Файл: Поурочные планы по литературе 10 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 3900

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)

Ход урока

I. Лекция учителя (краткое содержание).

1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века

2. Просвещение и культура

3. Расцвет искусства

4. Развитие литературы

II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).

Уроки 2–3 Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

1. Особенности русского классицизма

2. Своеобразие русского сентиментализма

Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта

Ход уроков

II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.

III. Выразительное чтение оды «Фелица».

IV. Беседа по вопросам:

V. Знакомство со стихотворениями «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь», «На победы в Италии» (по выбору).

VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).

Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Формирование личности в. А. Жуковского

2. Творчество в. А. Жуковского

3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек

4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)

Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Формирование личности в. А. Жуковского

2. Творчество в. А. Жуковского

3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек

4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)

Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).

III. Беседа по вопросам:

IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).

Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Ход уроков

Примерный план разбора лирического произведения

Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского

I. Примерные вопросы к зачету:

II. Заключительное слово учителя.

Уроки 11–12 «Вся жизнь – один прекрасный миг» (Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

II. Основные этапы жизненного и творческого пути.

1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)

2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)

9. Дуэль и смерть Пушкина

Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.

II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).

III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.

IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.

V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.

Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.

III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.

Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.

III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).

V. Выразительное чтение стихотворений.

Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.

III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.

IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.

Уроки 20–21 «Мой жребий пал: я лиру избираю!» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта, мотивы смерти и бессмертия в лирике)

Ход уроков

II. Вступительное слово учителя.

III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.

III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.

V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».

Урок 23 «Евгений Онегин» – самое задушевное произведение а. С. Пушкина» (в. Г. Белинский) (Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра. Онегинская строфа»)

Ход урока

I. Рассказ учителя о творческой истории романа.

Часть 1. Предисловие

Часть 2

Часть 3

II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.

III. Чтение главы 1, комментирование.

IV. Знакомство с «онегинской строфой».

Уроки 24–25 «Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (а. С. Пушкин) (Комментированное чтение глав романа «Евгений Онегин»)

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Глава 8.

Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Реализация домашнего задания.

2. Светская жизнь Онегина.

3. Пребывание Онегина в деревне.

4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.

Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)

Ход урока

I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.

II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.

1. Детство и юность героини.

2. Встреча с Онегиным.

6. Татьяна Ларина в финале романа.

Урок 28 Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (в. Г. Белинский) (Широта изображения русской действительности в романе)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.

2. Столичное и провинциальное дворянство.

5. Образ автора.

Уроки 29–30 Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский о романе а. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ход уроков

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Композиция романа.

III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.

IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».

Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

2. Царь Борис и Самозванец.

3. Народ и его роль в трагедии.

Урок 32 «Маленькие трагедии»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.

III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».

IV. Беседа по вопросам:

Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Беседа с учащимися.

1. Пушкин и русская литература.

2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.

III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.

Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина

Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

II. Сообщения учащихся.

1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.

2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.

3. Переезд в Петербург. Военная служба.

4. На Кавказе.

5. Дуэль с Барантом.

6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.

Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

III. Тема Родины в лирике Лермонтова.

Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика

Ход уроков

II. Слово учителя.

III. Выразительное чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Листок», «Сосна», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу…».

IV. Любовная лирика.

V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.

Урок 42 «Он поэт русский в душе» (в. Г. Белинский) (Лирика м. Ю. Лермонтова в оценке в. Г. Белинского) Подготовка к письменной работе по лирике м. Ю. Лермонтова

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.

Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».

III. Особенности композиции романа.

IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».

Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)

Ход урока

I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».

IV. Беседа о главном герое.

V. Мастерство Лермонтова.

Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)

Ход урока

I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».

II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».

III. Работа с иллюстрациями.

II. Повесть «Фаталист».

III. Композиция повести «Фаталист».

Урок 49 «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (Образ Печорина)

Ход урока

I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.

II. Выводы.

III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова

Уроки 52–53 н. В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы» (в. Г. Белинский) (Очерк жизни и творчества н. В. Гоголя)

Ход уроков

I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.

II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».

III. Выступления учащихся.

1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.

2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.

5. Н. В. Гоголь – драматург.

6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.

Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

III. Рассказ о замысле «Шинели».

IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).

