Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1759

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

II. Итог уроков.

Домашнее задание: прочитать «Маленькую трилогию» Чехова; перечитать рассказ «Анна на шее».

Урок 64

Рассказ А. П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа*

Цели: раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности учащихся анализировать художественное произведение.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Выявление читательского восприятия учащихся.

Беседа.

1) Понравился ли вам рассказ А. П. Чехова «Тоска»?

2) Как вы его поняли? О чем рассказал нам А. П. Чехов?

3) Кто главный герой рассказа?

4) Отчего так болит душа извозчика Ионы Потапова?

5) Какова судьба героя? Отношение к нему окружающего мира?

6) Можно определить тему и основную идею рассказа «Тоска»?

2. Погружение в текст рассказа, чтение отдельных фрагментов, слово учителя.

Слово учителя. Как будто простенький, непритязательный по сюжету рассказ «Тоска» таит в себе громадное гуманистическое содержание.

Обратим внимание на настоящее время, в котором ведется повествование: это не только прием, оживляющий героев и события, – перед нами не уходящая в прошлое, постоянная душевная боль человека.

Извозчик Иона Потапов и его лошаденка застыли как изваяние под пластами снега. Настойчиво повторяющаяся деталь – снег, пласты снега, засыпающие и красящие набело извозчика и его лошаденку, – вырастает в конце концов чуть ли не в символ холодного и равнодушного мира.

Лошаденка, по всей вероятности, погружена в мысль. Заметим: не хозяин, а лошаденка размышляет; Иона словно окаменел. Поглощенный горем, он должен бы думать о сыне, но, как узнаем далее из рассказа, «про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…»

Какова же «мысль» лошаденки? По сути, это раздумья, которые постоянно должны бы посещать Иону: «Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать».

Враждебный город врывается в сознание извозчика истошными криками, руганью, бранью. Попытка Ионы поделиться с седоком-военным своим горем прерывается грубым окриком: «Сворачивай, дьявол! Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!» Да и седок остается равнодушен к словам извозчика.


Тройка седоков, сменившая военного, оказывается еще более бесчеловечной. Равнодушие переходит в глумление и даже в рукоприкладство. Но вот что странно: измученный одиночеством человек и ругань, и подзатыльник воспринимает чуть ли не с радостью: все же рядом с ним люди, «и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Отсюда – неадекватная реакция на ругань и подзатыльник. «Гы-ы, – смеется он. – Веселые господа… дай Бог здоровья!» Жутью веет от сопровождаемых смехом слов Ионы: «Гы-ы… веселые господа! Таперя у меня одна жена – сырая земля… Хи-хо-хо… Могила то есть… Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…»

А когда гуляки покидают сани, Иона долго глядит им вслед: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь с еще большей силой».

Легкий юмор Чехова, пронизывающий весь рассказ, сменяется глубоким, грустным лиризмом, когда он говорит о тоске, «громадной, не знающей границ».

Внешне комичный эпизод беседы извозчика с лошадью на самом деле неизбывно трагичен. Это о нем слова брата писателя: «…вспоминаются слова твоего рассказа, где Иона говорит кобыле: "…был у тебя, скажем, жеребеночек и помер, и ты ему, скажем, мать… Ведь жалко?.." Я, конечно, перевираю, но в этом месте рассказа ты бессмертен».

3. Аналитическая беседа.

– Обратите внимание на описание снегопада, фигуры извозчика, его лошаденки. Какова роль этого описания?

– Какое значение для понимания картины и судьбы Ионы имеют слова рассказчика: «Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать»?

– Каков, по-вашему, характер трагедии извозчика Ионы Потапова – сословный, возрастной или какой-то еще?

– Как сочетаются в рассказе сатира, тонкий юмор и грустный лиризм?


II. Итог урока.

– Современник А. П. Чехова С. Я. Елпатьевский писал: «Я несколько раз прочитывал рассказ «Тоска», и теперь, когда Чехов совсем ушел из жизни, я вспоминаю судьбу его, вспоминаю всего Чехова и не могу без волнения читать взятый им к этому рассказу эпиграф „Кому повем (поведаю) печаль мою?”».

Домашнее задание: вопросы 7, 9, 10, с. 39 (II часть учебника).

Уроки 65–66

русская литература хх века: многообразие жанров и направлений

Цели: продолжать обучать конспектированию; учить обмениваться мнением о прочитанном.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам статьи (с. 41–42, II ч.), конспектирование.

– Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)

– Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)

– Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема гражданской войны.)

– Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)

– Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки победы.)

– Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах – острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; «деревенская проза».)

– Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? (Драматурги: Вампилов, Арбузов, Розов, Шварц; поэты: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Рубцов; прозаики: Шукшин, Распутин, Астафьев, Белов и др.)

– Как вы понимаете выражение «авторская песня»?

– Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей – узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова; новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)


– В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. – трагическая. Почему?

1) Губительное воздействие цензуры на литературу («запрет» на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);

2) 30-е гг. – репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);

3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);

4) тенденция приведения литературы к единому методу – социалистическому реализму.

2. Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие социалистический реализм.

3. Обмен мнениями о прочитанном, прослушивание отзывов.

1) А. И. Куприн. «Олеся»;

2) М. И. Цветаева. «Мой Пушкин»;

3) Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»;

4) М. А. Шолохов. «Донские рассказы»;

5) А. И. Солженицын. «Крохотки»;

6) К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой»;

7) Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника».


II. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) прочитать статью о И. А. Бунине (с. 44–49, II ч.), рассказ «Темные аллеи»;

2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей.

Урок 67

и. а. бунин. новелла «Темные аллеи»

Цели: пробудить интерес к творчеству И. А. Бунина; сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX в. с произведениями Бунина; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души», – так отозвался о творчестве писателя М. Горький.

Надеюсь, и вы не остались равнодушными, прочтя дома новеллу Бунина «Темные аллеи».

Но прежде чем мы обратимся к этому рассказу, послушаем монтаж о жизни и творчестве И. А. Бунина, подготовленный вашими товарищами.

2. Литературный монтаж «Я не посрамил ту литературу, которую… начали Карамзин и Жуковский».

3. Беседа по содержанию рассказа «Темные аллеи».

Учитель. И. А. Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Темные аллеи», который передает нам «самый тонкий и грустный звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет, она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила его, помнит и живет прошлым, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива была, и могла бы создать семью… Он же женат, давно не думает о своем былом увлечении. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречи…

– Чем интересен этот рассказ? Чем он вас привлекает?

– Каковы его герои?

– Можно ли назвать рассказ жизненным? Почему он читается на одном дыхании?

4. Мини-сочинение «Чем меня привлекает (отталкивает)…».

5. Сопоставительный анализ произведений.

1) С повестью Тургенева «Ася».

Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов.