ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 675
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Главаi. Расширение нато в контексте международной политики
1.2 Формирование новой зоны ответственности.
2.Цели и результаты первой волны расширения нато.
2.2 Дипломатические усилия России в отношении проблемы расширения нато 1991-1999 гг.
2.3. Включение новых членов в структуру нато.
3.Цели и результаты второй волны расширения нато.
В области борьбы с терроризмом согласован ряд оценочных документов о террористических угрозах миротворческим контингентам на Балкана ;oб угрозах со стороны «Аль_Каиды», об угрозагражданским воздушным судам, а также со стороны гражданских воздушных судов жизненно важным объектам инфраструктуры; об угрозе государствам-членам СРН со стороны радикальных исламистов в Центральной Азии; о текущих и будущих угрозах со стороны террористов вооруженным силам России и стран-участниц НАТО, по антитеррористическому законодательству государств-членов СРН.
Осенью 2004 г. Россия присоединилась к антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море. А с декабря 2004 г. Вступил в силу план действий СРН по борьбе с терроризмом, предусматривающий практические меры превентивного характера, т.е. противодействия и устранения последствий террористических акций.
В группе СРН по сотрудничеству в области ПРО ТВД для защиты миротворческих контингентов в случае проведения совместных операций Россия-НАТО проведена работа по оценке совместимости систем ПРО России и стран Альянса.
Налаженные контакты по линии Специальной рабочей группы по вопросам оборонной промышленности, исследований и технологий обеспечивают поддержание между Россией и НАТО «технического диалога», под которым понимается сотрудничество в области каталогизации оружия и военной техники, обеспечения качества систем вооружений, их обслуживания на всем протяжении жизненного цикла. На получение практического эффекта направлена реализация такого проекта как инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП).
В основу замысла положена идея создания системы мониторинга за воздушным движением вдоль линии соприкосновения границ между Россией и НАТО с целью укрепления совместного потенциала в весьма чувствительной для обеих сторон сфере —противодействия террористическим угрозам на воздушном транспорте. Уже завершена исследовательская фаза и осуществляется очередной этап,в ходе которого предстоит запустить в экспериментальном плане систему взаимного обмена данными о воздушной обстановке.
Из основных направлений совместной работы по линии Комитета СРН по науке ради мира и безопасности можно выделить сотрудничество по комплексу проблем экологического терроризма, по ликвидации разливов нефти, разработке средств дистанционного обнаружения взрывчатых веществ.
Одной из наиболее продвинутых сфер взаимодействия с Альянсом является чрезвычайное гражданское планирование и реагирование. Так, в рамках СРН развивается российско-венгерская инициатива по созданию потенциала быстрого реагирования на стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
В октябре 2006 г. близ Рима при координирующей роли России и Италии состоялись учения СРН «Лацио_2006» по отработке элементов совместных действий по реагированию на террористический акт с применением радиоактивных веществ. В общие международные усилия по противодействию исходящей из Афганистана наркоугрозе вписывается реализуемый с 2006 г. пилотный проект СРН по подготовке кадров для борьбы с производством и транспортировкой наркотиков для Афганистана и стран Центральной Азии. К настоящему моменту прошло подготовку около 150 специалистов из этих стран, причем большая их часть обучалась в России во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД в г. Домодедово.
Таким образом, нынешние юбилейные даты отмечены весомыми результатами. Именно об этом свидетельствует вышеприведенный и далеко не полный перечень осуществленных и реализуемых программ и проектов. В сочетании с тем, что сегодня в СРН на регулярной основе ставятся и обсуждаются актуальные вопросы военно-политической безопасности — т. е. обеспечивается в той или иной мере транспарентность позиций его членов, можно вполне обоснованно говорить о востребованности формата Совета Россия-НАТО сегодня и в обозримом будущем.
В результате деятельности СРН появились целые области взаимодействия, не существовавшие ранее: борьба с новыми рисками и угрозами, контртерроризм, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и т.д. Качественно новый уровень приобрело военное сотрудничество, в рамках которого ежегодно проводятся десятки мероприятий самого различного характера: встречи экспертов, совместные тренировки и учения. Даже самый критический анализ позволяет признать, что выработанные Советом Россия-НАТО механизмы сотрудничества способствуют постепенному созданию взаимного доверия на основе углубляющегося знания и понимания друг друга.
