ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
72. 1. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности
3.Дизайн как средство массовой коммуникации
4.Научно-техническое и художественное начало в дизайне
5.Эстетические принципы дизайна
6.Объект дизайнерского проектирования
7. Красота и польза в продукте дизайна
9.Особенности художественного образа в дизайне
10.Требов-я технической эстетики к проектированию массовой промышленной продукции
11. Экспертиза промышленных изделий
12. Учет при проектировании изделий требований эргономики
13. Социальные требования к проектированию промышленных изделий
14. Функциональные факторы формообразования промышленных изделий
15.Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий
16. Конструктивные факторы формообразования промышленных изделий
17. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий
18. Готовое изделие и конструкция
19. Основные этапы процесса дизайнерского проектирования
20.Основные методы дизайнерского проектирования
21. Особенности группы методов проектир-я, когда проектировщик представляется как «черный ящик»
22.Особенности методов групп проектирования, когда проектировщик представляется как прозрачный ящик
23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы
24. Методы расширения области поиска проектных решений
26. «Мозговая атака» - метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей
32. Основные типы проектных задач
33.Особенности проектирования простейших предметов и механических устройств
35.Особенности проектир-я крупногабаритного промышл-го и лабораторного оборудования
36.Особенности проектирования средств транспорта
37.Особенности проектирования комплекса промышленных изделий
38. Особенности проектирования средовых объектов
39.Особенности и формы символизации предметных объектов
42. Семантика мира вещей и дизайна
43 Этапы художественно-конструкторского анализа промышленных изделий
44.Факторы связи объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой
45.Влияние окруж-й среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта
46. Влияние окруж-й среды на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта
47. Влияние окружающей среды на образный и стилевой характер объекта
48. Стандарт как элемент системы проектирования
49. Эстетическая информация и стандарт
50. Стандарт как средство гармонизации в структуре дизайн-объекта
51. Стандарт и качество изделия
52. Эргономика как наука и её значение для дизайнерского проектирования
53.Принципы и методы эргономики
54. Основные компоненты производственной среды
55. Роль технической эстетики в формировании производственного интерьера
39.Особенности и формы символизации предметных объектов
Широко распространено ансамблевое решение группы вещей. Это может быть набор кухонной, столовой или другой посуды, комплект инструментов и приспособлений, мебельный гарнитур. Создание же комплекта даже несложных вещей ставит перед проектировщиком ряд специф-х задач, связанных с учетом функц-х связей изделий между собой и зрительным единством формы входящих в комплект предметов. Это достигается за счет единого способа формообразования, их масштабного соответствия и целостного пластического решения, общности материала и технологии. В большинстве случаев при формообразовании здесь используется принцип подобия формы, в некоторых случаях - выделение главного элемента. Одна из труднейших задач создания ансамбля - это правильное масштабное решение малых и больших объемов при сохранении единства их формы. Здесь требуется умение моделировать вещи в зависимости от их реальной величины при сохранении присущего всему ансамблю композиционного строя.
40. Вещь как знак
Вещь – предмет, сотворенный чел-м, предмет «искусственного» происхождения. Словом «вещь» обозначается всякий ограниченный в пространстве и во времени макрообъект, котор. придана определ-я внутренняя и внешняя форма. Вещь – это изготовленный человеком предмет, предназначенный удовлетворять те или иные человеческие потребности. Вещью называют неодушевленный объект.
Существует психологическая ориентация человека на саму вещь, которая становится для него ценностью не только в материальном, но и в духовном смысле. Способностью вещи быть носителем подобной информации удовлетворяется духовная потребность в вещи, часто связанная с ее эстетической сущностью.
Вещь наделена общественными свойствами. Учение об обществ-х свойствах вещей послужило теоретич-м основанием для разработки теории аксиологии (ценностный подход). Аксиологический подход к дизайну будет более эффективным, если ассимилирует в себе те методы и приемы, какие сегодня намечаются при семиотическом исследовании различных явл-й культуры. Такой подход позволяет осмыслить особые функции вещи, кот. называются знаковыми.
Знаком в семиотике называют предмет доступный только для восприятия органа, для которого он выступает в качестве знака, и представляющий некоторый другой предмет. Эту способность одного предмета представлять другой называют предметным значением знака.
Значение знака, помимо предметного, бывает еще смысловым и экспрессивным. Смысловоезнач. знака - это то, что понимает под знаком, пользующийся им человек. Экспрессивноезнач. знака - это выражаемые с его помощью чувства и эмоции человека, употребляющего знак.
Знаки - это информац-е сигналы культурного сообщения людей, действующие внутри соц-го организма. Существуют разные «языки» знаков. Культуру в целом можно рассматривать как подобную вторичную моделируемую знаковую систему.
41.Эстетическая организация формы как способов кодирования психологических и социально-культурных значений
Форма вещи становится знаком, когда ей сопутствует тот или иной код, хотя бы неосознанно усвоенный человеком.
Любой код можно отнести к одному из 2-х типов:
1) Значение строго оговорено, код будет однозначным. Называется конвенциональным.
2) Коды, оставляющие относительный простор для его интерпретации. Называются слабыми, вероятностными.
Код, с котор. чел-ку приходится сталкиваться для понимания «языка» большинства утилитарных вещей, относится ко 2-му типу. Формирование и использование такого кода часто реализуется на основе эстетической ценностной ориентации.
Эстетическое не является чисто вещественной данностью, натуралистической предметностью, но чувственные, вещественные его характеристики выступают как носители некоторого смысла. С этим связано понятие выразительности. Выразит-ть – это способность предмета, запаха, цвета одним словом, материального явления замещать собой или представлять другой предмет, состояние, качество, мысль, настроение и т.п., и оказывать эмоц-е воздействие на чел. Значением, сообщаемым потребителю через эстетически выразительную форму, оказывается общественная ценность вещи.
42. Семантика мира вещей и дизайна
Значение вещи, ее смысловое содержание, характер информации, котор. она способна в себе нести и передавать, есть переменные величины, зависимые как от особенностей ее материал-го бытия, так и от усл-й социально-исторического существования людей, от характерных для каждого культурно-истор-го типа личности, мироощущения и мировосприятия.
Если вещи в своей подлинно культурной значимости выступают в кач-ве средств связи между творцом и потребителем, если они несут потребителю ту информацию, котор. заложил в них творец, если они выступают как овеществление умений, навыков и стремлений чел-ка, то вещь как престижный знак утрачивает подобную коммуникативную способность. Вместо связи «потребитель-потребитель» вещь информирует лишь о соц-м статусе своего владельца.
Гуманистически настроенные дизайнеры стремятся более широко подойти к символике вещи. Вообще нужно говорить не о единичных эстетич-х знаках вещей, а об эстетич-й знаковой системе. Только на уровне обобщенности и существует выразительный язык вещей как определенная семиотическая система.
43 Этапы художественно-конструкторского анализа промышленных изделий
Художественно-конструкторский анализ предполагает исследование 4 осн. показателей, без наличия котор. промышл-е изделие не может отвечать современным требов-м технич-й эстетки:
1) Производственные качества.
2) Потребительские качества.
3) Эстетические качества
4) Соответствие современным общественным требованиям.
Анализ производится по 3 этапам:
1) Подготовительный этап, или предварительный анализ.
2) Анализ изделия.
3) Заключение по анализу, рекомендации.
44.Факторы связи объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой
Одним из принципов дизайнерского проектиро-я явл. учет конкретных условий окружающей среды. Все вещи, создаваемые человеком, не могут существовать сами по себе. Все они будут находиться в определ-х конкретных условиях, в определ-й среде:
декоративные вазы, фонтаны, скамьи, фонари и т.п .- в условиях парков и скверов городской застройки;
флагодержатели, вывески, реклама и др. - на фасадах зданий; меблеосветительная арматура, декоративные ткани и др. - в определенном жилом или общественном интерьере;
значки, броши, серьги – на том или ином человеке, на том или ином костюме и т.д.
В каждом конкретном случае эта среда различна и будет сказываться на решении находящихся в ней предметов.
Это зависимость многогранна, касается как утилитарно-функциональных, так и художественно-композиционных сторон.
45.Влияние окруж-й среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта
- Объёмно-пространственное решение предмета, его форма зависит от полож-я предмета в пространстве
- Объёмно пространственное решение предмета, его форма зависит от формы и размеров окружающего пространства
- Объёмно- пространственное решение предмета, его формы, размеров и количества компонентов( предметов), составляющих окружение
- Объёмно-пространственное решение предмета, его форма зависит от конкретных условий применения.
46. Влияние окруж-й среды на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта
Материал, отделка, обработка:
- Выбор материала, отделки и хар-р обработки поверхности предмета зависят от усл-й эксплуат-ии
- Выбор материала, отделки и хар-ра обработки поверхности предмета зависят от «образного» содерж-я и характера окружающей среды
- Выбор материала, отделки и хар-ра обработки поверхн-ти предмета завис. от местополож-я в окруж-й среде
- Выбор материала, отделки и хар-ра обработки поверхн-ти предмета зависят от эксплуатац-х и др. требов-й, выдвигаемых конкретными условиями
Цветовое решение предмета:
- Цветовое решение предмета зависит от общей гаммы окружающей среды
- Цветовое решение предмета зависит от роли предмета в общем композиционном замысле
- Цвет. решение предмета зависит от роли, места и знач. предмета в общем технологич-м процессе
- Цветовое решение предмета зависит от характера и «образного» содержание среды
- Цвет. решение предмета зависит от психофизиологич-х требов-й, обусловленных конкретными условиями (климатом, освещением, температурным и влажностным режимами, шумом и др.)
- Цветовое решение предмета зависит от размеров окружающего пространства.
47. Влияние окружающей среды на образный и стилевой характер объекта
-На стилевой характер предмета влияет характер взаимодействия со средой
-На стилевой характер предмета влияет его место и роль в предметной среде
48. Стандарт как элемент системы проектирования
Стандарт прочно вошел в нашу жизнь. Нас окружают стандартные вещи. Если стандарт исчезнет, с ним исчезнет массовое машинное производство. Стандарт делает дорогую вещь дешёвой.
Стандартизация – это экономия труда, времени и средств, методов, устанавливающие четкие и жесткие требования к качеству и регулированию качества изделий.
49. Эстетическая информация и стандарт
Информация, которую получает чел., может быть логич-й и эстетич-й .Произведения дизайна и архит-ры несут в себе не только логическую, но и эстетическую информацию.
Один из основоположников кибернетики У. Росс Эшби в своей книге «Введение в кибернетику» указывает на то, что информация не отделена от разнообразия. Согласно Эшби, множество, у котор. все элементы одинаковы, содержит минимальное количество элементов, т.е. всего один. Всякая стандартная продукция одинакова. Но не совсем. Всё принимает совсем иной оборот, если иметь в виду не логическую, а эстетическую информацию.