Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1743

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

(Путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.)

Домашнее задание: характеристики Коробочки, Ноздрева, Собакевича (по вариантам) по плану:

1) описание деревни;

2) описание господского дома;

3) описание внешнего вида помещика;

4) отношение помещика к предложению Чичикова;

5) отношение Чичикова к каждому из помещиков;

6) купля-продажа мертвых душ.

Урок 50

художественная деталь как средство создания образа

Цель: дать понятие «художественная деталь».

Ход урока

I. Реализация домашнего задания (разбор 2–6-й глав).

1. Рассматривание иллюстраций к поэме.

Перед нами портретная галерея незабываемых героев Гоголя в творчестве А. А. Агина, П. М. Боклевского и других художников как гоголевской эпохи, так и наших современников.

– Как художник помог вам увидеть персонажей «Мертвых душ»?

– Сопоставьте различные изображения одного и того же персонажа.

– Чьи иллюстрации показались вам наиболее близкими гоголевским образам?

2. Чтение мини-сочинений «От Манилова – к Плюшкину».

– Итак, в какой «очередности» появляются гоголевские герои?

– Случайна ли эта последовательность? Почему галерею помещиков завершает Плюшкин?

– Можно ли переставить главы книги, а значит, и изменить последовательность нашего знакомства с героями?

II. Работа по теме урока.

1. Рассмотрение художественных деталей.

1) Поэтика образа в «Мертвых душах».

Итак, на предыдущем уроке нас ждало первое гоголевское открытие – Манилов. Кстати, тайна фамилии, которой Гоголь всегда придавал особое значение: вспомните Ляпкина-Тяпкина, Держиморду и другие фамилии гоголевских персонажей.

– Как же «оправдывает» свою фамилию Манилов? Почему он столь зрим, слышим, как живой?

– Менялось ли ваше отношение к Манилову?

– Когда он особенно смешон, нелеп?

– Почему порой становится жалко Чичикова: ведь Манилов так обходителен? Вслушайтесь в его речь, вглядитесь в жесты.

– Присутствует ли в повествовании Автор? Как отнеслись вы к этой особенности книги (откровенное отношение к герою!)?


2) Искусство контраста-уподобления.

– А как вы встретили Коробочку?

– Как лепил ее образ Гоголь? Почему «Коробочка»?

– Сравните соседние главы книги. Почему быт Коробочки намного проще, чем быт Манилова, нет здесь ни «Храма уединенного размышления», ни Алкида с Фемистоклом и прочих витиеватостей?

– Почему Коробочка то смешна, то отталкивающе страшна?

– Сопоставьте Манилова и Коробочку: почему они рядом в книге Гоголя?

– Какие встречи ждут нас дальше? Собакевич и Ноздрев… Как сумел писатель столь рельефно выписать их? Ваши наблюдения над искусством Гоголя.

2. Пересказ по плану глав о Собакевиче и Ноздреве (домашнее задание).

3. Лекция учителя.

Что же такое «художественная деталь»?

Деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметы, подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи героев и т. д.

Тезисный план лекции (записать в тетради).

1) Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

2) Детализация – важный аспект реалистического письма; в русской литературе начало ему положил Гоголь.

3) Гоголь видит вещи как бы под микроскопом: они часто меняют свой привычный облик, наделяются самостоятельной жизнью.

4) Мир вещей в поэме – хаос, своего рода кладбище вещей: так создается картина «ада» в миниатюре.

5) Деталь в портретах (глаза Плюшкина «бегали… как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т. д.).

6) Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ в.

Принципы отбора деталей и их функции:

а) Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).

б) Деталь как средство индивидуализации (например, в главе о Собакевиче: портрет, речь, дом, кабинет).

4. Самостоятельная работа в группах.

В главе 6 найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте:

I группа – детали пейзажа;

II группа – детали портрета;


III группа – детали интерьера;

IV группа – детали, помогающие описать поведение героя.


III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) написать сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина»;

2) индивидуальное задание: литературный монтаж.

Урок 51

образ чичикова (урок с элементами диспута)

Цели: учить аргументированно высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя, беседа.

– Какие же перемены происходят в «географии» гоголевской книги?

– Ваше ви́дение города в «Мертвых душах».