Важно также, что за годы взаимодействия прошли апробацию и доказали свою жизнеспособность базовые принципы сотрудничества в формате СРН, а именно: верховенство международного права, военная сдержанность, транспарентность, учет интересов безопасности друг друга, диалог на равных.
Принципиально значимым является то, что СРН реализует не конфронтационную модель отношений. Выстраивается культура в сфере безопасности, позволяющая понять и сравнить позиции сторон, строить равноправные отношения, искать области совпадающих интересов для совместной деятельности. Там же, где интересы не совпадают, что вполне возможно, Совет выступает в качестве площадки для поиска взвешенных решений, учитывающих всю сложность современной военно-политической обстановки и не позволяющих сторонам соскальзывать к конфронтации.
Вместе с тем, видимо, нельзя не подчеркнуть, что реальный потенциал СРН задействован ее членами не в полной мере. Очевидна нехватка взаимного доверия, глубина и качество взаимодействия далеко не всегда соответствуют масштабам существующих угроз и вызовов.
Как следствие, в отношениях России и НАТО проявляются, наряду с положительными моментами, и сложности. К их числу в первую очередь следует отнести политику расширения НАТО, судьбу ДОВСЕ, неоднозначный характер трансформации Альянса (претензии на глобальную роль в сфере безопасности, недостаточная транспарентность и т.д.), вопросы реконфигурации американских вооруженных сил в Европе, развертывание третьего позиционного района глобальной системы ПРО США в Чехии и Польше, приближение объектов инфраструктуры НАТО к российским границам.
Все это самым серьезным образом влияет на европейскую архитектуру безопасности, снижая ее действенность в результате появления на континенте новых разделительных линий, чрезмерной ставки на силу в сфере разрешения конфликтов, использования нечетких критериев и двойных стандартов при оценке тех или иных событий и, соответственно ,при осуществлении конкретной политики.
Наличие значительного круга проблемных вопросов в российско-натовских отношениях говорит о том, что есть определенные объективные и субъективные причины для их возникновения. В этой связи представляется интересным, хотя бы в общем плане, проанализировать их.
Прежде всего, на Западе сохраняется синдром недоверия к России, возникший за годы холодной войны, и вытекающие отсюда традиционные подходы к нейтрализации, а иногда блокированию ее усилий на международной арене. Многие, в особенности часть «молодых» членов Альянса в значительной степени живут прошлым, привнося в восприятие современной России негативные моменты из своего исторического наследия. Вероятно, нашим партнерам стоит переосмыслить роль и место России в современном мире, исходя при этом не из выдуманного образа России, которая, якобы, создает угрозу ее соседям, а из той реальной политики, которая носит прагматичный и в тоже время мирный характер. Россия на деле противодействует международному терроризму, распространению ОМУ, проявляет религиозную и цивилизационную толерантность, стремится использовать все свои возможности в области кризисного регулирования.
Здесь возникает вопрос о степени готовности государств-членов Североатлантического союза действовать на уровне требуемой культуры в сфере безопасности в интересах достижения эффективного партнерства. В качестве таковой понимается в том числе и способность выходить за рамки личных политических симпатий и антипатий, сложившихся стереотипов, а также способность услышать другое мнение, быть готовым к поиску взаимоприемлемых оценок и решений. В этом контексте необходимо углубить политический диалог, осуществляемый в формате СРН.
Важно также способствовать реальному укреплению взаимного доверия. Хорошей основой для достижения такой цели могут стать разработки фундаментальных оценочных документов по различным вызовам и угрозам — так называемые «threat assessments».Нельзя исключать, что своевременное и всестороннее рассмотрение ракетных угроз в СРН позволило бы увидеть нынешнюю ситуацию с американскими элементами ПРО в Европе в другом свете, более объективном, а также привело бы к появлению новых решений с учетом позиций всех вовлеченных сторон. Примером может быть предложение Президента России В.В.Путина о возможности использования РЛС Габала (на территории Азербайджана) в интересах отслеживания характера и степени ракетной угрозы на Юге. Предложение было высказано в ходе личной беседы российского и американского президентов на недавно завершившейся встречи «восьмерки» в Германии и, на наш взгляд, содержит в себе значительные возможности для дальнейшего сотрудничества в области ПРО ТВД в различных форматах. Жизнь убедительно доказывает, что сегодня невозможно в одиночку или даже в рамках одной организации эффективно противостоять современным угрозам и вызовам терроризму, региональным кризисам, природным катаклизмам, эпидемиям и другим асимметричным вызовам.
