ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1740
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Звучит песня «Отговорила роща золотая…».
Учитель. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
Звучит песня «Клен ты мой опавший…».
Учитель. Стихи, обращенные к матери… Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме! И только, пожалуй, Некрасову и Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.
Ученик. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта…
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад…
Дальше мои впечатления пропадают, – заканчивает Евдокимов, – потому что зажало мне крепко и жестко горло; таясь и прячась, я плакал…»
Звучит песня «Письмо матери».
Учитель. Обратили ли вы внимание еще на одну особенность стихов Есенина? Ну конечно же, они удивительно музыкальны! Давайте послушаем еще одно стихотворение, посвященное матери.
Ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано…».
Учитель. В 1924–1925 гг. на Кавказе Есенин создал изумительный цикл лирических стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.
Ученик читает стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».
Учитель. О животных, о «братьях наших меньших» (кстати, это выражение – строка из его стихотворения) Есенин говорит с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.
«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка»… В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший, / Каждый стих мой душу зверю лечит…», «Звери, звери, придите ко мне / В чашки рук моих злобу выплакать…».
А вот что вспоминает известный артист Василий Иванович Качалов о стихотворении Есенина «Собаке Качалова».
Ученик. Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой. «…Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим, радостно взвизгивая, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо…» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.
Ученик читает стихотворение «Собаке Качалова».
Учитель. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 г., и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем: «Учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь…». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.
Ученица. …Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы,
Немолчный топот, громкий стон,
Визжат тачанки и телеги.
Ужель я сплю и вижу сон,
Что с копьями со всех сторон
Нас окружают печенеги?..
(Отрывок из поэмы «Гуляй-поле».)
Учитель. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился этим противоречием.
Ученик. Я человек не новый! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Учитель. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в 1925 г. Главное здесь – воспоминания поэта о своей жизни.
Ученик. Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Учитель. Этот «зимний цикл» – последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который окончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.
Звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…».
Учитель. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью. Уже началась травля крестьянских поэтов. Все это осложнилось физическим нездоровьем Есенина.
Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было убийство? пока нет точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатали портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное письмо.
Ученик читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Учитель. 31 декабря 1925 г. в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!
Ученик. Да кто ж так до́ сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел свет оставит?
…
Хоть годы – счастливы, быстры,
Есенин…
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Т. Смертина
Звучит песня «Над окошком месяц…». Выходит ученик, и под песню читает отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют» (из книги «Затеси») (См. также в журнале «Литература в школе» (1989. – № 2. – С. 40).)
Ученик. «…Плачет тальянка, плачет…
Только не там, не за рекою, а в сердце. И видит все в исходном свете.
Дальний плач тальянки, голос одинокий…
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…
А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…
…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба!
Уймись, велеречивый оратор!
Не кривляйтесь, новомодные ревуны!
Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!»
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
Цели: познакомить с очерком жизни и творчества поэта, его любовной лирикой; работать над чтением «лесенки» поэта.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
1. Чтение учителем стихотворения «А вы могли бы?» и его анализ.
– Догадались, кто автор этого стихотворения?
Конечно. Сегодня наш разговор – о В. В. Маяковском, с творчеством которого мы уже ранее знакомились с вами, отмечая и пристрастия поэта к гиперболам, и необычность тонической системы, и новаторство поэта в лексике (его неологизмы).
Не правда ли, очень необычно содержание этого стихотворения-вызова, использованы необычные метафоры, яркие контрасты.
– В чем же состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?
Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный – метафора «карта будня» и означает заведомую расчисленность будней, уподобленных географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности – такой, в общем, и была карта мира к 1913 году. Далее, героя окружают, оскорбляя его, пошлые предметы быта. «блюдо студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину давящего, теснящего мегаполиса. Ну, а «водосточная труба» завершает картину противопоставленного человеку, угрожающего ему своей пошлостью мира вещей.
Поэт-футурист переделывает мир неудовлетворяющей его действительности. Он «сразу смазал» (обратите внимание на аллитерацию) «карту будня», плеснув на нее краски, то есть праздник. Преображение мира продолжается: поэт видит «косые скулы океана» (еще одна метафора), преображается и «жестяная рыба», ведь по форме она напоминает губы (а этот образ – метафора любви в лирике Маяковского). И мелодия ноктюрна – музыка ночи, сыгранная «на флейте водосточных труб», инструментирует мир, созданный поэтом по своим меркам. Метафора в поэзии раннего Маяковского – основной способ пересоздания мира, постижения связи отдельных явлений, главная формула его поэтического открытия.
2. Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 97–102, II ч. ).
– Что поразило вас в личности Маяковского?