Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1753

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

Место действия – город.

Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадежности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).

3) Стихотворение III группы «Память о солнце в сердце слабеет…».

Память о солнце в сердце слабеет.

Желтей трава.

Ветер снежинками ранними веет

Едва-едва.

В узких каналах уже не струится –

Стынет вода.

Здесь никогда ничего не случится, –

О, никогда!

Ива на небе пустом распластала

Веер сквозной.

Может быть, лучше, что я не стала

Вашей женой.

Память о солнце в сердце слабеет.

Что это? тьма?

Может быть!.. За ночь прийти успеет

Зима.

1911

Учащиеся демонстрируют свое «видение» стихотворения: акварельный пейзаж «Осенняя грусть».

Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы… Осень – конец любви, зима – конец жизни. Все в прошлом. Природа передает состояние души человеческой.

Длинные строки чередуются с короткими, подчеркивая безысходность. Создается впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.

4) Стихотворение IV группы «Я научилась просто, мудро жить…».

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

1912

Это стихотворение похоже на письмо.

Нелегкой науке «просто, мудро жить» она (героиня) учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого свое возрождение – учится жить, увы, без любви. Ее новое умение сказывается на стихах – она начинает слагать «веселые стихи» о жизни, которая одновременно «тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «веселые стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной». дело не только в увядании растений – дело в увядании любви.


5. Стихотворение V группы «Сероглазый король».

От первой фразы текста зависит многое: героиня Ахматовой поет славу… «безысходной боли»! Любовь в лирике Ахматовой почти всегда – несчастная; в данном стихотворении героине пришлось пережить самое страшное – смерть Сероглазого короля. О чувствах женщины мы узнаем в ее собственном пересказе. Оказалось, что даже «вечер осенний» уже пророчил недоброе – он был «душен и ал». Узнает она страшную весть от мужа: он «спокойно» сообщил о смерти короля на охоте, назвал место гибели («у старого дуба») и простодушно пожалел только королеву, поседевшую за ночь. Героиня же, оглохшая от страшной вести, только и может отчужденно и в стороне следить в тот момент за действиями мужа – «Трубку свою на камине нашел / И на работу ночную ушел». Эта «спокойная констатация» заменяет здесь описание бурных и безысходных чувств, охвативших героиню. Потрясение и остолбенение героини изображается через этот будничный жест. Хорошо, что муж ушел «на работу ночную» – а то как бы удалось героине скрыть свою боль?! Герой этого стихотворения – избранный, человек особой судьбы, тем не менее тайно связанный с героиней, чье происхождение, видимо, обычное. Смысл ее жизни и был в этой тайной любви. Узнав страшную весть, героиня приникает к самому дорогому, что осталось от короля, – к своей сероглазой дочке. Тайна их любви, конечно, будет сохранена – героиня привыкла нести с достоинством свою боль, она, слабая, умеет молчать! Говорят за нее только тополя, в их шелесте – горькая надежда: короля нет «на земле», значит, на небе он есть, значит, есть возможность новой встречи и любви.

«Защита» стихотворений заканчивается общим обменом мнениями, оценкой или взаимооценкой работы групп.


II. Итог уроков.

Слово учителя.

Вот мы и познакомились со всеми сообщениями, выслушали все точки зрения. Следующее задание непростое, поэтому вы будете выполнять его дома: дайте краткую поэтическую характеристику, творческий автопортрет Анны Ахматовой.

Домашнее задание: см. выше; индивидуальные задания.

Уроки 84–85

поэма анны ахматовой «реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…»

Цели: познакомить с поэмой «Реквием».

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Исследователь жизни и творчества А. А. Ахматовой М. Кралин попытался выделить в творческой жизни поэтессы три периода («пролог», «центральная часть» и «эпилог»). О «прологе» мы говорили на предыдущем уроке, а сегодня остановимся на «центральной части»: 1923–1935 гг. и 1946–1955 гг. Помогут понять суть поэтического завещания, сформулировать поэтическое кредо Анны Андреевны «исследователи жизни и творчества поэта» (подготовленные ученики).

Ваша задача – выслушать сообщения и сделать записи об основных событиях и фактах биографии А. Ахматовой.

2. Сообщения учащихся (в виде монтажа с чтением стихов).

Исследователь жизни. 8 декабря 1924 г. состоялось знакомство А. Ахматовой с Павлом Лукницким, который начал работать над биографией Н. Гумилева, мужа поэтессы.

Исследователь творчества. А чуть раньше, в 1923 г., выходит вторым изданием сборник «Anno Domini», который продолжил темы ее первых книг, указав гражданскую позицию поэта, не принявшего новых властей и порядков.

