Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1677

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

Написать сочинение-отзыв о произведениях писателей конца двадцатого столетия (по выбору учащихся):

 Шукшин В. Шукшинские «чудики».

 Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»: судьбы детей в тоталитарном государстве.

 Распутин В. Рассказ «В ту же землю…». Человек и общество. Нравственные проблемы.

 Вампилов А. «Старший сын». Проблемы отцов и детей в пьесе.

Уроки 96–97

Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт)

Цели: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей.

II. Работа по теме урока.

1. Презентация «Путешествие в историю романса». (презентацию готовит творческая группа учащихся, используя материалы учебника и дополнительные источники информации.)

2. Знакомство с правилами выразительного чтения. (чтение статьи В. С. Ланового «На пути к поэзии» (с. 297–300), знакомство со статьей «Перед чтением стихов вслух» (с. 301).)

3. Выступление учащихся. (чтение или исполнение романса на изучаемые стихи.)

III. итог урока.

– Обмен мнениями об услышанном на уроке.

– Сочинение-миниатюра «О чем мне хочется сказать, когда умолкли звуки…».

Домашнее задание: вопрос 3, с. 297.

Уроки 98–101

по страницам произведений зарубежной литературы

Цели: расширить представления учащихся о мировой литературе; воспитывать читательский вкус.

Для рассмотрения учитель может выбрать одно из произведений, предложенных программой. Урок может состоять из краткого сообщения о жизни и творчестве автора, краткого обзора содержания произведения.

Уроки 102–103

презентация индивидуальных творческих проектов

Литература

1. Аркин, И. И. Уроки литературы в 9 классе : практ. методика : кн. для учителя / И. И. Аркин. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001.

2. Докусов, А. М. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении : пособие для учителя / А. М. Докусов, М. Г. Качурин. – М. : Просвещение, 1982.

3. Захаркин, А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века : пособие для учителя / А. Ф. Захаркин. – М. : Просвещение, 1975.


4. Золотарева, И. В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс / И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : ВАКО, 2004. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).

5. «И все души моей излучины…» : методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. – М. : Московский Лицей, 2001.

6. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии : в 2 ч. / под ред. Л. Г. Максидоновой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 кл. : метод. советы : пособие для учителя / Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.

8. Литература : Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, А. Б. Есин [и др.]. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 1999.

9. Осетров, Е. И. Мир Игоревой песни. Этюды / Е. И. Осетров. – М. : Современник, 1976.

10. Слово о полку Игореве: древнерусский текст / пер., сост., вступ. ст., вступ. заметки к разделам, примеч. Д. С. Лихачева ; поэтические переложения В. А. Жуковского, Н. А. Заболоцкого, И. И. Шкляревского ; худож. В. А. Фаворский. – М. : Просвещение, 1984.

11. Тураев, С. В. Изучение зарубежной литературы в школе : пособие для учителей (8–10 кл.) / С. В. Тураев, Д. Л. Чавчанидзе. – М. : Просвещение, 1982.

12. Тынянов, Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара : роман / Ю. Н. Тынянов. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988.

13. Цветаева, М. И. Проза: Автобиографическая проза. Воспоминания о поэтах. Мой Пушкин. Литературно-критические статьи / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц ; худож. А. Колыбняк. – Кишинев : Лумина, 1986.