Файл: поурочное планир 7-9 перыш.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 ч)

В помощь учителю из [2]: интерактивные конспекты, вопросы, справочник, задачи по теме «Атом и атомное ядро», «Радиоактивность атомов», «Ядерные реакции».

Урок 1/46. Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда

ФЗУ. Знать: числовое значение заряда электрона, состав радиоактивного излучения и его компонентов, их свойства; планетарная модель атома, размер ядра атома сравнительно с размерами электронной оболочки.

Уметь: по таблице Менделеева определять заряды ядер атомов химических элементов, описывать ход опыта Резерфорда.

ОСУ. Естественная радиоактивность как самопроизвольное превращение атомных ядер. Состав радиоактивного излучения. Природа и свойства альфа-, бета- и гамма-излучений. Модель атома Дж.-Дж.Томсона. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Оценка размеров атомов и ядер.

ДO. ПУ по [1]: объект «Cтроение атома» – модель атома Резерфорда (3D-модель), опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц (анимация), планетарная модель атома (рисунок). PowerPoint-ОК учителя.

ДЗ. § 55, 56, ОК.

Урок 2/47. Радиоактивные превращения атомных ядер

ФЗУ. Знать: правило смещения Содди; определения массового числа, зарядового числа.

Уметь: применять правило Содди для определения взаимного положения в таблице Менделеева исходного элемента и элемента, образующегося в результате его распада.

ОСУ. Что происходит с веществом при радиоактивном превращении? Образование новых элементов. Массовое и зарядовое числа. Правило смещения. Закон сохранения массового числа и заряда. Решение задач типа упр. 43 (3, 4), 47 (2).

ДО. ПУ по [1]: объект «Ядерные реакции» – правило смещения для альфа-распада (анимация), правило смещения для бета-распада (анимация).

ДЗ. §57, 63, ОК; упр. 43, 47.

Урок 3/48. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона

ФЗУ. Знать: электроны, протоны, нейтроны, атомные ядра, атомы нельзя увидеть непосредственно, но только с помощью специальных приборов и установок.

Уметь: приводить исторические факты об открытиях элементарных частиц.

ОСУ. Ионизирующее и фотохимическое действие излучений. Искусственные превращения атомных ядер. Исто-рические сведения о результатах бомбардировки атомных ядер. Опыты Резерфорда. Протоны. Открытие нейтрона.


ДО. ПУ по [1]: объект «Строение атома» – дозиметры (фото), прибор радиационного контроля (фото), следы частиц в фотоэмульсионном поле (фото), схема камеры Вильсона (рисунок).

ДЗ. § 58–60, ОК.

Урок 4/49. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число

ФЗУ. Знать: состав атомного ядра, изотопы.

Уметь: приводить примеры применимости изотопов в народном хозяйстве.

ОСУ. Устойчивость атомных ядер. Протонно-нейтронная модель строения ядра. Изотопы. Физический смысл определения и условные обозначения массового и зарядового чисел. Решение задач типа: «Самым тяжёлым из существующих в природе атомов является атом урана. Каков состав этого атома?», а также Р: № 1172.

ДО. Мультимедийный слайд с демонстрацией протонно-нейтронной модели ядра из [1]: объект «Строение атома» – протонно-нейтронная модель ядра (3D-модель).

ДЗ. § 61, 62, 71; упр. 45.

Урок 5/50. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

ФЗУ. Знать: новый вид взаимодействия (ядерное) и его особенности; смысл словосочетания «дефект масс».

Уметь: находить энергию связи по формуле Эйнштейна, дефект масс.

ОСУ. Ядерное взаимодействие. Короткодействующий характер ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Формула расчёта энергии связи. Решение задач типа Р: № 1176.

ДЗ. § 64, 65, ОК; Р: № 1177.

Урок 6/51. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция

ФЗУ. Знать: новый способ получения энергии, открытый при наблюдении деления ядер урана; возможные неуправляемые последствия этого явления.

Уметь: использовать учебный материал для объяснения выделения энергии при реакциях распада и синтеза ядер; составлять уравнения ядерных реакций.

ОСУ. Понятие о ядерной реакции как о превращении атомных ядер при взаимодействии их с частицами или друг с другом. Условия протекания ядерных реакций. Справед-ливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций. Перспективы реакции деления ядер тяжёлых элементов для получения энергии. Понятие о ядерной энергетике. Понятие о цепной реакции. Критическая масса.

ДО. Мультимедийный слайд из [1]: объект «Ядерные реакции» – деление ядер урана (анимация).

ДЗ. § 66, 67; № 41 (с. 248).

Урок 7/52. Решение задач по теме «Ядерные реакции»

ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.

ОСУ. Решение задач типа: «Ядро урана поглотив один нейтрон, разделилось на два осколка и четыре нейтрона. Один из осколков оказался ядром изотопа Ядром какого изотопа является второй осколок?»


ДЗ. § 66, 67.

Урок 8/53. Ядерный реактор

ФЗУ. Знать: факт «укрощения» ядерной энергии.

Уметь: объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач.

ОСУ. Основные элементы ядерного реактора. Управляемая реакция деления ядер. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Решение задач типа: «Какое количество энергии выделится в атомных реакторах ледокола „Ленин“, если в сутки расходуется 62 г изотопа урана-235? Сколько граммов урана потребляет урановый котёл в час, если его мощность 104 кВт?» (Деление одного ядра сопровождается выделением 200 МэВ энергии.)

Д. Мультимедийный слайд из [1]: объект «Ядерные реакции» – реактор атомной электростанции (анимация).

ДЗ. § 68, рис. 144 (устройство реактора) разобрать.

Урок 9/54. ЛР № 5

ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.

ОСУ. ЛР по теме «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков», c. 237.

Урок 10/55. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации

ФЗУ. Знать: о проблемах атомной энергетики в Ростовской области и в России в целом.

Уметь: приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании.

ОСУ. История развития атомной энергетики. Преимущества АЭС. Перспектива развития атомной энергетики. Ядерное оружие. Проблемы атомной энергетики. Погло-щённая доза излучения. Эквивалентная доза, формула и единицы. Предельные безопасные дозы излучения для живых организмов и способы защиты от воздействий излучений. Дозиметр.

ДO. ПУ по [1]: объект «Ядерные реакции» – атомная бомба (видео), атомная подводная лодка (3D-модель), атомный ледокол (фото), взрыв атомной бомбы (фото); объект «Персоналии» – А.Эйнштейн (видео, фото, текст), И.В.Курчатов (фото и текст), Э.Ферми (фото, текст).

ДЗ. § 69, 70.

Урок 11/56. Термоядерная реакция

ФЗУ. Знать: определение термоядерной реакции; неразрешимые (пока!) проблемы «укрощения» этого явления.

Уметь: приводить примеры, где протекают термоядерные реакции.

ОСУ. Термоядерные реа кции, их энергетический выход. Выделение энергии при синтезе ядер. Проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции

ДO. PowerPoint-презентации учителя и учащихся.

ДЗ. § 72, 73.

Урок 12/57. Повторение

ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.


ОСУ. Повторение темы «Физика атома и атомного ядра». Составление обобщающего ОК.

ДЗ. § 55–70.

Урок 13/58. КР № 5

ОСУ. Кр по теме «Физика атома и атомного ядра».

Уроки 14/59–22/67. Повторение пройденного материала

ДО. Методы познания (таблицы), «Физическая картина мира» [4].

Урок 23/68. КР № 6

ОСУ. Кр итоговая.