Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1757

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

1) «Подвергнуть смертной казни…».

2) В Мертвом доме. Годы изгнания за рубежом и на родине.

3) «Анна Григорьевна Сниткина – горлица среди ворон».

4) Великие романы писателя:

– роман-фельетон «Униженные и оскорбленные»;

– роман-исповедь «Преступление и наказание»;

– роман о воспитании «Подросток»;

– роман-синтез «Братья Карамазовы».

5) «Пушкинская» речь (речь о Пушкине). Болезнь и смерть 8 июня 1881 г.

4. Заключительное слово учителя.

Мировоззрение писателя, которое находит отражение в его произведениях, достаточно противоречиво. Писатель не разделял взглядов ни революционеров-демократов, ни западников, ни славянофилов на будущность России. Он пытался найти свое собственное решение, был уверен, что у России особая историческая миссия. Вместе со своими героями Достоевский напряженно ищет истину; не какую-то высшую, философско-абстрактную, а истину, выстраданную человеком на нелегком пути личных поисков, заблуждений и сомнений. Эта истина, по мнению писателя, находится рядом, она всегда была глубинной сущностью России, ее народа. Не вновь изобретенные учения и теории возродят Россию, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен.

5. Обмен впечатлениями о повести «Белые ночи» (1848 г.).

– Почему это произведение названо сентиментальным романом?

– В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?

– Какие события изображены на страницах повести? (Краткий пересказ.)

– Как чувствует себя главный герой повести? Почему?

– Какие чувства вызвало у вас произведение?

– Как описан город и как передано авторское отношение к Петербургу? Домашнее задание: составить рассказ «Мое представление о главном герое повести "Белые ночи"» (с чтением фрагментов повести).


Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Цели: обучать аналитическому чтению; выявить особенности пейзажа в произведениях Достоевского.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

Беседа.

– Как чувствует себя герой в Петербурге?

– Какая обстановка его окружает?

– При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой? (Рассмотреть иллюстрацию художника М. Добужинского «Белые ночи», с. 383.)

– Как повел себя герой? Почему?

– Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Учитель. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить читателя равнодушным: «Мне страшно стало оставаться одному… я бродил по городу в глубокой тоске», «Казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню…» «Страшно, пусто, одиноко… И вдруг…» «Неужели же был грех почувствовать… братское сострадание?..» (с. 322, учебник). Сострадание, принесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу – нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Герой помышляет о братском участии, он сам охотно приходит на помощь несчастной девушке из чувства «братского сострадания»; его душа открыта навстречу возвышенным благородным стремлениям. Писатель сочувствует своему герою, но показывает его полную беспомощность перед лицом прозы жизни, пошлой действительности. Мечтателю судьба подарила «целую минуту блаженства» – так он оценивает свои чувства к Настеньке и свои короткие встречи с ней. Но этой минуты оказалось мало «на всю жизнь человеческую».

«Белые ночи» – произведение, овеянное поэзией, повествующее о благородных мечтателях, что подчеркнуто и подзаголовком: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя», и эпиграфом – строкой из стихотворения И. Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

Повесть построена в виде воспоминаний героя, речь которого романтически стилизована, насыщена литературными реминисценциями. Беспредельная грусть одинокого мечтателя, вспоминающего через 15 лет самое счастливое мгновение своей жизни, уже предвещает горькое разочарование героев 60-х гг.


II. Работа по теме урока.

1. Постановка круга рассматриваемых вопросов.

– Какую роль в понимании героев «Белых ночей» сыграл образ города? Какой он, Петербург Достоевского?

– В творчестве каких писателей создавался образ Петербурга? А чем отличается повествование Достоевского?

Для того чтобы выявить особенности пейзажа Достоевского, внимательно прочитаем еще раз первый абзац «Ночи первой».

2. Выразительное чтение текста (с. 380–381 учебника).

3. Работа в группах (с элементами лингвистического анализа).

1-я группа. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

2-я группа. Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким способом автор?

3-я группа. Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ – желтый цвет.

4-я группа. Эта часть текста – монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

5-я группа. Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Вывод. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Но в отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает и некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.


III. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) домашнее сочинение «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского»;

2) статья о Л. Н. Толстом (с. 3–6, II ч. учебника);

3) читать «Юность»;

4) индивидуальные задания (см. следующий урок).

Урок 57

личность л. н. толстого. автобиографическая трилогия. обзор СОДЕРЖАНИЯ

Цели: обучать работе с учебником; обсудить самостоятельно прочитанные произведения.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Изучение статьи учебника (с. 3–6, II ч. учебника).

Учитель. Дома вы уже познакомились со статьей В. И. Коровина о Л. Н. Толстом.

Демонстрируется портрет писателя.

– Как же события детских лет отразились на будущем творчестве писателя?

– Каковы были занятия Л. Н. Толстого до поступления на военную службу?

– Что дала Толстому служба на Кавказе? (На Кавказе толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть «Детство», которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал «Современник». Она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. «Детство» явилось первой частью задуманной Толстым тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены были еще две части – повести «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика». Повесть «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» – в 1857 г. Имя толстого встало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени.)

– Как изменились взгляды Толстого во время крымской войны?

– К каким открытиям пришел Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

2. Слово учителя.

В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога.


3. Обзор содержания повести «Детство» подготовленным учеником (индивидуальное домашнее задание).

Детство, по Толстому, есть своего рода норма и образец человеческого поведения – по той причине, что в детском возрасте человек непосредственно, чувствами усваивает положительные, истинно человеческие стороны в отношениях близких ему людей и поэтому сам наиболее человечен.

Итак, рассказ о том, как человек входит в мир и как этот мир встречает его своими необыкновенными радостями и одновременно бесконечными тревогами, – такова в самом общем виде тема первого произведения трилогии.

4. Обзор повести «Отрочество» (индивидуальное задание).

Если тема «Детства» – первые радости, которые дает человеку мир, и первые разочарования в этом мире, то тема «Отрочества» – неминуемый и тяжелый разлад духовно выросшего человека с миром, разлад, от которого он порой испытывает какое-то непонятное наслаждение и с которым вместе с тем он никак не хочет мириться.

5. Обзор содержания повести «Юность» (индивидуальное задание).

В «Юности» облик героя еще более сложен. теперь уже вполне ясно, что ему предстоит идти не шаблонным, а самостоятельным путем, который, впрочем, еще нужно найти. Он предчувствует трудности, с которыми придется столкнуться, и не боится их. Вопрос заключается не в том, способен ли он поступать самостоятельно, не в возможностях его; речь идет об утверждении его самостоятельности в отношениях, свойственных юности. В связи с этим герой становится не только центром, но почти единственным объектом повествования, оттесняя все остальное на задний план. Масштаб повествования укрупняется, изложение делается более обстоятельным и аналитическим. Третья часть трилогии по объему равняется первым двум, вместе взятым.

Герой «Юности» обрисован как человек, ищущий истину, борющийся за нее. Каждый раз оказывается, что та истина, которую он выработал, не является истиной, а представляет собой заблуждение. Отсюда его новое, еще более горячее стремление к истине. Рисуя так своего героя, Толстой изображает действительность в самых глубоких ее разрезах.

6. Работа с фрагментом текста– главой «Мои занятия» (аналитическое чтение).