Файл: нормативно-правовое обоеспечение выс обр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной настоящим Федеральным законом и (или) уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 113-ФЗ)

В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования, на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом, осуществляющим управление в сфере образования, по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.

(п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 113-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)

После возобновления государственной аккредитации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения его государственной аккредитации) в таком высшем учебном заведении избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 113-ФЗ)

В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении до избрания ученого совета устав такого высшего учебного заведения утверждается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор на указанный срок.[2]

(п. 8 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 113-ФЗ)

В Законе РФ «Об образовании» регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, а также содержатся нормы, непосредственно касающиеся высшего и послевузовского образовании (например, ст. 24, 25).

Также в Законе РФ «Об образовании» глава 12 полностью посвящается управлению системой образования (статья 89). Согласно этой статье:


1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.


5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования. [4]

В образовательное законодательство можно включить также другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании управленческой деятельности высшего образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы). [1, C.91]

В системе актов российского законодательства, отражающих управленческую деятельность в системе высшего и послевузовского образования, наряду с Законом о высшем образовании и Законом РФ «Об образовании» присутствуют и другие законодательные акты. Например, Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», от 12 июля 1995 г. [12, C.45]

«Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере высшего и послевузовского образования.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования управленческой деятельности высшего и послевузовского образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержатся одна, две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере высшего образования.[7, C.167]

Многочисленные «непрофильные» законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации высшего и послевузовского образования в Российской Федерации;

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования;

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;

г) федеральные законы, регулирующие управленческую деятельность между субъектами образовательных систем;


д) федеральные законы, регулирующие управленческую деятельность в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования.[8,C.33]


5. Подзаконные нормативно-правовые акты

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие управленческую деятельность высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования управленческую деятельность в системе высшего и послевузовского профессионального образования;[17, C.112]

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего и послевузовского профессионального образования.[13, C.67]

2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования, либо могут содержать отдельные положения, характеризующие управленческую деятельность в системе высшего и послевузовского профессионального образования. К таким постановлениям можно отнести следующие:

Постановление № 1076от 28.11.2013 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»

Постановление № 1039от 18.11.2013 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

Постановление № 1035от 18.11.2013 «О федеральной информационной системе государственной научной аттестации»

Постановление № 1026от 18.11.2013 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования»[20]

Постановление № 966от 28.10.2013 «О лицензировании образовательной деятельности»

Постановление № 959от 25.10.2013 «О Федеральном агентстве научных организаций»

Постановление № 899от 10.10.2013 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета»

Постановление № 891от 08.10.2013 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[21]

Постановление № 842от 24.09.2013 «Об утверждении Положения о порядке присуждения учёных степеней»

Постановление № 836от 23.09.2013 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России»

Постановление № 797от 10 сентября 2013 «О создании федеральной информационной системы «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации»