Файл: поурочное планир 7-9 перыш.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 8/8. КР № 1

ОСУ. КР по теме «Кинематика».

Урок 9/9. Инерциальные системы отсчёта (ИСО). Первый закон Ньютона

ФЗУ. Знать: понятия инерциальной системы отсчёта, инерции, массы тела; формулировку первого закона Ньютона; условие, позволяющее считать инерциальной СО.

Уметь: приводить примеры ИСО, пояснять, какое отношение имеет ИСО к первому закону Ньютона.

ОСУ. Инерция. Научный метод познания Галилея. Опытное подтверждение факта относительности движения и покоя. Инерциальные и неинерциальные СО. Первый закон Ньютона. Границы применимости закона.

ДО. Равномерное движение пузырька воздуха в трубке с водой, модель автомобиля, два указателя; PowerPoint-ОК учителя.

ДЗ. § 10, ОК.

Урок 10/10. Сила. Второй закон Ньютона

ФЗУ. Знать: что сила есть причина изменения скорости, а значит, и ускорения; что второй закон Ньютона – установление связи между ускорением, силой и массой тела; формулировку закона; что в случае действия на тело нескольких сил ускорение определяется их равнодействующей; что ускорение и вызывающая его сила сонаправлены, что сила – векторная величина.

Уметь: использовать закон для решения задач, находить равнодействующую сил; определять числовое значение ускорения при известной массе тела, движущегося под действием двух противоположно направленных сил.

ОСУ. Сила – причина изменения скорости движения тела. Дольные и кратные единицы силы. Постоянство отношения модулей ускорений двух тел при их взаимодействии. Второй закон Ньютона и границы его применения. Равнодействующая сил и второй закон Ньютона. Решение задач типа Р: № 125, 133.

ДО. ПУ по [1]: объект «Законы Ньютона» – динамометр (рисунок), изменение модуля скорости тела под действием силы (анимация), изменение направления скорости тела под действием силы (анимация), направления приложенной силы, скорости и ускорения тела (анимация), сложение сил (рисунок), равнодействующая сил (рисунок), результирующая сила (рисунок), сила как характеристика взаимодействия тел (анимация), сколько сил действует на тело (анимация), характеристики силы (анимация). PowerPoint-ОК учителя. ВЛР «Второй закон Ньютона» по [3].

ДЗ. § 11, ОК; Р: № 134, 137.

Урок 11/11. Третий закон Ньютона

ФЗУ. Знать: формулировку закона; силы взаимодействия всегда приложены к разным телам, а потому не имеют равнодействующей.

Уметь: в приведённых примерах выделять взаимодействующие тела, определять силы взаимодействия.


ОСУ. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона и границы его применения. Следствия, вытекающие из этого закона. Вес тела и сила реакции опоры. Упр. 12 (3).

ДО. Опыты с динамометрами, взаимодействие тележек, брусок, губка, линейка, опоры. ПУ по [1]: объект «Законы Ньютона»: взаимное действие взаимодействующих тел (видео), примеры действий одного тела на другое (анимация), результат взаимодействия тел (рисунок). ВЛР «Третий закон Ньютона» из [1].

ДЗ. § 12, ОК; упр. 12 (1, 2).

Урок 12/12. Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх

ФЗУ. Знать: понятия свободного падения, ускорения свободного падения; экспериментальный факт – ускорение свободного падения всех тел одинаково.

Уметь: решать задачи на нахождение ускорения, скорости движения тела, брошенного вертикально вверх и свободно падающего.

ОСУ. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Ускорение свободного падения. Формулы скорости и перемещения. Изображение вектора силы тяжести. Ускорения свободного падения и скорости при свободном падении.

ДО. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Видеофильм «Падение шарика на фоне линейки длиной 1 м» из [4]. ВЛH «Свободное падение» из [1].

ДЗ. § 13, 14; Р: № 206, 207.

Урок 13/13. Решение задач

ФЗУ. Уметь: применять полученные знания.

ОСУ. Решение задач по теме «Свободное падение» типа Р: № 203, 204, 209; № 27 (с. 245) учебника.

ДЗ. § 13, 14; Р: № 206, 207.

Урок 14/14. ЛР № 2

ФЗУ. Уметь: применять полученные знания.

ОСУ. ЛР «Измерение ускорения свободного падения», c. 231.

ДЗ. § 13, 14.

Урок 15/15. Закон всемирного тяготения

ФЗУ. Знать: понятия всемирного тяготения, гравитационных сил; формулировку закона тяготения; три случая, при которых формула закона даёт точный результат.

Уметь: рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над Землёй, в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

ОСУ. Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения. Формулировка закона, условия применимости математической записи закона. Особенности гравитационного взаимодействия. Гравитационная посто-янная. Независимость ускорения свободного падения тела от массы. Различные значения ускорений в различных точках Земли.

ДО. PowerPoint-ОК учителя.


ДЗ. § 15, 16, ОК; упр. 15 (1–3), упр. 16 (1–3).

Урок 16/16. Решение задач

ФЗУ. Уметь: решать задачи на нахождение ускорения свободного падения на других планетах, силы тяготения в различных условиях.

ОСУ. Решение задач по теме «Всемирное тяготение» типа Р: № 169–178.

ДЗ. § 15, 16; упр. 15 (4, 5), 16 (4–6).

Урок 17/17. Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной скоростью

ФЗУ. Знать: понятия криволинейного движения, цент ростремительного ускорения; почему равномерное движение по окружности считается равноускоренным; формулу центростремительного ускорения.