Урок 56 «Мне хочется… показать хотя бы с одного боку всю Русь» (н. В. Гоголь) (Творческая история «Мертвых душ»)

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Сообщение подготовленного ученика или рассказ учителя о замысле «Мертвых душ» и его осуществлении.

III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).

IV. Итоговые вопросы.

Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»

Ход урока

I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.

II. Композиция «Мертвых душ».

III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.

III. Разговор о сущности сатирического типа.

Урок 60 Чичиков и губернское общество

Ход урока

I. Чичиков как новый «герой» эпохи.

II. Губернское общество.

Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления

Ход урока

I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.

III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.

IV. Лирические отступления в поэме.

Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»

Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского

II. Объяснение нового материала.

1. Этапы творческого пути а. Н. Островского

2. А. Н. Островский в 70–80-е годы

Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»

II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».

III. Объяснение нового материала.

Основной конфликт и система художественных образов

IV. Беседа с учащимися по вопросам:

Урок 65 город калинов и его обитатели

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).

III. Беседа с учащимися по вопросам:

Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»

II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.

III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»

Урок 70 очерк жизни и творчества и. А. Гончарова. Три романа – «обыкновенная история», «обломов», «обрыв»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова

II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.

III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика

Ход урока

Обломов и Штольц

Урок 73 «необыкновенное мастерство гончарова рисовать женские характеры» (в. Г. Белинский) (женские образы в романе и. А. Гончарова «обломов»)

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.

III. Реализация индивидуального задания.

Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева

II. Проверка домашнего задания.

III. Реализация индивидуальных заданий.

1. Роман «Рудин» (1856)

2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)

3. Роман «Накануне» (1859)

IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.

Последние годы жизни и. С. Тургенева

Уроки 76–77 роман и. С. Тургенева «отцы и дети». История создания. Характеристика эпохи 60-х годов XIX Века

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Реализация индивидуального задания.

История написания романа

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев

Ход уроков

I. Опрос учащихся.

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

IV. Содержание и анализ X главы романа.

Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)

Ход урока

I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».

II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».

Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)

Ход урока

I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:

III. Беседа с учащимися по вопросам:

Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»

Ход урока

I. Повторение изученного.

II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».

III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева

II. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.

О женщинах ф. И. Тютчева

Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева

Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Начало жизненного пути а. А. Фета

2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета

3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»

Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.

Уроки 88–89 н. А. Некрасов – поэт «мести и печали» (Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова

II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова

Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Объяснение нового материала.

Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова

Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи

Урок 93 Жизнь народа и образы крестьян в поэме н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова

III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.

Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский

II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.

1. Детство и юность (1828–1846)

2. В Петербургском университете

3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)

4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»

5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)

6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь

7. В ссылке (1864–1883)

Проблематика романа

IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Сообщение учащихся о главных героях романа.

III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).

Уроки 97–98 «я писатель, в этом мое призвание» (м. Е. Салтыков-Щедрин) (Очерк жизни и творчества м. Е. Салтыкова-Щедрина)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Детство и юность будущего писателя

2. Начало литературной деятельности

3. «Губернские очерки» (1856–1857)

4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе

5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»

6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870); «Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина» (1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»

7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Ход урока

I. Беседа по домашнему заданию.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).

Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Работа над образом Иудушки Головлева.

Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина

II. Определение основных тем сказок.

III. Работа над литературными терминами.

IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.

1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)

2. «Вяленая вобла»

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

V. Объяснение нового материала.

Художественное своеобразие сказок

Уроки 105–106 Встреча с ф. М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком (Очерк жизни и творчества)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского

II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.

III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.

6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)

Урок 107 История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении ф. М. Достоевского

Ход урока

История создания романа «Преступление и наказание»

Часть I – подготовка и совершение преступления.

Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.

II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».

Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Часть IV, главы 1–2

Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе

Ход урока

I. Беседа с учащимися.

II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

Часть III, глава 5,

II. Работа над содержанием романа.

Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского

Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)

II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.

1. Детство, отрочество и юность писателя

2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности

3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого

4. Литературная деятельность л. Н. Толстого до и после идейного перелома. Религиозно-этические взгляды писателя

5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)

Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».

