ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1768
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, – великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.
5. Составление плана оды (с записью в тетрадь).
1) Вступление. Мир – основа блага государства.
2) Главная часть. Величие России, ее процветание:
а) хвала щедротам Елизаветы;
б) заслуги Петра I перед народом России;
в) богатства, красота России;
г) призыв к молодежи овладевать науками;
д) наука и ее роль в российском обществе.
3) Заключение. Благодарность монархине за деяния на благо России.
Отметить, что гражданскому содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная 3-частная композиция, в которой все темы взаимосвязаны и подчинены главной.
– Каким стилем написана ода? (Высокий «штиль» создается использованием старославянизмов («сей», «токмо», «оный»), слов с неполногласием, усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д.)
– Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении? (Метафоры, сравнения; архаизмы, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания; употребление образов античной мифологии.)
6. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве…» (с. 50–51).
Наряду с гражданскими, публицистическими, возникали у Ломоносова и оды религиозно-философские, духовные.
а) Выразительное чтение и комментарий малопонятных слов.
б) Беседа по содержанию оды.
– Как бы вы сформулировали тему этой оды?
– Чем восторгается поэт?
– Как передает он свой восторг? Какую роль здесь играют вопросы и восклицания?
– В чем своеобразие оды?
– К какому стилю относится это произведение?
Учитель. Для Ломоносова природа – это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы – это Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму невозможно. Загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца стали предметом оды «Вечернее размышление…».
7. Написание сочинения-миниатюры (по предложенному выше плану).
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1) отрывок из «Вечернего размышления…» наизусть;
2) индивидуально: сообщение о судьбе и личности Г. Р. Державина; подборка высказываний о Державине (с. 65).
Урок 9
новая эра русской поэзии. творчество Г. Р. державина
Цели: познакомить с трудной, полной взлетов и падений судьбой Державина, с оценкой деятелями русской культуры заслуг поэта.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи неизвестного поэта, в том числе и такие строки:
Глагол времен! Металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет – и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет…
Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г. Р. Державина.
– Как вы считаете, чем могла она удивить, покорить современников? (Одописцу полагалось прятать свою личность от читателя, а в этих строках – яркое проявление личности поэта, рискнувшего рассуждать о скоротечности жизни и неминуемости смерти. Это направление в поэзии впоследствии назовут философской лирикой.)
– Каким же он был, поэт, заканчивающий XVIII в. и начинающий век XIX, получивший особую оценку своих именитых потомков?
II. Реализация домашнего задания.
1. Выступление учащегося, подготовившего подборку высказываний о Г. Р. Державине (с. 65).
2. Рассказ учителя.
Трудной, полной взлетов и падений была жизнь Гавриила Романовича Державина.
Вы уже прочитали о бедном детстве в семье захудалого казанского дворянина, рано умершего, о старательном учении в только что открывшейся гимназии, о внезапном вызове на военную службу в Петербург, о 10-летней солдатчине. Державин принимал участие в подавлении пугачевского восстания, но, рассердив главнокомандующего Петра Панина, свежеиспеченный офицер чуть не был повешен и вышел в отставку. «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», – писал позднее поэт.
Не более гладкой была и гражданская служба Державина, хотя завершил он ее в должности министра юстиции при Александре I (1803 г.), оставшись, по собственным словам, на всю жизнь «горяч и в правде черт». Его современник Д. Д. Благой так характеризует Державина как человека: «…неукротимая энергия и активность… пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести».
Именно эти качества и были причиной того, что он не ужился ни при дворе Екатерины II, хотя после написания оды «Фелица» и был назначен одним из ее личных секретарей (при принятии прошений), ни при Павле, ни при Александре I.
По своим убеждениям Державин был верным слугой самодержавия, но самодержавия просвещенного, «разумного». Поэтому всевозможные нарушения законности, неправосудие, лихоимство, притеснение слабых и обиженных вызывали в нем негодование и стремление восстановить справедливость. Он не боялся высказывать свое мнение не только всевластным вельможам, но и царям. И это были не только письма, прошения, заметки служебного характера, но и его поэзия, о которой мы будем говорить ниже.
3. Сообщение учащегося о судьбе и личности Г. Р. Державина.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение стихотворения «Снигирь».
2. Письменный анализ (самостоятельная работа).
– В чем пафос стихотворения? Какова его тема?
– Против каких пороков выступает автор?
– Каковы особенности лексики и синтаксиса этого стихотворения? (усеченные формы прилагательных, изменение порядка слов в предложении, использование вопросительных предложений, обращений и т. д.)
– Каков жанр стихотворения?
Жизнь рано или поздно кончается. Смерть всегда необратима и внезапна, поэтому так необходимо задумываться о смысле бытия, а может быть, ужаснуться его бессмысленности, говорит нам Державин. Но ведь это характерные черты другого поэтического жанра – элегии!
Элегия (от греч. elegos – жалоба) – стихотворение-размышление, стихотворение-раздумье о жизни и смерти, о бренности наших стремлений ввиду неизбежного конца, настроение грусти, печали при мысли о мимолетном счастье или при воспоминаниях о прошлом. (Запись в тетрадь.)
Так Державин, нарушая законы классицизма, совмещает несовместимое: оду и элегию.
Домашнее задание: прочитать стихотворение «Властителям и судиям», ответить на вопросы:
1) В чем пафос стихотворения? Против каких пороков выступает автор?
2) В чем видит свой долг автор стихотворения «властителям и судиям»?
Урок 10
СТИХОТВОРЕНИя Г. Р. державина
«властителям и судиям», «памятник»
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями «Властителям и судиям», «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого негодования, торжественность и внушительность содержания этих произведений; отметить заслуги Державина перед русской литературой.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям».
Учитель. Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Такая характеристика выражала явную угрозу для автора. Почему?
Данное стихотворение – смелая поэтическая разработка 81-го псалма (псалом – религиозная песнь). Авторство библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду. Во время французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн.