ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1739
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
– Не догадываетесь, как пришел Пушкин к своему «Пророку»? К какому величайшему творению он восходит стилистикой и картинами своими? Почему одно из самых значительных созданий Пушкина ведет свою «родословную» от Библии?
Поэт Священному Писанию обязан своим «Пророком»…
3) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пушкин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном – в создании своих творений – остается загадкой.
Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, более чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениальным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.
В. Ф. Ходасевич считал, что оно – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I.
– Итак, ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта? (Преодоление смерти через славу.)
Поэт и его призвание – сокровенная тема пушкинского творчества. «Я памятник себе воздвиг…» – итог раздумий Пушкина о призвании Поэта, «примирение» контрастов вечной темы: ее апофеоза (Поэт) и прочих («народ», «толпа»).
Жанровая специфика стихотворения (это ода) продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К мельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.
Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).
Продолжая традицию, Пушкин показывает, в чем его заслуги перед Россией:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Стихотворение изобилует средствами поэтической выразительности: эпитетами (памятник нерукотворный, душа в заветной лире, век жестокий, глава непокорная), олицетворением («Веленью Божию, о муза, будь послушна…»), метонимией («Что чувства добрые я лирой пробуждал…»).
Стихотворение написано катренами: в каждом из них первые три строки – традиционным одическим размером, то есть 6-стопным ямбом (александрийским стихом), а последняя строка – 4-стопным ямбом.
III. Итог урока.
Домашнее задание: стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» выучить наизусть.
Урок 30
«Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика пушкина)
Цели: раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать обучать анализу стихотворений.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.
Уже в стихотворениях 1817–1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом – предметом «похвального слова» («…хочу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей…») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина – не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода – это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя.
2. Чтение и анализ стихотворений.
1) Стихотворение «К Чаадаеву».
Само название указывает на жанр стихотворения – это послание. Жанр определяет и композицию – стихотворение построено в форме обращения к другу:
…Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина – в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе.
Перечитаем конец стихотворения:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, – все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности. Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет». Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть», «вольность», «самовластье».
Изобразительно-выразительные средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом власти роковой», метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока свободою горим», «на обломках самовластья», «звезда пленительного счастья»; сравнение:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Усиливает призывность интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре строки – рифма перекрестная, вторые 4 строки – кольцевая, третьи 4 строки – кольцевая, четвертые 4 строки – перекрестная, последние 5 строк – перекрестная (ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы.
– Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)
2) Стихотворение «Анчар».
А вот следующее стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.
Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.
В основе его – древняя легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью: путь к анчару – подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в предельном подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»).
Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти – и идущий к нему человек, раб – и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними
…Гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Гуманистический пафос здесь достигает особенной силы. композиция, построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.
Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф – описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы – приказ владыки; далее – описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.
Звучание стиха резко меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь – центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны тут все средства звуковой выразительности.