ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Глава II . Взаимодействие тел (23 ч)
Глава III. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20 ч)
Глава IV. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Глава I. Физические методы изучения природы (4 ч)
Глава II. «тепловые явления» (20 ч)
Глава III. Электромагнитные явления (28 ч)
Глава IV. Световые явления (12 ч)
Глава I. Законы взаимодействия и движения тел (21 ч)
Глава II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Глава 3. «электромагнитное поле» (12 ч)
Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 ч)
Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 ч)
В помощь учителю из [2]: интерактивные конспекты, вопросы, справочник, задачи по теме «Атом и атомное ядро», «Радиоактивность атомов», «Ядерные реакции».
Урок 1/46. Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда
ФЗУ. Знать: числовое значение заряда электрона, состав радиоактивного излучения и его компонентов, их свойства; планетарная модель атома, размер ядра атома сравнительно с размерами электронной оболочки.
Уметь: по таблице Менделеева определять заряды ядер атомов химических элементов, описывать ход опыта Резерфорда.
ОСУ. Естественная радиоактивность как самопроизвольное превращение атомных ядер. Состав радиоактивного излучения. Природа и свойства альфа-, бета- и гамма-излучений. Модель атома Дж.-Дж.Томсона. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Оценка размеров атомов и ядер.
ДO. ПУ по [1]: объект «Cтроение атома» – модель атома Резерфорда (3D-модель), опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц (анимация), планетарная модель атома (рисунок). PowerPoint-ОК учителя.
ДЗ. § 55, 56, ОК.
Урок 2/47. Радиоактивные превращения атомных ядер
ФЗУ. Знать: правило смещения Содди; определения массового числа, зарядового числа.
Уметь: применять правило Содди для определения взаимного положения в таблице Менделеева исходного элемента и элемента, образующегося в результате его распада.
ОСУ. Что происходит с веществом при радиоактивном превращении? Образование новых элементов. Массовое и зарядовое числа. Правило смещения. Закон сохранения массового числа и заряда. Решение задач типа упр. 43 (3, 4), 47 (2).
ДО. ПУ по [1]: объект «Ядерные реакции» – правило смещения для альфа-распада (анимация), правило смещения для бета-распада (анимация).
ДЗ. §57, 63, ОК; упр. 43, 47.
Урок 3/48. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона
ФЗУ. Знать: электроны, протоны, нейтроны, атомные ядра, атомы нельзя увидеть непосредственно, но только с помощью специальных приборов и установок.
Уметь: приводить исторические факты об открытиях элементарных частиц.
ОСУ. Ионизирующее и фотохимическое действие излучений. Искусственные превращения атомных ядер. Исто-рические сведения о результатах бомбардировки атомных ядер. Опыты Резерфорда. Протоны. Открытие нейтрона.
ДО. ПУ по [1]: объект «Строение атома» – дозиметры (фото), прибор радиационного контроля (фото), следы частиц в фотоэмульсионном поле (фото), схема камеры Вильсона (рисунок).
ДЗ. § 58–60, ОК.
Урок 4/49. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число
ФЗУ. Знать: состав атомного ядра, изотопы.
Уметь: приводить примеры применимости изотопов в народном хозяйстве.
ОСУ. Устойчивость атомных ядер. Протонно-нейтронная модель строения ядра. Изотопы. Физический смысл определения и условные обозначения массового и зарядового чисел. Решение задач типа: «Самым тяжёлым из существующих в природе атомов является атом урана. Каков состав этого атома?», а также Р: № 1172.
ДО. Мультимедийный слайд с демонстрацией протонно-нейтронной модели ядра из [1]: объект «Строение атома» – протонно-нейтронная модель ядра (3D-модель).
ДЗ. § 61, 62, 71; упр. 45.
Урок 5/50. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс
ФЗУ. Знать: новый вид взаимодействия (ядерное) и его особенности; смысл словосочетания «дефект масс».
Уметь: находить энергию связи по формуле Эйнштейна, дефект масс.
ОСУ. Ядерное взаимодействие. Короткодействующий характер ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Формула расчёта энергии связи. Решение задач типа Р: № 1176.
ДЗ. § 64, 65, ОК; Р: № 1177.
Урок 6/51. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция
ФЗУ. Знать: новый способ получения энергии, открытый при наблюдении деления ядер урана; возможные неуправляемые последствия этого явления.
Уметь: использовать учебный материал для объяснения выделения энергии при реакциях распада и синтеза ядер; составлять уравнения ядерных реакций.
ОСУ. Понятие о ядерной реакции как о превращении атомных ядер при взаимодействии их с частицами или друг с другом. Условия протекания ядерных реакций. Справед-ливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций. Перспективы реакции деления ядер тяжёлых элементов для получения энергии. Понятие о ядерной энергетике. Понятие о цепной реакции. Критическая масса.
ДО. Мультимедийный слайд из [1]: объект «Ядерные реакции» – деление ядер урана (анимация).
ДЗ. § 66, 67; № 41 (с. 248).
Урок 7/52. Решение задач по теме «Ядерные реакции»
ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.
ОСУ. Решение задач типа: «Ядро урана поглотив один нейтрон, разделилось на два осколка и четыре нейтрона. Один из осколков оказался ядром изотопа Ядром какого изотопа является второй осколок?»
ДЗ. § 66, 67.
Урок 8/53. Ядерный реактор
ФЗУ. Знать: факт «укрощения» ядерной энергии.
Уметь: объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач.
ОСУ. Основные элементы ядерного реактора. Управляемая реакция деления ядер. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Решение задач типа: «Какое количество энергии выделится в атомных реакторах ледокола „Ленин“, если в сутки расходуется 62 г изотопа урана-235? Сколько граммов урана потребляет урановый котёл в час, если его мощность 104 кВт?» (Деление одного ядра сопровождается выделением 200 МэВ энергии.)
Д. Мультимедийный слайд из [1]: объект «Ядерные реакции» – реактор атомной электростанции (анимация).
ДЗ. § 68, рис. 144 (устройство реактора) разобрать.
Урок 9/54. ЛР № 5
ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.
ОСУ. ЛР по теме «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков», c. 237.
Урок 10/55. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации
ФЗУ. Знать: о проблемах атомной энергетики в Ростовской области и в России в целом.
Уметь: приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании.
ОСУ. История развития атомной энергетики. Преимущества АЭС. Перспектива развития атомной энергетики. Ядерное оружие. Проблемы атомной энергетики. Погло-щённая доза излучения. Эквивалентная доза, формула и единицы. Предельные безопасные дозы излучения для живых организмов и способы защиты от воздействий излучений. Дозиметр.
ДO. ПУ по [1]: объект «Ядерные реакции» – атомная бомба (видео), атомная подводная лодка (3D-модель), атомный ледокол (фото), взрыв атомной бомбы (фото); объект «Персоналии» – А.Эйнштейн (видео, фото, текст), И.В.Курчатов (фото и текст), Э.Ферми (фото, текст).
ДЗ. § 69, 70.
Урок 11/56. Термоядерная реакция
ФЗУ. Знать: определение термоядерной реакции; неразрешимые (пока!) проблемы «укрощения» этого явления.
Уметь: приводить примеры, где протекают термоядерные реакции.
ОСУ. Термоядерные реа кции, их энергетический выход. Выделение энергии при синтезе ядер. Проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции
ДO. PowerPoint-презентации учителя и учащихся.
ДЗ. § 72, 73.
Урок 12/57. Повторение
ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.
ОСУ. Повторение темы «Физика атома и атомного ядра». Составление обобщающего ОК.
ДЗ. § 55–70.
Урок 13/58. КР № 5
ОСУ. Кр по теме «Физика атома и атомного ядра».
Уроки 14/59–22/67. Повторение пройденного материала
ДО. Методы познания (таблицы), «Физическая картина мира» [4].
Урок 23/68. КР № 6
ОСУ. Кр итоговая.