ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 667
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Главаi. Расширение нато в контексте международной политики
1.2 Формирование новой зоны ответственности.
2.Цели и результаты первой волны расширения нато.
2.2 Дипломатические усилия России в отношении проблемы расширения нато 1991-1999 гг.
2.3. Включение новых членов в структуру нато.
3.Цели и результаты второй волны расширения нато.
НАТО будут проходить даже на территории Украины с согласия украинского руководства. Разумеется, мы понимаем, что перечисленные факты не говорят о подготовке к военному столкновению с Россией61. Для конфликта нет никаких предпосылок. С НАТО налажены партнерские отношения. В Альянсе принимают во внимание нынешний внешнеполитический курс нашей страны, наличие у нас ядерного оружия , а также и другие важные факторы. Вместе с тем, хорошо заметно, что в НАТО предпочитают, что называется,"держать порох сухим", и старые функции времен холодной войны – обеспечить готовность к столкновению в Европе с крупным противником – с НАТО никто не снимал. Они лишь отошли на второй план. Однако военные в Альянсе по-прежнему руководствуются не столько реальными оценками ситуации в Европейском регионе, где отсутствуют прямые угрозы безопасности, в т.ч. в результате беспрецедентных усилий по сокращению уровней вооружений, сколько устаревшими внутренними инструкциями НАТО по защите своих членов. Это вынуждает Россию реагировать соответствующим образом. Теперь конкретно , что настревожит вСвязи с вступлением "семерки" в НАТО.Опыт предыдущей волны расширения
показал, что с этим процессом связано политическое ухудшение двусторонних отношений, и достаточно длительное. На реабилитацию отношений с Польшей, Венгрией и Чехией после их вступленияв НАТО в марте 1999 г. Ушло несколько лет. Это неудивительно, поскольку вступление в НАТО означает растущую зависимость наших соседних государств от натовской системы принятия решений. Такая зависимость возникает по значительно более широкому кругу вопросов, чем
оборона от внешней агрессии, о которой говориться в Вашингтонском договоре. Характерно при этом, что как тогда, таки сейчас натовские новобранцы начинают с попыток решать с нами свои двусторонние проблемы через Брюссель, пытаясь заручиться авторитетом и мощью союзников . И мы вновь, как и несколько лет назад слышим задиристые высказывания в наша дреси наблюдаем мало оправданные действия.
С учетом того, что в Латвии Эстонии примерно 600 тыс. человек русскоязычного Населения до сих пор не имеют гражданства, а Так же лишены многих базовых прав, нам предстоят жесткие переговоры уже не только с руководством этих государств, но, по-видимому, и с руководством НАТО. В этом же ряду стоит и проблема Калининграда.
Другая проблема, связанная с нынешней Волной расширения, обусловлена не урегулированностью проблемы "ДОВСЕ -Балтия-НАТО". Входе недавней неформальной встречи Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел в расширенном до 27 стран составе, а также рабочего визита в Москву Генерального секретаря НАТО Я. Де Хооп Схеффера, от представителей НАТО получено подтверждение обязательств, касающихся военной сдержанности на территории в ступивших в Альянс государств. Там не появятся ядерное оружие и крупные иностранные войсковые соединения (эти обязательства преду-
Смотрены Основополагающим Актом Россия- НАТО от 1997 г.). От Генерального секретаря Альянса и министров иностранных дел балтийских государств получены заверения в том, что эти страны подадут заявку на присоединение к адаптированному Договору об ОВСЕ, как только он вступит в силу. До этого момента указанные государства не будут предпринимать каких-либо действий, иду щих в разрез с целями и принципами Договора62.
Все это в совокупности создает необходимые предпосылки для нормальной работы вступивших в НАТО стран в расширенном Совете Россия- НАТО. Однако проблема обеспечения действенного режима контроля над вооружениями в Европе, который создавал бы надежную основу для стабильного развития отношений между Россией и НАТО, остается нерешенной. Схема ограничений, установленная первоначальным ДОВСЕ, после состоявшегося раунда
Расширения Альянса во многом утратила смысл, а сроки вступления в силу адаптированного ДОВСЕ и, соответственно, появление
Юридической возможности для стран Балтии присоединиться к Договору под надуманными, на наш взгляд, предлогами отодвигаются все дальше.
С системой ДОВСЕ тесно связан и вопрос об анонсированных американским руководством планах реконфигурации военного присутствия за рубежом. Если адаптированный ДОВСЕ не вступит в силу, то правовых механизмов, регулирующих возможности наращивания вооруженных сил и вооружений вблизи российских границ фактически не будет. Это делает ситуацию в области европейской безопасности непредсказуемой63.
И еще один момент. Важно помнить о том, что принятые на Пражском саммите НАТО (2002 г.) решения фактически узаконили выполнение Альянсом любых операций за пределами совокупности территорий входящих в него стран и на значительном географическом удалении. Главный тезис – НАТО должна быть "способна и готова выполнять операции повсюду, где это потребуется". Мандат СБООН на санкционирование силовых действий для НАТО по-прежнему не обязателен, и Альянс продолжает попытки «застолбить» за собой принципиальную возможность действовать в обход СБООН. Учитывая печальный опыт агрессии НАТО против Югославии, у нас, естественно, возникает серьезное беспокойство каждый раз, когда Альянс берется за проведение операций на удалении от территории своих стран-участниц.
Главный вопрос сегодня – что следует делать, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Альянса64.
Разумеется, важно продолжать противодействие попыткам превращения европейской системы безопасности в сугубо НАТО центристскую модель. Она, защищая интересы определенного круга стран, не отвечает и фактически не учитывает интересы национальной безопасности России. Россия будет настойчиво добиваться
Улучшения положения наших соотечественников в государствах Балтии, стабильного жизнеобеспечения Калининградской области.
Важнейший инструмент укрепления нашей безопасности средствами контроля над вооружениями – это Договор об обычных вооруженных силах в Европе, и альтернативы введения в силу Соглашения о его адаптации практически не существует. Трудные переговоры на этом направлении между Россией и НАТО продолжаются, и некоторые, пока еще весьма хрупкие, возможности достижения компромисса здесь все же просматриваются65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами были рассмотрены проблемы взаимоотношений России и НАТО, выявлены основные цели организации НАТО на современном этапе, рассмотрены мотивы, основные шаги по расширению НАТО первой и второй волн на восток, а также позиция России по данному вопросу.
Резюмируя все вышесказанное можно подвести итоги исследования.
Таким образом, можно утверждать, что основной целью НАТО на современном этапе является создание нового партнерства ,которое должно быть основано на осмыслении трансатлантических отношений в концептуальном и структурном плане.
Союз должен сохранить себя как главный форум сотрудничества США и Европы в сфере безопасности. Хотя объем американского военного присутствия в Европе сокращается, оно должно быть достаточным для поддержания как оперативных, так и общих коллективных возможностей, обусловленных интегрированной структурой Союза. Отношение Вашингтона к стремлению Европы играть более заметную роль в функционировании системы европейской безопасности могло бы быть более конструктивным. В тоже время не следует спешить с созданием собственных европейских командных (планирующих) структур. И
хотя ЕС принимает на себя все большую ответственность за стабилизацию ситуации в Боснии, Косово, Македонии, НАТО должна продолжать играть
решающую роль в окончательному регулировании балканского кризиса, в консолидации демократии в Турции, странах Центральной и Восточной Европы,в ряде государств постсоветского пространства, в расширении кооперативных отношений с Россией. Приспосабливаясь к новым геополитическим реалиям (уходом США из Европы) и меняющимся характером вызовов, НАТО должна найти баланс между стремлением(потребностью) Союза расширить зону своей ответственности и традиционной его ориентацией на обеспечение европейской безопасности. В этом плане трансатлантическому сообществу предстоит выстроить общий подход к решению агрегированных проблем Большого Ближнего Востока.
Что касается взаимодействия России и НАТО, то по результатам нашего исследования можно сказать, что ведется широкомасштабная работа по развитию российско-натовских отношений Советом Россия-НАТО, который представляет собой вполне жизнеспособную модель международного сотрудничества. Россия и страны-участницы НАТО взаимодействуют как равные партнеры в своих национальных качествах. В итоге на наших глазах отрабатывается механизм поддержания не конфронтационных отношений, который способствует достижению долгосрочной цели обеспечения стабильного и прочного мира на евро-атлантическом пространстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Кременюк В. Россия и НАТО:заклятые друзья.(Обозреватель,2008) 2) Стреляев С. Внешняя политика России и НАТО:что дальше?(Обозреватель,2000) 3) Ващенко А.В Запад Россия:от холодной войны к холодному миру.(Международная жизнь,2006) 4) Корольков Н.Росия и НАТО должны дать друг другу шанс на спасение.(Власть,2005) 5) Штолль В.В. НАТО:динамика эволюции (М.,2002) 6) Страус А, НАТО.С Россией или без нее. (Международная жизнь.1998) 7) Солтановский И. Со стороны НАТО необходимо встречное движение.(Европейская безопасность Вып.25,2011) 8) Загорский А. Отношения России с северо-атлантическими институтами в сфере безопасности.(Европейская безопасность,Вып 25,2011) 9) Пшель Р.НАТО перед саммитомв Чикаго.(Европейская безопасность,Вып 27,2012) 10)Беблер А.Европейский союз,НАТО и "арабская весна." (Европейская безопасность,Вып 27,2012) 11)Пархалина Т. Россия-НАТО через год после Лиссабона:надежды и разочавания.(Европейская безопасность,Вып 26,2006) 12)Солтановский И. Отношения Россия-НАТО:размышления в связи с двойным юбилеем.(Европейская безопасность,Вып 28,2012)
13)О РАСШИРЕНИИ НАТО И ИНТЕРЕСАХ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Келин А.В.//Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2004. № 12. С. 4-7.
14)Norkya R. The US Role in Lithuanias Foreign and security policy Lithuanian foreign policy revview. 03.1999.
15)Lithuania's National NATO International Programme//http:Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
16)MAP (Membership Action Plan). NATO press release. NAC-s (99) 66. 24.04.1999.
17)A Charter of Partnership among the USA and the Republic of Estonia, Republic of Latvia and Republic of Lithuania 16.01.1998; HTTP: USIA. GOV. REGIONAL. EUR. BALTICS.GENDOCS. CHARTER. HTTM.
18)The alliance's Strategic Concept//NATO Press Release. NAC. -S (99) 65. 24.04.1999.
19)The Madrid Declaration on euro-atlantic security and cooperation//NATO Press Release NAC.-S (99) 65. 24.04.1999.
20)Study of NATO enlargement, NATO office of information and press. 09.1996, page 2.
21)Partnership for peace: Invitation. NATO Press Communique M-l(94) 2. NATO Headquarters Brussels 11.01.1994.
22)Partnership for peace: framework document (NATO Headquarters Brussels 11.01.1994).
23)The alliance's new strategic concept (NATO document 11.1991).
24)Беблер А.Как далеко зайдет расширение НАТО?// Актуальные проблемы Европы. 2010. № 3. С. 14-34.
25)РАСШИРЕНИЕ НАТО В 1998-2009 ГОДЫ И КУРС НА УНИВЕРСАЛИЗАЦИЮ БЛОКА Пархитько Н.П. Россия XXI. 2010. № 6. С. 26-39.
26)Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО. Рим, 28 мая 2002 г.//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002: Хрестоматия в 4-х т. Т.IV: Документы/Сост. Т.А. Шаклеина; Ред. кол.: А.В. Торкунов и др. М.: Моск.гос.ин-т междунар.отношений (ун-т) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО ИНО-Центр (Информа-ция. Наука. Образование), 2002. 538 с
27)Декларация пражской встречи НАТО на высшем уровне обнародована главами государств и пра-вительств, в Праге 21 ноября 2002 г.//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002: Хрестоматия в 4-х т. Т.IV: Документы/Сост. Т.А. Шаклеина; Ред. кол.: А.В. Торкунов и др. -М.: МГИМО (ун-т) МИД России, Россий-ская ассоциация международных исследований, АНО ИНО-Центр (Информация. Наука. Обра-зование), 2002.
28)Заявление по Итогам Встречи НАТО на Высшем Уровне в Риге 29 ноября 2006 г. [Электронный ресурс]. [сайт организации Североатлантичес-кого договора]/URL:http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_37920.htm (дата обраще-ния: 14.02.2013).
29)Заявление Совета Россия -НАТО 28 мая 2002 г., Рим//Заседание Совета Россия -НАТО на уровне глав государств и правительств, Рим, 28 мая 2002 г. Речи и выступления. Документы. Специальный выпуск. Департамент информа-ции и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации. М., 2002. 30 мая.
30)Обращение к участникам сессии Совета Севе-роатлантического сотрудничества. Брюссель. 20 дек. 1991 г.//Дипломатический вестник. 1992. № 1.
31)Основополагающий акт о взаимных отношени-ях, сотрудничестве и безопасности между Рос-сийской Федерацией и Организацией Северо-атлантического договора. Париж, 27 мая 1997 г.//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002: Хрестоматия в 4-х т. Т. IV: Документы/Сост. Т.А. Шаклеина; Ред. кол.: А.В. Торкунов и др. М.: Моск.гос.ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование), 2002.
32)Примаков Е.М. Минное поле политики. М.: Молодая гвардия, 2006.
33)Совместная пресс-конференция В.В. Путина и Дж. Буша//Дипломатический вестник. 2002. № 12.
34)Справочник НАТО: Юбил. изд. к пятидесятой годовщине НАТО (1949-1999)/Орг. Североат-лант. договора. Брюссель: Отд. информ. и прес-сы, 1999.