве символа женского начала, указывающих на эффективную депривацию и зависимость от матери.
Когда изображается много карманов, то это может свидетельствовать также о пассивных гомосексуальных тенденциях у мужчин.
Платок в кармане костюма часто изображают люди, испытывающие сексуальную неполноценность.
Пуговицы являются символическим обозначением зависимости от матери и свидетельствует об ощущении неполноценности.
Пуговицы на груди в горизонтальном положении часто рисуют люди, идентифицирующие себя с матерью и испытывающие зависимость и находящиеся в состоянии эмоциональной депривации. Пуговицы в вертикальном положении встречаются в рисунках людей, озабоченных соматическим состоянием, а также в случаях регресса.
Пуговицы на манжетах рукавов могут свидетельствовать о зависимости человека, об озабоченности его некоторыми навязчивостями.
Шляпа, которая надета на голого человека, как правило, указывает на регресс и примитивизм поведения.
Ремень, пояс указывают на наличие конфликта между рациональным контролем и сферой влечений. Ремень, украшенный пряжкой, встречается в рисунках людей, испытывающих зависимость и переживающих сексуальный конфликт.
Обувь на высоких каблуках, особенно в рисунках мужчин, может указывать на гомосексуальные тенденции.
Заштрихованные ботинки могут символизировать незащищенность, переживаемую человеком.
Мелкие детали в одежде, обуви и аксессуарах обычно рассматриваются как показатели навязчивости, обсессивно-компульсивной симптоматики.
Серьги обычно рисуют люди, сконцентрированные на сексуальной проблематике, а также ориентированные на демонстрирование себя другим.
Трость также часто рассматривается как аналог фаллоса и свидетельствует о стремлении к подчеркиванию мужественности, мужской привлекательности, что является выражением сопротивления сексуальному снижению, опасений по поводу импотенции.
Сигарета, трубка во рту также отражает стремление к укреплению мужского начала, к концентрации на сексуальной сфере и может указывать на оральный эротизм.
Трубка, отставленная ото рта, также указывает на склонность к манипулированию временем, нерешительность в контактах с людьми, подчеркиванию мужественности и привлекательности.
Изо5ражение маски па лине человека является признаком осторожности, скрытности человека, а также может встречаться в случаях отчужденности и деперсонализации.
Оружие (нож, сабля, пистолет) символизирует подчеркивание мужественности, агрессивность и, возможно, делинкастные тенденции в поведении.
Так, например, если персонаж рисунка перемещается в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к отходу от действительности, потере опоры под ногами, наличие защитных механизмов по типу фантазирования.
Поворот фигуры в профиль или спиной указывает на определенный тип реагирования человека (см. «Человек»), для которого характерна некоторая скрытность уход в себя, потеря целостности самоощущения и реагирования.
Изменение размера фигуры. Увеличение размера фигуры «Человека под дождем» встречается иногда у людей, которые в трудных ситуациях чувствуют себя более сильными, уверенными. Неприятности мобилизуют их. То же имеет место у людей, которые только демонстрируют свою мужественность, жизнестойкость, уверенность другим людям по типу компенсаторных защитных механизмов, но в действительности не обладают этими качествами.
Для более точной интерпретации необходимо учитывать все детали рисунка и особенности изображения.
Уменьшение фигуры «Человека под дождем» имеет место в рисунках людей, пасующих перед неприятностями, нуждающимися в защите и покровительстве, имеющих тенденцию к регрессивному, инфантильному способу реагирования на сложные ситуации и стремление перенести ответственность за собственную жизнь на других людей.
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
Рисунок несуществующего животного (РНЖ) — проективная методика исследования личности, предложена М. 3. Друкаревич. Использование данной методики для исследования интеллектуально-личностных особенностей клиентов обосновано, с одной стороны, удовлетворительной конвергентной валидностью, показанной путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В. Яньшин, 1988, 1990), с другой стороны, валидностью при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т.И. Краско, 1995) для решения задачи данного исследования, связанного с дифференцированным подходом к клиенту, при определении доминирования медикаментозного или психологического лечения в процессе медико-социальной реабилитации.
Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его тесная связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии.
Данная методика также применяется для изучения личности старшего школьника вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное».
Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.
ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен средней линии стандартного вертикального листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражение) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; претензией на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание. Положение рисунка в нижней части — обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры(голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).