Уметь: решать расчётные и качественные задачи на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

ОСУ. Отличия прямолинейного и криволинейного движений. Направление вектора скорости при криволинейном движении. Формула центростремительного ускорения. Направление ускорения.

ДО. Криволинейное движение (равномерное и неравномерное, по окружности). ПУ по [1]: объект «Виды движений» – направление скорости тела, движущегося по криволинейной траектории (рисунок), направление центростремительного ускорения (рисунок), пример действия сил на тело, движущегося по окружности (рисунок).

ДЗ. § 18, 19, ОК; упр. 17 (2), 18 (1, 2).

Урок 18/18. ИСЗ

ФЗУ. Знать: ИСЗ, условия их запуска на круговую и эллиптическую орбиты.

Уметь: использовать формулу 1-й космической скорости, понимать её назначение и роль при планировании запуска ИСЗ; пояснять требования к высоте ИСЗ над Землёй, приводить примеры конкретных запусков, иметь представление о 2-й и 3-й космических скоростях и соответствующих орбитах; проводить расчёты по формулам.

ОСУ. ИСЗ. 1-я и 2-я космические скорости.

ДО. ПУ по [1]: объекты «Закон всемирного тяготения, виды движений» – искусственные спутники Земли на службе человеку (рисунок), орбитальная станция (видео), первый полёт человека в космос (видео), Солнечная система (рисунок), спутник на орбите (рисунок). ВЛР «Движение тела в поле тяжести» по [3].

ДЗ. § 20; упр. 19.

Урок 19/19. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

ФЗУ. Знать: понятие импульса, его обозначение, факт совпадения направления импульса с направлением скорости, формулировку закона сохранения импульса, примеры применения закона.

Уметь: определять общий импульс системы до и после взаимодействия тел.

ОСУ. Импульс тела, его единицы. Понятие замкнутой системы тел. Запись уравнения закона в векторной форме и в проекциях на оси координат. Реактивное движение. Устройство ракеты. Идея и практика использования ракет для космических полётов (К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин).


ДО. PowerPoint-ОК учителя. ПУ по [1]: объект «Импульс» – брандспойт и закон сохранения импульса в действии (рисунок), выстрел из пушки (рисунок), импульс тела (рисунок), импульс тела (анимация), примеры реактивного движения (рисунок), реактивное движение (рисунок), реактивный самолёт (рисунок), сохранение импульса при взаимодействии (анимация), старт космической ракеты (фото), шар Герона (рисунок). ВЛР «Закон сохранения импульса» по [3].

ДЗ. § 21–23, ОК; упр. 20.

Урок 20/20. Решение задач

ФЗУ. Уметь: решать качественные и расчётные задачи на закон сохранения импульса.

ОСУ. Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» типа Р: № 319, 320, 323–325.

ДЗ. § 21–23; упр. 21, 22.

Урок 21/21. Обобщение по теме

ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.

ОСУ. Повторение темы «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела».

ДО. Мультимедийный слайд из [1]: объект «Законы Ньютона» – законы Ньютона (рисунок).

ДЗ. Дополнительное чтение (§ 17); № 28, 29 (с. 245).

Урок 22/22. КР № 2

ОСУ. КР по теме «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела».


Глава II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

В помощь учителю из [2]: интерактивные конспекты, вопросы, справочник, задачи по теме «Механические колебания», «Механические волны».

Урок 1/23. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы

ФЗУ. Знать: понятия колебательной системы, свободных колебаний и условия их существования; математический маятник, гармонические колебания, величины, характеризующие колебания.

Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, решать задачи на нахождение величин, характеризующих колебательные движения.

ОСУ. Колебательные движения, их примеры. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Математический маятник. Положение равновесия. Смещение, амплитуда колебаний, период и частота колебаний. Формулы и единицы физических величин. Фаза и разность фаз. Решение задач типа упр. 23 (1), 24 (1, 7).

ДО. Колебания тела на пружине и математического маятника, частотомер. ПУ по [1]: объект «Механические колебания» – колебания воронки с песком (анимация), нитяного маятника (видео), пружинного маятника (видео), маятник (анимация), маятник Фуко (рисунок). ВЛР из [3]: «Математический маятник», «Пружинный маятник».

ДЗ. § 24–27; упр. 23 (2), 24 (2–6).

Урок 2/24. Решение задач

ФЗУ. Уметь: решать задачи на нахождение величин, характеризующих колебательные движения, вычислять координату и скорость, период и частоту колебаний тела.

ОСУ. Решение задач по теме «Свободные механические колебания» типа Р: № 411–414, 419, 430, 431.

ДЗ. № 33–35 (с. 246).

Урок 3/25. ЛР № 3

ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.

ОСУ. ЛР по теме «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины», с. 232.

Урок 4/26. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

ФЗУ. Знать: превращения энергии при колебательных движениях, причины возникновения резон анса.

Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, приводить примеры, показывающие вред и пользу резонанса.

ОСУ. Потенциальная и кинетическая энергии в колебательном движении. Полная механическая энергия системы. Затухающие колебания, вынужденные колебания и их примеры. Явление зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты внешней вынуждающей силы. Определение резонанса. Резонансная кривая. Резонанс в приборах, технике и быту. Полезное и вредное действие резонанса. Вопросы 4, 5 к § 28; упр. 25 (1), 26 (1).