– Почему столь подробно запечатлел писатель его краски, «архитектуру» – вплоть до непременного мезонина?

– Где конечный пункт наших странствий?

– Да, «Повесть о капитане Копейкине» – гоголевский Санкт-Петербург! Сравните его с «Невским проспектом». Гоголь считал эту вставную новеллу «очень нужной» и не мог смириться с исключением ее из текста «Мертвых душ» по требованию цензуры, пошел на компромисс: «переделал… так, чтобы никакая цензура не могла придраться».

Итак, последуем вместе с нашим «предпринимателем» Чичиковым в город, который «ничем не уступал другим губернским городам».

С уездным чиновничеством, изображенным в «Ревизоре», мы уже познакомились в 8 классе; теперь попытаемся сопоставить уездное и стоящее на следующей ступени административной лестницы губернское чиновничество.

Автор «Мертвых душ» прозрачно намекает на кровное родство чиновников всех рангов и департаментов. Даже в событиях, взволновавших уездный и губернский города, можно заметить немало общего. И там, и здесь «важная пружина действия» – страх, который, как сказано в поэме, «прилипчивее чумы и сообщается вдруг». замечательно, что как Чичикова, так и Хлестакова совсем уже было приняли за «подосланного чиновника из канцелярии генерал-губернатора для проведения тайного следствия». Инспектор губернской врачебной управы в «Мертвых душах» дрожал совершенно так же, как уездный попечитель богоугодных заведений в «Ревизоре»: «…не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и других местах от повальный горячки, против которой не было взято надлежащих мер».

Новые слухи о Чичикове – что он фальшивомонетчик, шпион, капитан Копейкин, Наполеон – уже не меняли сущности страха: все равно чиновники пуще всего боялись начальственной грозы. Губернские чиновники, как и уездные, трепетали, вспоминая свои грехи и упущения, и ждали, что вот-вот обрушатся «переборки, распекания, взбутетенивания» и иные «должностные похлебки». Дело дошло до того, что представитель губернского правосудия, оказавшийся слабее духом, нежели судья из «Ревизора», «пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого – умер».


2. Литературный монтаж.

Учитель. Мой рассказ о губернском городе продолжит литературный монтаж, подготовленный вашими товарищами. В этот монтаж включены отрывки из 8-й и 9-й глав. Здесь картина губернского общества, набросанная немногими крупными штрихами еще в 1-й главе, развертывается широко и многосторонне.

Во мнениях и поступках двух «партий» – мужской и женской – отражаются и нравы города, и отношение к Чичикову и его афере, и духовный мир российского обывателя.

Примерный план монтажа:

1) «…Жители города… душевно полюбили Чичикова…» (до слов: «Великую тайну нравиться»).

2) «Но несравненно замечательнее было впечатление… которое произвел Чичиков на дам…» (до слов «…тяжелее всякой дуэли»).

3) «В нравах дамы города были строги…» (до слов «…что приглашен миллионщик»).

4) «Сам даже Чичиков не мог отчасти не заметить такого необыкновенного вниманья…» (до слов «…будет присутствовать сам оригинал»).

5) «Появление его на бале произвело необыкновенное действие…» (до слов «…веселье необыкновенное»).

6) «Дамы ухватились за руки, поцеловались и вскрикнули…» (до слов «– Признаюсь, – отвечала просто приятная дама»).

7) «Вообразите себе только то, что является вооруженный с ног до головы…» (до слов «скрывается что-то другое»).

8) «– Ну, слушайте же, что такое эти мертвые души…» (до слов «…а дочка еще превзойдет матушку»).

9) «Но как ни вооружались и ни противились мужчины, а в их партии совсем не было такого порядка, как в женской…» (до слов «…страх прилипчивее чумы и сообщается вдруг»).

В зависимости от характера каждого отрывка его могут читать от одного до трех учащихся. Например, разговор двух дам желательно читать по ролям: две дамы и автор-рассказчик.

Учитель. Оттенки горечи и презрения мы чувствуем в отрывках, отобранных для монтажа, не так ли?

Гоголь не без удивления замечает, что в слове «миллионщик» «заключается что-то такое, что действует и на людей-подлецов, и на людей ни се, ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует».