Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1749

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

– Подумайте, как видоизменил Державин его традиционное содержание и что позволяет нам называть это стихотворение одой?

Традиционно ода воспевала великого человека и его деяния. Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека. Державин через отрицание, обличение неправедных деяний «властителей и судей» утверждает общественную справедливость и правду. Сатира, разоблачение пороков правителей – новая задача оды, и в этом заслуга поэта. Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщенные образы («неправедные, злые», «невинные, бессильные», «лукавые»), гиперболизация («злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса») – все эти лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классической оды.

– Каков пафос этого произведения? И что в нем тем не менее узнаваемо, что в нем державинского? (Стихотворение полно высокого негодования, эмоционально, экспрессивно, насыщено риторическими фигурами. В нем наблюдается торжественность и внушительность содержания, категоричность авторских позиций.)

– В чем же видит автор долг «властителей и судей»? (зачитать из стихотворения, с. 63.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».

– А в чем видел свой долг Державин?

Как он осмыслил значение своей поэзии для современников, мы узнаем, прочитав стихотворение «Памятник».

Впервые стихотворение на эту тему написал римский поэт Гораций. У нас его первым перевел ломоносов под названием «Из Горация». Державин свободно использовал текст ломоносовского перевода, создавая «Памятник». Собственно, с его стихотворения и начала свою историю литературная традиция стихотворения-«памятника» (от Пушкина до Маяковского).

3. Беседа по содержанию стихотворения.

– Какова тема этого стихотворения?

– Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Зачитайте.

– Каким видится ему памятник поэту?


II. Итог урока.

Вывод. По содержанию творчества и способам поэтического обобщения Державин – поэт-классицист (проповедовал идеи просвещенной монархии и выполнения каждым своего долга перед государством; его одам свойственны риторичность, рассудочность, ораторский пафос). Однако с неслыханной для его времени силой поэт нарушает эту художественную систему, нарушая тем самым и поэтическую систему классицизма.

Домашнее задание:

1) выучить одно из стихотворений Державина;

2) подготовиться к внеклассному чтению, прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» («Спасская Полесть», «Любани», «Пешки», «Тверь», «Крестьцы»);

3) индивидуально: биография А. Н. Радищева.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Цели: познакомить с биографией А. Н. Радищева; обсудить главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя.

Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки».

Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен).

2. Сообщение учащегося «Жизненный подвиг Радищева» (индивидуальное задание).

3. Путешествие по страницам «Путешествия…».

Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями.


Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы:

1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет?

Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестьцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора:

«Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске).

2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».)

В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…»

3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел?

– Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»).

– Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…».

Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина).

Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).


4. Выступление ученика (индивидуальное задание). суд над Радищевым, осуждение на смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание; стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после смерти Екатерины II.

– Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»?

Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она.


II. Обобщение по уроку.

Слово учителя.

В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных».

Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».

Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе.

Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе (мы будем изучать его на последующих уроках), эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.

Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма.