ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 418
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
Бланк к тесту “НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ” Дата___________
1. Думаю, что мой отец редко ____________________________________
2. Если все против меня, то ______________________________________
3. Я всегда хотел ________________________________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост _____________________________
5. Будущее кажется мне __________________________________________
6. Моё начальство _______________________________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь ______________________________________
8. Думаю, что настоящий друг ____________________________________
9. Когда я был ребёнком __________________________________________
10.Идеалом женщины (мужчины) для меня является __________________
________________________________________________________________
11.Когда вижу женщину вместе с мужчиной__________________________
________________________________________________________________
12.По сравнению с большинством других семей моя семья _____________
________________________________________________________________
13. Лучше всего мне работается с ________________________________
14. Моя мать и я ________________________________________________
15.Сделал бы всё, чтобы забыть __________________________________
16. Если бы мой отец только захотел ______________________________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ______________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _______________________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством _______________
________________________________________________________________
20. Надеюсь на __________________________________________________
21. В школе мои учителя __________________________________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь _____________
23. Не люблю людей, которые ____________________________________
24. До _______________________ я _________________________________
25. Считаю, что большинство юношей и девушек ____________________
________________________________________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне ________________________________
27. Моя семья обращается со мной как с ____________________________
________________________________________________________________
28. Люди, с которыми я работаю __________________________________
29. Моя мать____________________________________________________
30. Моей самой большой ошибкой было _____________________________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том ___________________
_______________________________________________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни _______________________________
34. Мои подчинённые _____________________________________________
35. Наступит тот день, когда ____________________________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _______________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться ___________________________
38. Больше всего люблю тех людей, которые ________________________
39. Если бы я снова стал молодым _________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)_____________________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь ___________________
42. Большинство известных мне семей _____________________________
________________________________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые ____________________________
________________________________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей ____________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если _________
________________________________________________________________
46. Думаю, что мой отец _________________________________________
47. Когда мне начинает не везти, я ________________________________
48. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________________
49. Когда я даю другим поручение __________________________________
50. Когда я буду старым __________________________________________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _______________
________________________________________________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня ___________________________
53. Когда меня нет, мои друзья ____________________________________
54. Моим самым живым воспитанием детства является ______________
________________________________________________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) ________________
________________________________________________________________
56. Моя половая жизнь ____________________________________________
57. Когда я был ребёнком, моя семья ________________________________
58. Люди, которые работают со мной ______________________________
59. Я люблю свою мать, но _______________________________________
60. Самое худшее, что мне случилось сделать, это __________________
Ключ - интерпретация
Интерпретация |
Итого |
||||||||
Отношение к отцу |
1 |
|
16 |
|
31 |
|
46 |
|
|
Отношение к семье |
2 |
|
17 |
|
32 |
|
47 |
|
|
Нереализованные возможности |
3 |
|
18 |
|
33 |
|
48 |
|
|
Отношения к подчиненным |
4 |
|
19 |
|
34 |
|
49 |
|
|
Отношение к будущему |
5 |
|
20 |
|
35 |
|
50 |
|
|
Отношение к вышестоящим лицам |
6 |
|
21 |
|
36 |
|
51 |
|
|
Страхи и опасения |
7 |
|
22 |
|
36 |
|
52 |
|
|
Отношение к друзьям |
8 |
|
23 |
|
38 |
|
53 |
|
|
Отношение к своему прошлому |
9 |
|
24 |
|
39 |
|
54 |
|
|
Отношение к лицам противоположного пола |
10 |
|
25 |
|
40 |
|
55 |
|
|
Сексуальные отношения |
11 |
|
26 |
|
41 |
|
56 |
|
|
Отношения к семье |
12 |
|
27 |
|
42 |
|
57 |
|
|
Отношение к сотрудникам |
13 |
|
28 |
|
43 |
|
58 |
|
|
Отношение к матери |
14 |
|
29 |
|
44 |
|
59 |
|
|
Чувство вины |
15 |
|
30 |
|
45 |
|
60 |
|
|
Приложение 4. Классификация психологического инструментария
Примечание. Для творческой и самостоятельной работы студентов при осуществлении индивидуального подхода к исследованию личности учащегося и его семьи.
