ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 392
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
Если для изображения используются цветные карандаши, то цвета, выбранные для разных членов семьи, могут символическим образом выражать определенные чувства, испытываемые к ним.
Важным показателем является сравнительная величина фигур. При интерпретации величин фигур принимаются во внимание только значительные искажения.
Величина изображенной фигуры, как правило, отражает такие ее психологические характеристики, как сила, превосходство, значимость, доминирование.
Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако для ребенка, как и для древнего египтянина, величина фигуры является средством выражения ее значительности. Поэтому часто в детских рисунках можно увидеть, что изображение ребенком самого себя превосходит по величине изображения родителей. Это может быть связано с эгоцентричностью ребенка, с его попыткой решить, таким образом, проблему «эдипова комплекса». В последнем случае, соревнуясь за любовь родителя противоположного пола, ребенок по величине приравнивает себя к нему, исключая или уменьшая при этом «конкурента».
Маленькими изображают себя дети, чувствующие свою незначительность, ненужность в семье, требующие опеки со стороны родителей. В этом случае их фигуры значительно отличаются по величине от фигур остальных членов семьи. Для сравнения следует отметить, что в среднем семилетний ребенок на 0,3-0,35 см ниже своего родителя. Нарушение этого соотношения указывает на наличие тревожности и чувство небезопасности.
При анализе особенностей изображенных фигур следует обращать внимание на то, как нарисованы отдельные части тела. Так как отдельные части тела связаны с определенными формами активности (общения, передвижения, контроля), то характер их презентации указывает на специфическую проблематику.
Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Когда в рисунках появляются фигуры с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это может указывать на агрессивные желания изображенного таким образом человека. Если ребенок изображает себя самого, таким образом, то это является выражением стремления компенсировать свою слабость, беспомощность или отражает стремление его властвовать над другими. Это еще более справедливо, если в рисунке присутствуют такие признаки, как широкие плечи у фигур или другие атрибуты мужественности.
Отсутствие рук у фигур может отражать как чувство бессилия, неуверенности, ощущение чрезмерного контроля со стороны окружающих, так и потребность ограничивать чрезмерную активность со стороны члена семьи, нарисованного без рук.
Если в рисунке семьи какой-либо член семьи нарисован без головы, или без черт лица, или с заштрихованным лицом, то это указывает на конфликтные отношения с данным человеком или враждебное отношение к нему.
Дополнительную информацию также дает выражение лиц изображенных членов семьи. Следует помнить, что в детских рисунках улыбающееся лицо является своеобразным штампом, поэтому важно отметить, чем изображенные фигуры людей отличаются друг от друга.
Изображение зубов и выделение рта встречается в рисунках детей, склонных к оральной агрессии. Если таким образом изображается какой-то член семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью от этого человека.
Дополнительные детали в рисунке. Дополнительные детали, такие как солнце, тучи, дождь, свечи и т.п. могут указывать на чувства подавленности, потребности в любви и безопасности. То же значение имеет и прочерченная линия основания, находящаяся под ногами у членов семьи.
Некоторые дополнительные предметы, изображенные на рисунке, играющие роль преград между членами семьи, могут символизировать некоторую отдаленность и психологическое дистанцирование.
Анализ процесса рисования. При анализе процесса рисования следует обратить внимание на:
а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.
За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую значимую информацию.
По данным исследований, 35 % детей первой рисуют фигуру матери, 35% - себя, 17% - отца, 8% - братьев и сестер.
Обычно в рисунке первым изображается наиболее значимый, главный или наиболее близкий человек. Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью.
Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано с негативным отношением к ней.
В случае, когда испытуемый сначала рисует мебель, линию основания, солнце и т.д. и лишь в последнюю очередь приступает к изображению людей, есть основание считать, что в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помощи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией.
Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определенными деталями рисунка.
Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.
Стирание нарисованного изображения, перерисование может быть выражением, как негативных эмоций, так и позитивных. В этом случае, при оценке решающее значение имеет конечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком.
Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изображения. Поэтому, к ним надо внимательно прислушиваться. Появление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально «заряженные» области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы (испытуемому) и направить беседу в нужное русло, что позволит более точно подойти к интерпретации рисунка.
IV. Моя семья в образах животных. Методика «Моя семья в образах животных» - модификация теста «Нарисуй свою семью» - предложена Е.В.Романовой. Ее ценность заключается в том, что символический рисунок семьи дает более достоверный материал и позволяет обнаружить подавляемые чувства в обход защитных личностных механизмов.
Методика отражает семейную атмосферу, чувства, испытываемые к отдельным членам семьи и к семье в целом, степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов и помогает выявить источник или главного носителя семейного конфликта.