1. «Севастополь в декабре»

2. «Севастополь в мае»

3. «Севастополь в августе 1855 года»

Урок 116 «я старался писать историю народа» (л. Н. Толстой) (История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия)

Ход урока

История создания романа-эпопеи «Война и мир»

II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

1. О заглавии романа

2. О жанре

3. О композиции и сюжете

4. Система образов в романе-эпопее

Урок 117 «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе л. Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).

III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).

Урок 118 в доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «в имении Болконских Лысые Горы»)

III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».

Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Война в романе

Урок 121 «надо жить, надо любить, надо верить» (л. Н. Толстой) (усвоение содержания II тома романа «война и мир»)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).

III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).

IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)

V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).

VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).

IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).

Урок 124 «дубина народной войны поднялась со всею своею грознОю... Силой» (л. Н. Толстой) (партизанская война. Платон каратаев и тихон щербатый)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».

Урок 125 «нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (л. Н. Толстой) (образы кутузова и наполеона)

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

II. Слово учителя.

III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.

Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов

Ход уроков

I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.

II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».

Урок 128 женские образы в романе «война и мир»

Ход урока

I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.

Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого

Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)

Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).

Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».

III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии

IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).

II. Объяснение нового материала.

1. Своеобразие конфликта

2. Принципы группировки действующих лиц

III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.

Вопросы.

1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.

2. Какую роль в жизни писателя сыграло знакомство с В. Г. Белинским? Что взволновало великого критика в романе Достоевского «Бедные люди»? (Роман «Бедные люди» (1845) был прочитан Григоровичем и Некрасовым. «Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут», – вспоминал Достоевский. Вскоре рукопись прочитал В. Г. Белинский. «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!.. Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем», – повторял Белинский начинающему писателю. Критик нашел, что роман «весь, в целом, – превосходен», что в нем заключена «страшная простота и истина» [27. С. 40].

В романе «Бедные люди» Достоевский раскрыл сложный, богатый духовный мир человека «маленького», униженного и оскорбленного, задавленного жизнью. «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Герои романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты.)

3. Какие идеи объединяли людей в кружке М. В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? (С 1847 г. Достоевский стал посещать «пятницы» М. Петрашевского – социалиста-утописта. Петрашевцы мечтали о свободе, о социальной справедливости всех людей. Достоевский высказывался за немедленную отмену крепостного права в России.


В апреле 1849 г. писатель прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное, как сказано в донесении провокатора Антонелли, «дерзкого вольнодумства».

Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Восемь месяцев рассматривалось дело арестованных. Все были поражены жестокостью приговора: «подвергнуть смертной казни расстрелянием» [27. С. 90]. Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге. «Момент этот был ужасен», – писал один из петрашевцев Д. Ахшарумов. Но через несколько минут был зачитан другой приговор, по которому «…возвещалось дарование Государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому по виновности, особое наказание». Достоевский был осужден на 4 года каторги в Сибири.

Из письма Ф. М. Достоевского брату Михаилу: «…Брат! я не уныл и не упал духом… Через четыре года будет облегчение судьбы… Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить… так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое» [2. С. 66].)

4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?(В Тобольске, в пересыльной тюрьме писатель и его единомышленники прожили 6 дней. Им помогали жены декабристов – Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина. Они ободряли ссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждого оделили Евангелием – единственной книгой, разрешенной в остроге. Путешествие под конвоем было трудным. Ф. Достоевский вспоминал: «Я промерзал до сердца».)

5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги? (На каторге писатель «узнал» русский народ. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли, – писал Достоевский брату, – есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно… Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен» [13. С. 113]. Объединить людей может христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», – говорил Достоевский. Вера в существование нравственного начала посреди всеобщего хаоса и беззакония помогла писателю перенести муки каторги.


Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)

6. Расскажите о публицистической деятельности Ф. Достоевского. (Издание журналов «Время», 1861–1863 гг., «Эпоха», 1864–1865 гг., «Гражданин», 1873 г.)

7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?


III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.

1. «Униженные и оскорбленные» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

В. Г. Белинский об авторе романа: «…так еще никто не писал».

2. «Записки из Мертвого дома» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

3. «Преступление и наказание» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

4. «Идиот» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

5. «Братья Карамазовы» (1879–1880)

задумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова [2], духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…


В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы:

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)