Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1755

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

Именно любовью и дружбой, по мнению Пушкина, испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или ее опустошенность.

3) «Татьяны милый идеал…».

– Нужны ли в романе сестры Ларины? Как входят в роман героини?

– Почему они производят столь контрастное впечатление? Причем каждая из них может расположить к себе, полюбиться читателю или, напротив, в чем-то покоробить…

– Почему для одних Ольга «мила», иные же не могли отделаться от иронической улыбки, читая о ней?

– В чем, может быть, с особенной резкостью сказалось отношение поэта к Ольге?

– Необходима ли Ольга в романе?

– Как входит в роман Татьяна?

– В каком признании выражено отношение Пушкина к Татьяне? К чему это извинение: «Простите мне: я так люблю…»? В какой строке отзовется эта пушкинская влюбленность в героиню романа?

– «Татьяны милый идеал…». Действительно ли идеален образ Татьяны?

– Почему строки, посвященные Татьяне, так завораживают? Можно ли их переложить на музыку?

– П. И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать ее именем героини романа – «Татьяна Ларина», обозначив жанр своего произведения как «лирические сцены»; оправдано ли это?

– Татьяна поразила и даже отпугнула своею «странностью» современников. а вас?

– Каков же мир Татьяны? Как дорисовывает его поэт в последних главах романа? Случайно ли «снится чудный сон Татьяне»? Почему этот сон так страшен? Перечитаем третью строфу V главы:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут…

– К чему это отступление?

– Вспомните «московские» страницы седьмой главы: случайно ли Татьяна оказывается в Москве, только ли «ярмарка невест» объясняет ее появление в первопрестольной? И почему именно на этих страницах мы слышим: «Москва! Как много в этом звуке…»?

– А какие страницы, посвященные любимой героине поэта, особенно пленительны?

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.

– Что самое удивительное в нем?

– Меняются ли интонация, смысл пушкинского романа после признания Татьяны?

– В чем автор оправдывает героиню: «За что ж виновнее Татьяна?»

– Почему Татьяна, по воле автора, приходит в усадьбу Онегина, уединяется в его кабинете?


– В чем трагизм образа Татьяны?

В одиночестве героини и обреченности ее романтической любви. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение «идеальности» героини.

– А «Письмо Онегина»? Какие его строки потрясли вас особенно?

– Сравните два письма: какое из них трагичнее, поэтически сильнее?

– Апофеоз образа Татьяны (с. 171–174 учебника). Как передал поэт перемены в ней? Как вы их объясните?

– Что же – Татьяна, «законодательница зал», подчинилась «свету»?

– Почему так потрясает монолог «А мне, Онегин, пышность эта…» (с. 173, строфа XLVI). Почему так трогают, остаются в памяти эти строки?

Образ Татьяны – вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

2. Составление опорной схемы.

3. Разбор особенностей сюжета романа.

I особенность:

II особенность

III особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.


III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

2) вопрос 17 (с. 249) – устно (об иллюстрациях к роману);

3) подготовиться к итоговому тесту по творчеству А. С. Пушкина.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Задание 1.

Что называется лирикой:

1. Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

2. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.

3. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.

4. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом.

Задание 2.

Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

1. Ямб.

2. Хорей.

3. Дактиль.

4. Амфибрахий.

5. Анапест.

Задание 3.

Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?

1. Дактиль.

2. Амфибрахий.

3. Анапест.

4. Ямб.

5. Хорей.

Задание 4.

Укажите временные границы действия, происходящего в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

1. 1812–1824 гг.

2. 1819–1825 гг.

3. 1825–1835 гг.

4. 1837–1840 гг.

Задание 5.

Определите, кому из героев романа в стихах соответствуют эти характеристики:

1. «Молодой повеса», «он умен и очень мил», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «мог он лицемерить», «как женщин, он оставил книги», «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», «русская хандра им овладела понемногу».

2. «Дика, печальна, молчалива», «ей рано нравились романы», «душа ждала кого-нибудь», «она по-русски плохо знала».

3. «Кругла, красна лицом она», «кокетка, ветреный ребенок».

4. «Его перо любовью дышит», «поклонник славы и свободы», «он был любим... так думал он».


5. «Он был простой и добрый барин».

 Татьяна

 Д. Ларин

 Онегин

 Ленский

 Ольга

Задание 6.

О ком справедливо замечает А. Герцен: «...умная ненужность». «Он никогда не становится на сторону правительства... и никогда не способен встать на сторону народа».

1. Ленский.

2. Онегин.

3. А. Пушкин.

4. Д. Ларин.

Задание 7.

Кому из деятелей литературы принадлежат следующие характеристики:

1. «Онегин – это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

2. «Страдающий эгоист», «эгоист поневоле».

3. «Всегда... рад заметить разность между Онегиным и мной».

 А. С. Пушкин

 В. Г. Белинский

 А. И. Герцен

 H. А. Добролюбов

 H. Г. Чернышевский

Задание 8.

Определите героев романа по их кругу чтения:

1. «При свечке Шиллера открыл…».

«…Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал…».

2. «Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита…».

3. «Она любила Ричардсона,

Не потому, чтобы прочла,

Не потому, чтоб Грандисона

Она Ловласу предпочла...»

4. «…В книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой...»

5. «Теперь... кумир или задумчивый Вампир,

Или Мельмот, или Корсар, или

таинственный Сбогар».

«…Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм».

 Онегин

 Д. Ларин

 Татьяна

 Ленский

 мать Ольги и Татьяны

Задание 9.

О ком идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» в строке: «Певец неведомый, но милый...»:

1. А. Пушкин.

2. Е. Онегин.

3. В. Ленский.

4. Т. Ларина.

Задание 10.

О ком сказал А. С. Пушкин: «…Любой роман / возьмите и найдете верно / ее портрет…»:

1. Жена Д. Ларина.

2. Татьяна.

3. Ольга.

4. Няня Филипьевна.

Задание 11.

Природа, изображенная в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев соответствуют описания природы:


1. «…Деревня, где скучал ... , / была прелестный уголок…».

2. «Но вот уж лунного луча / Сиянье гаснет...»

3. «Дохнула буря, цвет прекрасный / Увял на утренней заре, / Потух огонь на алтаре!»

 Ленский

 Татьяна

 Онегин

Задание 12.

Найдите сравнения и подчеркните:

…Он мыслит: «Буду ей спаситель,

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал.

Чтоб червь презренный, ядовитый

Точил лилеи стебелек,

Чтобы двухутренний цветок

Увял еще полураскрытый».

Задание 13.

Найдите эпитеты и подчеркните:

«Куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни?..»

Задание 14.

Найдите метафоры и подчеркните:

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!

Задание 15.

Что такое «онегинская строфа»:

1. Строфа из 14 стихов четырехстопного ямба: 3 четверостишия и завершающие 2 строки с перекрестной рифмой.

2. Строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.

3. Гекзаметр.

Задание 16.

Кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является:

1. Дуэль Онегина и Ленского.

2. Объяснение Татьяны в любви Онегину.

3. Бал в доме Лариных.

4. Объяснение Евгения и Татьяны в ее петербургском доме.

Задание 17.

Кульминация – это:

1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.

3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

Задание 18.

Лирическое отступление – это:

1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.