Все они требуют комплексных усилий по их отражению. В свою очередь, именно при таком подходе складываются условия для формирования тесных партнерских отношений. Так, Россия неоднократно указывала на возможности, которыми располагает ОДКБ в связи с ситуацией в Афганистане.
Однако, сдержанность, проявляемая со стороны НАТО, не позволяет привлечь растущий потенциал ОДКБ на таких актуальных направлениях, как борьба с наркоугрозой, проистекающей с территории Афганистана, транзитные перевозки, оказание гуманитарной и других видов помощи. И это при том, что миссия НАТО в Афганистане имеет важное значение для дальнейшего развития Альянса. По сути дела, это — самый серьезный вызов для Альянса с его основания в 1949. Наконец, дальнейшее сотрудничество между Россией и НАТО зависит во многом от того, куда и как пойдет процесс трансформации Альянса, как будут соблюдаться в его действиях принципы и нормы международного права, как будут учитываться интересы России в контексте изменения геополитической ситуации. Процесс трансформации должен сопровождаться высокой степенью транспарентности, сочетающейся с интенсивным политическим диалогом в рамках СРН, с всесторонними мерами контроля над вооружениями и мерами по укреплению доверия .Такова сжатая характеристика российско-натовских отношений, позитивных и негативных моментов в их развитии. В целом не стоит приуменьшать деятельности СРН за период его существования. Уже создана база для реализации комплексного подхода к решению проблем евроатлантической безопасности в виде структуры рабочих органов Совета, приобретенного опыта развития отношений и создания атмосферы взаимного доверия. Ратификация Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 2007 г. Соглашения о статусе сил между Россией и НАТО отражает прагматический подход нашей страны к развитию сотрудничества с Альянсом. В то же время нельзя не отметить, что существуют конкретные проблемы, от решения которых зависит не только будущее этих отношений, но и состояние региональной и глобальной систем безопасности. Юбилейные даты предоставляют нам дополнительные возможности остановиться, оглянуться, увидеть достигнутое и обозначить вектор дальнейшего движения. Древние римляне говорили, что «дерево оценивают по его плодам». Хотелось бы, чтобы дерево российско -натовского сотрудничества плодоносило, а плоды его не были бы горькими.
Исходя из реалий взаимоотношений Россия –НАТО мы видим ,что работа ведется на равноправной основе и ориентирована на выработку совместных решений, определение совместных действий по широкому кругу проблем безопасности. Это подразумевает и совместную ответственность за принимаемые в месте решения. Под эгидой Совета развернут «широкий фронт» работ.
Сформированы и действуют на постоянной основе порядка 20 специализированных групп, каждая из которых нацелена на конкретные результаты, в т.ч. на реализацию ряда крупных проектов (создание ПРОТВД, улучшение управления воздушным движением, ликвидация противопехотных мин). Эксперты стран -участниц Совета Россия- НАТО систематически обмениваются оценками и информацией в таких чувствительных областях, как борьба с международным терроризмом и распространение ОМУ, ядерная безопасность48. Прорабатываются возможности сотрудничества в рамках операции в Афганистане. В Программе СРН на этот год акцент сделан на активизацию взаимодействия в военной сфере, – запланировано порядка 100 мероприятий, причем 20 из них пройдут в нашей стране.
Реализация всех этих много численных задач объективно носит долго временный характер и требует использования немалых ресурсов. Однако совместная работа помогает на мне только лучше понимать происходящее внутри НАТО, но подчас и корректировать неадекватные решения и действия Альянса49.
Одновременно, мы замечаем , что в этом процессе у наших партнеров меняется отношение к нам в лучшую сторону, появляется больше
конструктивности. Если в этой работе мы добьемся более значительных результатов, то тогда, по-видимому, многие наши озабоченности, связанные с расширением Альянса, будут восприниматься иначе.
Хотелось бы рассчитывать, что созданная Римским саммитом благо приятная атмосфера. В отношениях России и НАТО будет сохранена, а упомянутая выше односторонняя военная и иная деятельность, сопровождавшая завершение нынешнего раунда расширения
НАТО и немало отразившаяся на доверии, уступит место конструктивному сотрудничеству. Такой подход сыграл бы полезную роль в укреплении взаимного доверия. Здесь многое будет зависеть от наших партнеров, в том числе и тех, которые только что вступили в Альянс. Возможно, имеет смысл напомнить, Что они при этом взяли на себя обязательства по членству в Совете Россия- НАТО серьезную ответственность за их выполнение.