ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1665
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Подлинным началом своего творческого пути Твардовский считал поэму «Страна Муравия» (1936 г.). О чем она? Эта история про деда и бабку, как и положено в сказках, заканчивается благополучно. В жизни же весна 1930 г. сломала многие человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями.
Чтение отрывка из поэмы.
– Какие проблемы тех трудных лет обозначились в поэме?
Трагическая явь русской деревни превращается в эпическое предание о счастье, которое ждет народ в колхозном раю.
С этой поэмы начался целый поток произведений, преображавших жестокую реальность в «сказочную быль».
3. Встреча с поэмой «Василий Теркин».
Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, самое популярное произведение Твардовского. «Теркин» был, по признанию поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой по случаю.
– Давайте вспомним и еще раз перечитаем понравившиеся нам строки.
Чтение отрывка из поэмы.
4. Чтение и анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом…».
Написанное сразу после войны, в 1945–1946 гг., первоначально оно имело название «Завещание воина». Однако первая строка стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшейся жизни. Впечатления от фронтовой командировки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Они-то и легли в основу стихотворения.
Чтение стихотворения.
– Кто лирический герой стихотворения? (Погибший воин, близкий автору своей преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.)
От человека не осталось ничего: «Ни петлички, ни лычки / с гимнастерки моей»; нет и могилы – «…на поминки / Даже мать не придет». Но человек не исчез – он растворен в природе:
Вы должны были, братья,
Устоять как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Эта кара страшна.
Он из тех, кто «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, – / Что я больше могу?» Так конкретное становится общим; лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.
Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. Может, поэтому в 1966 г. он написал:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…
В этом трижды повторенном «все же» – и незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, что отданы жизни солдат.
5. Чтение стихотворений о войне, подобранных самостоятельно (домашнее задание):
1) «В тот день, когда окончилась война»;
2) «Ты, дура смерть, грозишься людям...»;
3) «Памяти матери»;
4) «Жестокая память» и др.
Горячая любовь к родной земле, родине помогла поэту написать такие проникновенные строки.
6. Знакомство со стихами о родном крае, земляках.
1) Чтение и анализ стихотворения «Урожай».
– Каким чувством окрашено это стихотворение?
– С чем связано ощущение счастья? Как передает его поэт?
– В чем особенность описания природы в этом стихотворении?
– Чьими глазами мы видим картину сбора урожая?
(Прочитаем 1-е предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой желтогривые овсы». Найдем объективно-оценочные эпитеты, удивительное сравнение хлеба с «златой метелью», специальную лексику, связанную с крестьянским трудом.)
2) Цикл стихотворений «Сельская хроника».
Стихи Твардовского 30-х гг., составившие «Сельскую хронику», были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхоз», вся хроника выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним.
Например, стихотворение «Не стареет твоя красота» напоминает величальную песню:
…Честь великая рядом с тобой
В поле девушке стать молодой.
Всюду славят тебя неспроста, –
Не стареет твоя красота.
Главным настроением стихотворения является оптимизм, стихи имеют жизнеутверждающий характер.
II. Итог уроков.
Домашнее задание: подготовиться к итоговому сочинению.
Уроки 90–91
Александр исаевич Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе*
Цели: познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына; помочь школьникам осмыслить острые и нелегкие вопросы нашего прошлого и настоящего; попытаться понять феномен «простого человека».
Ход урока
Не стоит село без праведника.
А. И. Солженицын
I. Работа по теме урока.
1. Выразительное чтение учащимися статьи учебного пособия с комментариями и дополнениями учителя (с. 206–208).
Писательская судьба Солженицына начала складываться с 1944 года, а всей стране он стал известен в 1962 году, когда вышел в свет рассказ «Один день Ивана Денисовича». Это произведение было высоко оценено редактором журнала «Новый мир» А. Т. Твардовским: «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Другой писатель Григорий Бакланов говорил: «С выходом в свет повести А. Солженицына стало ясно, что писать так, как мы до сих пор писали, нельзя».
Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году. Это произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, но он хотел работать учителем. После реабилитации в 1957 году ему удалось некоторое время работать учителем физики во Владимирской области, в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине, праведнице, А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ – «блистательный», «подлинно гениальное произведение», как его назвали специалисты в области литературы и искусства.
2. Работа со словарем.
Праведник – человек, который живет праведной жизнью. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
Праведный – 1) благочестивый, соответствующий религиозным правилам; 2) основанный на правде, справедливости.
3. Работа в группах. Анализ рассказа.
Класс делится на шесть групп, каждая группа получает вопрос-задание, на который необходимо дать полный ответ, привлекая текст рассказа.
I группа – объясните смысл первоначального названия рассказа. Почему оно было изменено редактором?
II группа – расскажите, привлекая текст рассказа, о бедственном положении деревни 1950-х годов.
III группа – составьте устный словесный портрет Матрены. Какие стороны народного характера воплощены в образе русской женщины – Матрены?
IV группа – расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?
V группа – расскажите о взаимоотношениях Матрены и Фаддея. Почему они такие разные?
(Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.)
VI группа – каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.
(Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)
II. Итог урока.
Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателем роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».
Домашнее задание: письменно сформулируйте ответ на вопрос: «Какова позиция автора в рассказе "Матренин двор"»?
Уроки 92–93
«Во всем мне хочется дойти до сути...» Изучение творчества Б. Л. Пастернака
Цели: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; открыть учащимся законы поэтического мира Пастернака.
Ход уроков
I. Организационный момент. Постановка целей и задач.
II. Работа по теме урока.
В поэтическом мире Пастернака.
1. Рассказ учителя (или сообщение учащегося) о жизни и творчестве поэта.
2. Составление плана статьи учебника (с. 194–201).
3. Рассказ подготовленного учащегося о жизненном этапе поэта после присуждения ему Нобелевской премии.
4. В творческой мастерской поэта (работа с учебной статьей: с. 206–207). Выделение основных художественных особенностей поэтики Пастернака.
5. Выразительное чтение учащимися (необходимо, чтобы чтение было подготовлено заранее) стихотворений Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Красавица моя...», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво».
6. Анализ произведений.
III. Итог урока.
Подведение итогов.
Домашнее задание: вопросы 2, 6, с. 207.
Уроки 94–95
классное сочинение «Герои и проблемы современной литературы»