Методика |
Назначение |
Возраст |
||||
До-школь-ный |
Мл. школь-ный |
Ср.и ст. школь-ный |
Взрос-лый |
Пожи-лой |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Диагностика психофизиологических свойств |
||||||
Тест Э.Ландольта |
Диагностика умственной работоспособности |
|
|
+ |
+ |
|
Тест Тулуз-Пьерона |
Диагностика минимальной мозговой дисфункции |
|
+ |
+ |
|
|
Диагностика интеллектуальных способностей |
||||||
Тест Д.Векслера* (детский/взрослый) |
Диагностика структуры интеллекта |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Интеллектуальный тест Р.Кеттелла (детский/подростковый/базовый) |
Диагностика уровня общего интеллекта |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Кубики Коса |
Диагностика практического интеллекта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Тест Дж. Гилфорда |
Диагностика социального интеллекта |
|
|
+ |
+ |
|
Диагностика креативных способностей |
||||||
Тест Е.Торренса |
Диагностика способностей к творческому мышлению |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Диагностика личностных качеств |
||||||
Тест С.Розенцвейга (детский/взрослый/базовый) |
Диагностика типа реагирования в стрессовых ситуациях |
|
+ |
+ |
+ |
|
Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (детский /подростковый/взрослый) |
Диагностика черт характера |
|
+ |
+ |
+ |
|
Проективная методика «Hand-тест» |
Диагностика агрессивности и социального поведения |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Методы диагностики познавательных процессов |
||||||
Тесты-картинки «Чего не хватает на этих рисунках?», «Сложи картинку», «Чем залатать коврик?» и др. |
Диагностика восприятия ребенка, способности формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти умозаключения в словесной форме |
+ |
+ |
|
|
|
Тест «Кольцо», «Корректурная проба» (символьный/буквенный варианты) |
Диагностика концентрации, распределения, переключения и объема внимания |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Тест «Лабиринт» |
Исследование устойчивости внимания |
+ |
+ |
|
|
|
Методика Мюнстенберга |
Диагностика избирательности и концентрации внимания, помехоустойчивости |
|
|
+ |
+ |
|
Тест «Запомни цифры (слова)» |
Диагностика объема кратковременной памяти |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Тест «Телевизор» |
Изучение наглядно-образной памяти |
+ |
+ |
|
|
|
Пиктограмма |
Исследование опосредованной памяти |
|
|
|
|
|
Тест «Выучи слова» |
Диагностика динамики процесса заучивания |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Воспроизведение рассказа (взрослый вариант) |
Диагностика уровня смысловой памяти |
|
|
+ |
+ |
+ |
Воспроизведение рассказа (детский вариант) |
Диагностика понимания и запоминания текста, особенностей устной речи |
+ |
+ |
|
|
|
Рисуночные тесты «Нелепицы», «Времена года», «Кому чего не достает?» |
Методика оценивает элементарные образные представления человека об окружающем мире и о логических связях и отношениях |
+ |
+ |
|
|
|
Методика «Матрицы Равена» |
Диагностика наглядно-образного мышления |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Методика «Исключение слов» |
Оценка вербально-логического мышления |
+ |
|
|
|
|
Методика «Простые аналогии» |
Диагностика понимания логических связей и отношений между понятиями; устойчивого сохранения заданного способа рассуждений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Методика «Сложные аналогии |
Диагностика сложных логических отношений и выделение абстрактных связей |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
«ШТУР» |
Диагностика уровня интеллекта |
|
|
+ |
+ |
+ |
Опросник «Стиль мышления» (Алексеева А., Громова Л.) |
Оценка стиля мыслительной деятельности |
|
|
+ |
+ |
|
Исследование эмоционально-нравственного развития личности |
||||||
Проективный тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) |
Диагностика уровня тревожности |
+ |
+ |
|
|
|
Проективная методика «Шесть фотографий» |
Диагностика восприятия человеком эмоциональных состояний людей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Методика «Проигрышная лотерея» |
Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Методика «Закончи историю» |
Изучение осознания людьми нравственных норм |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Тест школьной тревожности Филлипса |
Диагностика уровня характера тревожности, связанной со школой |
|
+ |
+ |
|
|