Процедура проведения исследования при помощи данной методики стандартна. Испытуемому дается лист белой бумаги, цветные карандаши, резинка, простой остроотточенный мягкий карандаш. Инструкция: «Представь, что всех членов твоей семьи заколдовали, и они превратились в животных. Изобрази семью в образах животных».
Одним из важнейших процедурных моментов является составление психологических портретов тех животных, которые изображены на рисунке. Для этого, после завершения рисунка, испытуемого просят рассказать о том, что представляет из себя то или иное животное, и каким характером оно обладает.
При интерпретации результатов очень важно анализировать сам рисунок, исходя из основ интерпретации, учитывая весь комплекс графических показателей (заполнение листа рисунком, размер, цвет, характер линий, стирания, последовательность рисования) и, кроме того, особое внимание следует уделить анализу психологических портретов животных в сопоставлении с их изображением, используя при этом данные психоаналитической трактовки символического значения тех или иных образов животных.
Рассмотрим некоторые примеры интерпретации. Чаще всего дети 12-летнего возраста изображают маму, используя для этого образ кошки.
Давая психологический портрет кошки, ребенок описывает это существо как красивое, грациозное, которое мягко ступает, очень любит чистоту и часто моется. Имеет свободный, независимый характер, любит есть и спать. Иногда – играть. Если кошку не обижать, то она может быть дружелюбной и ласковой, но если ей что-то не понравится, она может выпустить свои острые коготки и сильно исцарапать и искусать. Кошка видит все даже в темноте. Кошка часто ни на кого не обращает внимания, но если ей что-нибудь нужно, она с лестью и дипломатией добьется необходимого.
Сопоставление портрета, сделанного детьми, с психоаналитической интерпретацией символа кошки рассматривающейся как символ женского обаяния, кажущейся безопасности, приятной мягкости, но в то же время символ поглощения, удержания, захвата позволяет увидеть большое сходство. Следует отметить, что в процессе психологической консультации было установлено, что матери, изображаемые детьми в образе кошки, обладают такими качествами, как некоторый эгоцентризм, способность к тонкому манипулированию членами семейной группы, стремление к решению ряда своих проблем за счет других.
В детских рисунках изображение матери в виде кошки часто сочетается с изображением бабушки в виде черепахи. Ребенок дает психологический портрет черепахи как ленивой, медленно передвигающейся, неторопливой. Черепаха любое дело выполняет обязательно до конца. В преодолении трудностей она очень настойчива. Но она пуглива – чуть-что и сразу прячется под панцирь, откуда ее невозможно достать, иначе как разбив. Ее голова похожа на голову змеи. Черепаха устойчивая, прочная, со всех сторон закрыта панцирем. Для детей бабушка-черепаха не совсем понятна, внутренне закрыта, за бабушкой они признают жизненный опыт, мудрость, вескость приводимых аргументов. Она насторожена, пуглива, боится всего нового. Дети считаются с бабушкой, уважают ее, но наряду с этим испытывают некоторое сдерживающее, ограничивающее влияние с ее стороны.
Отца дети довольно часто изображают в образе медведя. Медведя они наделяют такими психологическими чертами, как лень, жадность, стремление все время спать. Медведь неуклюжий, толстый, некрасивый. Он никогда не спешит, делает все старательно. Он очень сильный. Но часто бывает хмурым, сердитым, любит поворчать, не любит компании. Летом заботится о запасах на зиму, зимой мало активен. Медведь не очень смелый, но, в крайнем случае, при опасности, может броситься на обидчика.
Детям в общении с отцом-медведем не хватает эмоциональной открытости, он для них представляется воплощением силы, но силы сердитой, ворчащей, склонной быстрому и немедленному наказанию, и проявлению авторитарности в общении.
Как показали исследования, даже у самых маленьких испытуемых может быть обнаружено достаточно точное видение семейной ситуации. Однако свое психологическое видение близких людей им не всегда удается высказать; рисунок часто отражает то, что невозможно сформулировать словами. Когда детей просили рассказать о том, какая мама, бабушка, папа и т.д., ответы – оказывались однотипными, в них звучали внедренные и закрепленные социальным окружением шаблоны. Характеристики близких людей оказывались обезличенными и часто представляли собой заимствование значимого взрослого.
Однако даже у маленьких детей удается обнаружить тот материал, который отражает отношения в семье как рентгеновский снимок. Чтобы его расшифровать, важно понимать, что он рождается из контекста ситуации, в которой находится ребенок, из той социальной динамики, которая образуется вокруг него.
И потому важным оказывается не только пространственное расположение фигур (например, мама-зайчик как бы «протыкается» хвостом бабушки-крокодила). Важно не только цветовое накопление фигур, дающее информацию о чувствах, так как цвета связаны с эмоционально-личностными характеристиками, но и сочетание цветов во всей семейной картине.