ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1762
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Ученик. 30 января 1829 г. толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.
Учитель. Жуткую картину смерти Грибоедова рисует в главе XII своего романа «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянов: «Вазир-Мухтар продолжал существовать. Кебавчи из Шимрунского квартала выбил ему передние зубы, кто-то ударил молотком в очки, и одно стекло вдавилось ему в глаз, Кебавчи воткнул голову на шест, она была много легче его корзины с пирожками, и он тряс древком.
Кяфир был виноват в войнах, голоде, притеснениях старшин, неурожае. Он плыл теперь по улицам и смеялся с шеста выбитыми зубами. Мальчишки целились в него камешками и попадали.
Вазир-Мухтар существовал.
Правую руку с круглым перстнем тащил, крепко и дружески пожимая ее единственною левою рукою, лот – вор. Он поднимал ее изредка и сожалел, что рука была голая и не сохранилось хоть лоскута золотой одежды на ней. Треуголку напялил на себя подмастерье челонгера, она была слишком велика и опускалась до ушей.
Сам же Вазир-Мухтар, в тройке с белокурым его слугой и каким-то еще кяфиром, привязанный к стае дохлых кошек и собак, мел улицы Тегерана. Их тащили, сменяясь, на палке 4 худых, как щепки, персиянина.
Вазир-Мухтар существовал.
В городе Тебризе сидела Нина и ждала письма».
Ученик (в роли Нины). На памятнике, который установила на могиле вдова поэта Нина Александровна Грибоедова, она написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней.
Звучит музыка Бетховена.
2-й ведущий. Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.
В записках барона К. К. Боде, секретаря посольства, есть важное сообщение о том, что стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения толпы, пришли, когда «все было кончено»; очевидно, именно таким был приказ.
1-й ведущий. «…Враждебно расположенные к Грибоедову люди подстрекнули народ осадить дом посольства и силою вырвать из наших рук укрывающихся в стенах его русских пришельцев. Когда толпа теснилась у ворот… один из конвойных казаков, защищая вход во двор, выстрелом из пистолета убил, как говорят, персиянина. Ожесточенный народ поднял и отнес бездыханный труп на шахский майдан (или дворцовую площадь), куда собралось многочисленное духовенство, разжигая страсти черни на мщение за пролитую мусульманскую кровь. От слов перешли скоро к делу. Народ снова явился в еще большем количестве к дому посланника. Тогда Грибоедов и остальные члены миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооруженные и в полной форме, они решили защищаться до последней капли крови… Говорят, что Грибоедов одним из первых был убит пулей из ружья бахтиарца…
Когда все было кончено и наступила мертвая тишина, явилась на сцену городская стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения народа…
Но что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, – это та настойчивость и неустрашимость, с которою он ушел поддерживать достоинство русского имени на Востоке… Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения…»
Ученик. «И мало-помалу, – пишет Ю. Тынянов в своем романе, – Вазир-Мухтар обратился в цифры. Потому что все имеет свою цену, и есть также цена крови. Паскевич потребовал, по совету Ельзы, чтобы уплатил за него Петербург: Наталье Федоровне 30 000 – единовременно, потому что по закону наследницей Вазир-Мухтара она не являлась, а выплатить можно было бы якобы за часть разграбленного в Тегеране добра, и Нине по 1000 червонцев в год пенсиону как шестую часть жалованья покойного мужа.
Нессельдрод поехал к министру финансов Канкрину, побеседовали и решили, чтоб было и великодушно, и не столь дорого. Обеим, и матери и вдове, отпускалось по 30 000 единовременно, и обеим пенсион, но уже не червонцами, а по 5000 ассигнациями. Старухе оставалось жить недолго, получалась экономия».
«…В Персии тоже занимались Вазир-Мухтаром. Посовещавшись, решили в Тегеране (а Тебриз подтвердил) послать в Петербург Хозрева-Мирзу (с выкупом). …Вынут был из хазнэ Фетх-Алишаха драгоценный бриллиант, по имени Надир-Шах, а сундуктар (казначей) повез его в подарок императору».
Учитель. Вот такая трагическая судьба была у этого необычайно одаренного человека.
Ученик.
Горька судьба поэтов всех времен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен…
Стянула петля дерзостную выю…
Ученица.
…Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную.
II. Итог урока.
Учитель. Стихотворением поэта-декабриста В. Кюхельбекера «Участь русских поэтов» (последняя строфа посвящена Александру Сергеевичу Грибоедову) мы и заканчиваем сегодняшний урок.
Домашнее задание: биография А. С. Грибоедова (с. 141–146); читать I и II действия пьесы; вспомнить основные правила классицизма.
Урок 21
«к вам александр андреич чацкий…» (анализ I действия)
Цели: понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Игра-беседа.
Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию:
1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.
2) В 13 лет поступил в университет.
3) Закончил за 6,5 лет два факультета.
4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.
5) Грибоедов – замечательный композитор.
6) Грибоедов – известный дипломат.
7) Участвовал в войне 1812 г.
8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов.
9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г.
10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.
11) Гибель его была случайной.
12) Погиб в Тифлисе.
13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.
2. Индивидуальные ответы.
Два ученика выбирают карточки-билеты.
1) Рассказать об истории создания комедии.
2) Рассказать о правилах классицизма.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа о композиции комедии.
– Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены.
1) Правило «трех единств»:
– единство времени (1 день);
– единство места (дом Фамусова);
– единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).
Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.
2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в IV – развязка.
3) Наличие любовного треугольника.
4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).
5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).
2. Работа над текстом комедии.
Учитель. Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.
Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.
1) Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.
2) Беседа по содержанию прочитанного.
– Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?
– Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
– Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?
– С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)
3) Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления (или чтение по ролям).
4) Беседа по содержанию 7-го явления.
– Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?
– Как встречает его Софья?
– Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
– Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
– Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
III. Итог урока.
Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).
|
Чацкий |
Фамусов, фамусовское общество |
1. Отношение к народу, крепостному праву |
|
|
2. Отношение к идеалам |
|
|
3. Отношение к просвещению |
|
|
4. Отношение к службе |
|
|
5. Отношение к иностранному |
|
|
6. Отношение к богатству и чинам |
|
|
7. Отношение к любви, браку, семейному счастью |
|
|
8. Понимание слова «ум» |
|
|
Урок 22
«век нынешний и век минувший…» (анализ II действия)
Цели: познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
1. Работа над текстом комедии.
Учитель. Продолжая знакомство с бессмертной комедией Грибоедова, обращаемся ко II действию.
– Вспомните, чем закончилось I действие. (Ответ ученика.)
А теперь послушаем знаменитый монолог Фамусова (д. II, явл. 1).
1) Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.
2) Беседа по прочитанному.
– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)
– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)
– Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?