Опросник Спилбергера |
Исследование уровня познавательной активности, тревожности и гнева как состояния и как свойства личности |
|
+ |
+ |
+ |
|
Опросник Басса-Дарки |
Диагностика типов агрессии |
|
+ |
+ |
+ |
|
Исследование типа нервной деятельности по Стреляу |
Психодиагностика психических состояний |
|
+ |
+ |
+ |
|
Опросник САН |
Оперативная и длительная оценка самочувствия, активности, настроения |
|
+ |
+ |
+ |
|
Методика Додонова Б. |
Шкала оценки значимости эмоций |
|
+ |
+ |
+ |
|
Методика Уэссмана-Рикса |
Самооценка эмоциональных состояний |
|
+ |
+ |
+ |
|
Методика Ореховой О. |
Цветовая диагностика эмоций ребенка |
+ |
+ |
|
|
|
Исследование потребностно-мотивационной и волевой сфер личности |
||||||
Методика А.В.запорожца |
Выявление уровня развития целенаправленных волевых действий, содержания нравственных мотивов поведения, соподчинение мотивов |
+ |
+ |
|
|
|
Методика Гинзбурга |
Определение мотивов учения |
+ |
+ |
|
|
|
Тест-опросник уровня субъективного контроля (Бажин Е. И др.) |
Оценка степени ответственности личности в различных сферах жизнедеятельности |
|
|
+ |
+ |
|
Методика «Направленность личности» (В.Смекайл, М.Кучер) |
Исследование направленности личности: на себя, на взаимоотношения, на задание |
|
|
+ |
+ |
|
Тест «Самооценка силы воли» (Обозов Н.) |
Оценка обобщенной характеристики проявления силы воли |
|
|
+ |
+ |
|
Тест юмористических фраз – ТЮЗ (Шмелев А.) |
Диагностика мотивационной сферы личности |
|
|
+ |
+ |
|
Психодиагностические измерения личности |
||||||
Опросник А.Джерсайлда |
Исследование и оценка стойких внутренних состояний личности |
|
|
+ |
+ |
|
Методика «Лесенка» |
Изучение самооценки |
+ |
+ |
|
|
|
Методика Дембо-Рубинштейна (модификация А.М.Прихожан) |
Исследование самооценки |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Тест-опросник Шмишека |
Диагностика акцентуации личности |
|
|
+ |
+ |
|
Методика Д.Кейрси |
Определение типов темперамента |
|
|
+ |
+ |
|
Фрайбургский личностный опросник |
Диагностика важных свойств личности |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Проективная методика «Несуществующее животное», «Автопортрет» |
Оценка личностных особенностей |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Проективная методика «Дом, дерево, человек» |
Исследование представлений человека о себе, своем характере и событиях, происходящих в его жизни |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич) |
Исследование содержательной стороны направленности личности |
|
|
+ |
+ |
|
Тест К.Томаса |
Изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению |
|
|
+ |
+ |
|
Тест мотивации достижений (ТМД) |
Диагностика двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач |
|
|
+ |
+ |
|
Тематический апперцептивный тест Х.Хекхаузена (ТАТ) |
Проективная методика исследования личности |
|
|
+ |
+ |
|
Детский апперцептивный тест Беллака Л. (САТ) |
Проективная методтка исследования личности |
+ |
+ |
|
|
|
Техника апперцепции пожилых Беллака Л. |
Проективная методика исследования личности |
|
|
|
+ |
+ |
Методы изучения социального взаимодействия |
||||||
Методика Р.Жиля |
Исследование сферы межличностных отношений ребенка |
+ |
+ |
|
|
|
Проективная методика «Рисунок семьи» |
Выявление особенностей внутрисемейных отношений |
+ |
+ |
+ |
|
|
Тест «Подростки о родителях» (ADOR) |
Изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте |
|
|
+ |
|
|
Висбаденский опросник (Н.Пезешкиан) |
Исследование личностных характеристик и способов реагирования на конфликты |
|
|
+ |
+ |
+ |
Методика исследования «Незаконченные предложения» Сакса и Леви |
Диагностика системы отношений в семье, к работе и пр. |
|
+ |
+ |
|
|
Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» |
Исследование супружеских взаимодействий, которые носят конфликтный характер |
|
|
+ |
+ |
+ |
Социометрическое исследование (социограмма) |
Сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе |
|
|
+ |
+ |
|
Игровая методика «Дилемма узника» |
Изучение диадного взаимодействия |
|
+ |
+ |
+ |
|
Тест-опросник «Социально-коммуникативной компетентности» |
Оценка особенностей социальных поведенческих реакций |
|
|
+ |
+ |
|
Опросник Т.Лири |
Исследование интерперсонального поведения взрослых людей |
|
|
+ |
+ |
+ |
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом |
Диагностика различных аспектов взаимодействия руководства и коллектива |
|
|
+ |
+ |
|