ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1763
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
2. Чтение первых страниц книги «Мой Пушкин».
«Начинается как глава настольного романа наших бабушек и матерей – «Jane Eyre» – Тайна красной комнаты.
В красной комнате был тайный шкаф. Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери – «Дуэль».
Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и, – вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, – об этом животе поэта, который так часто несыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра. Больше скажу – в слове «живот» для меня что-то священное, – даже простое «болит живот» меня заливает волной содрогающегося сочувствия, исключающего всякий юмор. Нас этим выстрелом всех в живот ранили.
О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней узнала только взрослой. Жизнь спустя горячо приветствую такое умолчание матери. Мещанская трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было. Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт – и чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила – поэта. А Гончарова, как и Николай I, – всегда найдется.
– Нет, нет, нет, ты только представь себе! – говорила мать, совершенно не представляя себе этого ты. – Смертельно раненный, в снегу, а не отказался от выстрела! Прицелился, попал, и еще сам себе сказал: браво! – тоном такого восхищения, каким ей, христианке, естественно бы: «Смертельно раненный, в крови, а простил врагу!». Отшвырнул пистолет, протянул руку, – этим, со всеми нами, явно возвращая Пушкина в его родную Африку мести и страсти и не подозревая, какой урок – если не мести – так страсти на всю жизнь дает четырехлетней, еле грамотной мне.
Черная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, черное с белым окно: снег и прутья тех деревец, черная и белая картина – «Дуэль», где на белизне снега совершается черное дело: вечное черное дело убийства поэта – чернью.
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.
С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность, – я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.
Три таких картины были в нашем трехпрудном доме: в столовой – «Явление Христа народу», с никогда не разрешенной загадкой совсем маленького и непонятно-близкого, совсем близкого и непонятно-маленького Христа; вторая, над нотной этажеркой в зале – «Татары» – татары в белых балахонах, в каменном доме без окон, между белых столбов убивающие главного татарина («Убийство Цезаря») и – в спальне матери – «Дуэль». Два убийства и одно явление. И все три были страшные, непонятные, угрожающие, и крещение с никогда не виденными черными кудрявыми орлоносыми голыми людьми и детьми, так заполнившими реку, что капли воды не осталось, было не менее страшное тех двух, – и все они отлично готовили ребенка к предназначенному ему страшному веку».
– Какие картины вызвали в вашем воображении страницы книги Марины Цветаевой?
Мой Пушкин… А с вами происходит что-либо подобное? Как встретились с Пушкиным вы? Каким вы представляете Поэта? А его жизнь, судьбу? Попробуйте прочертить основные ее вехи…
3. Просмотр хронологической таблицы в хрестоматии, с. 171–172.
Пушкин для каждого из вас… Ваши любимые пушкинские строки, страницы…
Принимаете чтение? Не огрубили ли мы, не упростили ли Пушкина? Кто прочитает его строки иначе?
(Исповедальность читательских высказываний, воссоздание поэтических картин: «впервые я услышал Пушкина…», «Помню, как…», «Я был заворожен…», «Никогда не забуду…», «перечитываю…», «Передо мной встает…», «словно слышу…»)
II. Итог урока.
Домашнее задание: развитие речи.
1. Следующий урок литературы мы посвятим любовной лирике А. С. Пушкина, поэтому необходимо подготовить материал об адресатах этой лирики: коснемся судеб Е. Бакуниной, А. Керн, А. Олениной, Н. Гончаровой (оформить сменную выставку-обзор портретов с комментариями к ним). Мы вновь обратимся к стихам поэта, отметим глубину, изящество выраженных в них мыслей и чувств.
Одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения является подготовка к выразительному чтению стихотворения.
2. Исполнительский анализ, путь чтеца к поэту, – это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста.
Исполнительский анализ слагается из следующих этапов:
1) чтение текста с отметкой отдельных слов и выражений, вызывающих те или иные сомнения;
2) чтение дополнительной литературы, помогающей, во-первых, разрешить возникшие сомнения, во-вторых, понять обстоятельства, повлиявшие на создание стихотворения;
3) осмысление идейно-художественных особенностей, помогающее правильно определить, что является предметом изображения в данном лирическом произведении. Средства достижения этой цели: наблюдение над ритмом, композицией, системой «ключевых» слов;
4) определение чтецкого подтекста и логики чтения. Чтецкий подтекст – это и мысль, заключенная в тексте, и отношение чтеца к тексту, и цель чтения, и реакция, которую он хочет вызвать у слушателя на свое чтение. Логика чтения – это соблюдение логических пауз, логических ударений, логической мелодии. Поиск правильной интонации.
3. Пользуясь этим планом исполнительского анализа, подготовьте выразительное чтение понравившихся стихотворений, помещенных в хрестоматии.
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
Цели: познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина; обучать выразительному чтению.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
1. Лирика А. С. Пушкина удивительно богата содержанием, и чтобы раскрыть это богатство, надо назвать основные ее темы (такое тематическое деление, разумеется, условно):
1) Патриотическая лирика:
– любовь к родной природе;
– гордость героическим прошлым русского народа;
– чувство национальной гордости.
2) Вольнолюбивая лирика Пушкина:
– разоблачение самодержавия и крепостного права;
– призыв современников к борьбе за свободу народа;
– воспевание борцов за свободу народа.
3) Интимная лирика:
а) дружба:
– дружба как прочный братский союз;
– дружба как союз единомышленников;
– дружба-вражда;
б) любовь:
– любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления (любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью);
– любовь как мимолетное влечение;
– гуманизм как основа любви;
– любовь и чувства, неразрывно связанные с ней: радость, грусть, печаль, ревность.
4) Пушкин о поэте и поэзии:
– поэзия и действительность;
– назначение поэзии;
– поэт и народ;
– поэт и толпа;
– положение поэта в современной Пушкину России;
– оценка собственной поэзии.
2. Поэзия Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум»:
1) высоким вольнолюбивым мыслям поэт нашел выражение в стиле ораторской призывной речи;
2) интимные чувства любви и дружбы раскрыл в пленительных напевных звуках;
3) патриотическое чувство национальной гордости воплотил в звуках, разящих врага «как удар меча»;
4) картины родной природы Пушкин опоэтизировал словами, точно передающими ее краски, запахи и звуки;
5) философские размышления о добре и зле, о жизни и смерти, о поэте и бессмертии поэтического дела передал в выражениях удивительной простоты и краткости.
3. Взглянем на мир глазами Пушкина – его сердцем и мыслью…
А что такое «поэзия мысли»?
Конечно же, поэзия – это по преимуществу «память сердца»… Какие пушкинские строки слышатся вам за этой формулой?
1) Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
– Ваши впечатления от пушкинских строк? В чем тайны пленительности стихотворения, в котором мы словно уже слышим романс Глинки?
– Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? вслушайтесь в само звучание, в инструментовку пушкинских строк, в их мелодию.
Тайна звуков у Пушкина – гласных и даже согласных.
– Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье – вдохновенье – упоенье; безнадежный – нежный – мятежный; ты – красоты – мечты – черты) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?
2) Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его.
Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.
– Ваши новые открытия?
– Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительную строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.
– Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна?
– Наконец, сюжет пушкинского стихотворения: ведь в нем жизнь поэта, его судьба (лирическая автобиография).
– Кому оно посвящено, кто его адресат?
3) Сообщение учащегося об А. П. Керн (домашнее задание).