Исследователь жизни. Страшный для Ахматовой 1921 г., год известия о самоубийстве любимого брата, год смерти А. А. Блока и расстрела Н. С. Гумилева, обвиненного в участии в белогвардейском заговоре, и 1922 г. были отмечены, вопреки тяжелому настроению, творческим подъемом. Именно тогда родились знаменитые строки:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам…

Исследователь творчества. Противопоставляются в нем не только уехавшие («бросившие землю») и оставшиеся, но и «бросившие» и «изгнанники». Это люди разные. К первым сочувствия нет. Зато ко вторым: «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной…». Мы явно слышим политический протест против высылки цвета русской интеллигенции из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Этот протест сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически «оправдан будет каждый час» мученической жизни.


Исследователь жизни. Апрель и май 1925 г. Ахматова провела в санатории в Детском Селе в связи с обострением туберкулеза.

Демонстрируется фотография Ахматовой 1925 г.

Исследователь творчества. Здесь Анна Андреевна начинает изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру старого Петергофа.

Исследователь жизни. Решением Резолюции ЦК 1925 г. Ахматова, по ее словам, «была изъята из обращения до 1939 г.» за «Новогоднюю балладу», не понравившуюся кому-то «в верхах». А потом были не менее страшные, ужасные годы: с 1927 г. заведенное на нее в ОГПУ «дело»; арест в 1928 г. Л. Гумилева, ее единственного сына; 1934 г. – арест Мандельштама, с которым Ахматову связывала многолетняя дружба; 27 октября 1935 г. – арест Н. Пунина и Льва Гумилева, мужа и сына Ахматовой (30 октября М. Булгаков помог Анне Андреевне составить письмо Сталину об облегчении участи этих двух близких ей людей; 3 ноября Н. Пунин и Л. Гумилев были освобождены).

Исследователь творчества. 3 ноября 1935 г. Ахматова начала работать над циклом стихотворений «Реквием».

Исследователь жизни. 10 марта 1938 г. – третий арест сына, за участие в молодежной террористической организации в ЛГУ. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к пяти. В мае этого же года второй арест Мандельштама и его смерть в пересыльном лагере (декабрь 1938 г.).

Исследователь творчества. В ноябре 1940 г. Анна Ахматова вступает в Союз писателей СССР.

В июне 1941 г., за несколько дней до начала войны, в Москве произошла личная встреча двух выдающихся поэтов-женщин – А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Исследователь жизни. В конце сентября 1941 г. Ахматову в тяжелом состоянии эвакуировали самолетом из осажденного Ленинграда в Москву. 14 октября на поезде вместе с другими деятелями культуры и искусства она была вывезена из прифронтовой Москвы в Казань, а через некоторое время – в Ташкент, где и прожила до 15 мая 1944 г.

1 июня 1944 г. поездом она вернулась в Ленинград.

В 1944–1946 гг. много выступает в Ленинграде и Москве, выезжает на фронт.

Фото: Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва; Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А. Блока, 1946 г., Ленинград.

Исследователь творчества. 4 сентября 1946 г. президиум правления СП СССР постановил «…исключить М. Зощенко и А. Ахматову из Союза советских писателей как не соответствующих в своем творчестве требованиям параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами СП могут быть писатели, «стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве».


Исследователь жизни. 26 августа 1949 г. вновь арестовали Н. Пунина. 6 ноября – обыск в квартире Ахматовой и арест Л. Гумилева. Он осужден на 10 лет лагерей. В мае 1951 г. – инфаркт миокарда у Ахматовой. 21 августа 1953 г. умер в воркутинском лагере Н. Пунин.

Исследователь творчества. В этом же году Ахматова восстановлена в СП СССР. В мае 1955 г. Ленинградский литфонд выделил Ахматовой дачу в Комарове, которая известна в литературе под названием «Будка».

Исследователь жизни. 15 мая 1956 г. возвращается из лагерей Л. Гумилев.

Учитель. Но гражданское мужество поэтессы неизменно. Тема родины становится ведущей в поздней лирике Ахматовой.

Чтение стихотворений «Клятва» (июль 1941 г.), «Мужество» (было напечатано в «Правде» 8 марта 1942 г.), «Родная земля» (1961 г.).

– Как вы считаете, почему Ахматова, в разные годы критически относясь к тому, что происходило на ее родине, все же никогда не могла ее покинуть?

– Как соотносятся для нее личное и общее?

3. Знакомство с поэмой «Реквием».

В предисловии к поэме «Реквием», которую А. А. Ахматова создает в 1935–1943 гг. и посвящает жертвам сталинских репрессий, она писала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Свою драму и судьбу Ахматова умещает в лаконичные строки:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Первый смысловой пласт «Реквиема» автобиографичен (арест в 1935 г. Н. Пунина, затем, в 1938 г., – арест и заключение сына). Но за автобиографическим пластом вырисовывается второй, обобщенно-содержательный.

Композиция «Реквиема» уникальна:

Пролог

Сюжетный центр

Эпилог

№ стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34