ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ.
Семинар 1. Предмет, методы, междисциплинарные связи психологии развития.
1. Предмет психологии развития.
2.Методы исследования в психологии развития: наблюдение, эксперимент, биографический метод, тестирование, анализ продуктов деятельности, сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психического развития.
3. Психология развития – междисциплинарная отрасль научного знания.
Семинар 2. Исторический очерк психологии развития.
1. Предыстория психологии развития человека в учениях античности.
2. Подход к вопросам психического развития человека в Средние века.
3. Вопросы психического развития в эпоху Возрождения.
4. Исследование психического развития в Новое время.
Семинар 3. Выделение психологии развития в самостоятельную область психологической науки.
1. Предпосылки формирования психологии развития в самостоятельную область психологической науки.
2. Натуралистические концепции психического развития человека.
3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека.
Семинар 4. Современная зарубежная психология развития.
-
Психоаналитические теории психического развития.
-
Бихевиористские теории социального научения.
-
Женевская школа генетической психологии.
-
Гуманистическая психология развития человека.
Семинар 5. Психология развития в трудах отечественных психологов.
1. Дореволюционный период развития возрастной психологии в России.
2. Развитие отечественной возрастной психологии в конце 19 начале 20 века.
3. Марксистский период развития отечественной психологии возрастного развития.
4. Состояние отечественной возрастной психологии в период с 1939 по 1960 гг.
5. Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60-80-е гг.
6. Пути построения современной психологии развития человека.
Семинар 6-7. Закономерности психического развития.
-
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
-
Психическое развитие и деятельность, психическое развитие и обучение (Ст. Холл, Д. Болдуин, К. Бюлер, А. Гезелл, А. Бине, Л. Темен, Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, В. Штерн, 3. Фрейд, Э. Эриксон, А. Адлер, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина).
Семинар 8. Понятие развития и возраста.
-
История развития представлений о «развитии».
-
Категории психологии развития.
-
Категория возраста.
-
Системы отсчета для анализа возрастных категорий.
-
Возраст как форма развития.
-
Проблема возраста в психологии (различные подходы).
-
Проблема возраста в современной отечественной психологии .
Семинар 9-10. Периодизация развития.
-
Протяженность развития во времени.
-
Проблема периодизации развития человека.
-
Социально-исторический характер длительности детства.
-
Проблема акселерации, амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии. (Запорожец А.В., Выготский Л.С., Валлон А., Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже).
-
Современное состояние периодизации психического развития в отечественной психологии и ее перспективы.
Семинар 11. Возрастная переодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
1. Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
2. Теория становления высших психических функций Л.С. Выготского.
3. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского.
4. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С. Выготского.
5. Основные принципы периодизации развития Д.Б. Эльконина.
Семинар 12. Роль различных факторов в психическом развитии личности.
1. Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (различные теоретические позиции).
2. Проблема движущих сил, условий и факторов развития в отечественной психологии.
3. Понятие нормы развития в современной психологии.
4. Роль деятельности в развитии. Понятие ведущего вида деятельности. Социальная ситуация развития как параметр возраста.
5. Роль общения в психическом развитии.
Литература:
-
Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2000.
-
Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
-
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
-
Крайг Г. Психология развития.-Спб., 2000.
-
Мухина В.С. Возрастная психология.-М., 2000.
-
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.
-
Проблема периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1978.
-
Психология развития. /Под ред. Марцинковской Т.Д.. М., 2001.
-
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология. М.,2000.
-
Сапогова Е.И. Психология развития человека. – М., 2001.
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. –М., 2000.
-
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
-
Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб., 1999.
-
Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.