ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1760
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
1. «В пространстве брошенных светил…»
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
метафора
сравнение
Задание 7.
Гипербола – это:
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии, художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
Задание 8.
Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
Я враг небес.
Я зло природы.
И, видишь, – я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
Задание 9.
По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя – могучей личности с нереализованными возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.
3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.
«Песня про купца Калашникова...».
«Мцыри».
«Демон».
Задание 10.
К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»?
1. Романтизм.
2. Критический реализм.
3. Сентиментализм.
4. Просветительский реализм.
5. Классицизм.
Задание 11.
Тема художественного произведения – это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.
Задание 12.
Определите идею романа «Герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
Задание 13.
О ком сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?
1. О Печорине.
2. Онегине.
3. Докторе Вернере.
4. Грушницком.
Задание 14.
В чем трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
Задание 15.
Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
Грушницкий.
княжна Мери.
Максим Максимыч.
доктор Вернер.
Бэла.
Задание 16.
О ком из героев романа идет рассказ?
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... Да-с, с большими был странностями...»
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Максим Максимыч.
4. Доктор Вернер.
Задание 17.
Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. Предисловие к журналу Печорина.
4. «Тамань».
5. Окончание журнала Печорина.
6. «Княжна Мери».
7. «Фаталист».
Задание 18.
Определите, чей это портрет.
«...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Вернер.
4. Максим Максимыч.
Задание 19.
Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«...Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. Дуэль Печорина и Грушницкого.
2. Похищение Карагеза.
3. Гибель Бэлы.
4. Выстрел Вулича.
Задание 20.
По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Задание 21.
Печорина звали:
1. Максим Максимыч.
2. Григорий Александрович.
3. Сергей Александрович.
4. Александр Григорьевич.
Ответы к тесту
№ зада- ния |
Ответ |
1 |
1 |
2 |
1 – любовная лирика 2 – мотив богоборчества 3 – тема поэта и поэзии 4 – вольнолюбивая лирика 5 – тема родины 6 – философская лирика 7 – тема природы |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
1 – романтический 2 – реалистический |
6 |
1 – метафора 2 – сравнение |
7 |
3 |
8 |
– |
№ задания |
Ответ |
9 |
1 – «Демон» 2 – «Мцыри» 3 – «Песня про купца Калашникова…» |
10 |
2 |
11 |
3 |
12 |
1 |
13 |
1 |
14 |
2 |
15 |
1 – Максим Максимыч 2 – Грушницкий 3 – Вернер 4 – Бэла 5 – княжна Мери |
16 |
2 |
17 |
4 – «Тамань» 6 – «Княжна Мери» 7 – «Фаталист» 1 – «Бэла» 2 – «Максим Максимыч» 3, 5 – журнал Печорина |
18 |
3 |
19 |
1 |
20 |
3 |
21 |
2 |
III. Итог урока.
Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой "пьесой", поставленной и разыгранной самим героем».