ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основания административной ответственности 6
Глава 2. Квалификация правонарушений, посягающих на 34
Глава 1. Основания административной ответственности.
1.1.Нормативное основание административной ответственности.
1.2. Фактическое основание административных отношений.
1.2.1. Объекты и объективная сторона административных правонарушений.
1.2.2. Субъект и субъективная сторона административных правонарушений.
1.3.Процессуальные основания административной ответственности.
1.3.1.Принятие дела и подготовка его к рассмотрению.
1.3.3.Порядок рассмотрения дела.
1.3.4.Вступление постановления в законную силу.
2.1.Понятие общественного порядка и безопасности.
2.2.1. Административные проступки в сфере общественного порядка. Мелкое хулиганство.
2.2.4.Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
2.2.5.Нарушение требований пожарной безопасности.
В юридической литературе понятие «правонарушение» трактуется по-разному. «Правонарушение - это виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность».
«Правонарушением называется виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом».
Существует более точное и емкое понятие данного явления. «Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное вменяемым, достигшим указанного в законе возраста лицом и влекущее за собой юридическую ответственность». «Правонарушение правонарушаемость) как определенное общественное явление, имеющее свои относительно самостоятельные закономерности возникновения, развития и отмирания, состоит из множества отдельных, единичных правонарушений, каждое из которых имеет общие со всеми признаки. Совокупность этих признаков, раскрывающих социальную природу и юридическую форму подобного рода деяний, и составляет понятие «правонарушение».
Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях привнес в жизнь нашего общества много нового, чего до настоящего времени не знала современная доктрина российского административного права.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ «задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений».
Вступление в силу нового КоАП РФ - событие неординарное в нашем законодательстве. Это второй систематизированный закон, который принял своеобразную эстафету от своего предшественника Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1985 г.
В течение 90-х годов ХХ в. происходило фактическое «размывание» единого правового поля путем принятия и применения различных нормативных правовых актов, которые не предназначались для пополнения действующего КОАП РСФСР. По состоянию на 30 декабря 2001 г. общий итог оказался весьма впечатляющим: в действующем КоАП РСФСР насчитывал 291 состав административных правонарушений, в то время как его пределами «обреталось» 285 составов. Таким образом, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях успешно превратился в «полукодекс».
Законодатель прямо предусмотрел в новом КоАП РФ административную ответственность юридических лиц, поставив окончательную точку в дискуссии о том, возможна ли административная ответственность юридических лиц.
Кроме того, по общему правилу, порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1985 года, не распространялся на производство по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. Лишь в отдельных законодательных актах, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, предусматривалась возможность применения порядка производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренного КоАП РСФСР.
Так, например, согласно статье 14 Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, определялся последним, а в части, не урегулированной им, - разделом IV Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установил единый (как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц) порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, все виды административных правонарушений и ответственность за них, в том числе и предусмотренные не только федеральными законами, но и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, включены в Кодекс.
В статье 2.1 нового Кодекса об административных правонарушениях дано понятие административного правонарушения, как противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Тем самым, законодатель исключил возможность ситуации, когда административная ответственность могла в нарушение пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливаться Указами Президента Российской Федерации.
Поэтому в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Президенту Российской Федерации было предложено в срок до 1 июля 2002 г. привести в соответствие с Кодексом свои нормативные правовые акты.
Поэтому Указы Президента Российской Федерации в части установления административной ответственности, в том числе и Указ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», утратили свою силу с 1 июля 2002 г.
Что касается самого института административной ответственности, то здесь необходимо отметить следующее.
Профессор А.Б. Агапов, например, под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица - органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица.
А вот какое определение предлагает проф. А.П. Алехин, отмечающий, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
В приведенных понятиях отмечается, что административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.
Свое понимание этого вопроса выдвигает проф. Д.М. Овсянко, считающий, что административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.
В настоящее время, согласно концепции нового Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых на его основе законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. И если Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, безусловно, занимая особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, представлял собой самый большой по объему нормативный акт в данной области, то новый Кодекс должен стать единственным кодифицированным федеральным законодательным актом, устанавливающим ответственность за административные правонарушения.
Таким образом, определив в статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, законодатель исключил возможность установления административной ответственности иными федеральными законами, помимо самого Кодекса, хотя в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации такая возможность и была предусмотрена. Поэтому впредь административная ответственность может устанавливаться на федеральном уровне только путем внесения изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Законодатель дифференцированно подошел к определению понятия вины физических и юридических лиц. Определив в общем виде понятие вины в форме умысла или неосторожности в классическом ее понимании, т.е. как психического отношения лица и к совершаемому им действию (бездействию), и к его последствиям, законодатель в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации В.В. Путина, изложенными в письме на имя Председателя Совета Федерации Е. Строева и Председателя Государственной Думы Российской Федерации Г. Селезнева, специально предусмотрел, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проблема ответственности юридических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов различной формы собственности, возникла под влиянием потребностей самой жизни, новых экономических условий. Тем более, что случаи нарушения законов российскими предприятиями множились.
Законодатель видоизменил подходы к группировке административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, безопасность и общественную нравственность. Положения, касающиеся общественного порядка и общественной безопасности помещены в главу 20 КоАП и включают 27 составов.
Положения, касающиеся общественной нравственности помещены в главу 6 Кодекса под названием «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность». Расширился и перечень правонарушений, посягающих на общественный порядок, безопасность и общественную нравственность, что говорит о повышенном внимании законодателя к вопросам обеспечения общественного порядка и безопасности, а также к общественной нравственности.
В Особенной части Кодекса содержится систематизированный перечень составов административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение.
В новый Кодекс перенесен ряд норм из Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которые доказали свою эффективность в правоприменительной практике.
Для осуществления полной кодификации законодательства об административных правонарушениях в Особенную часть Кодекса включены все принимаемые на федеральном уровне нормы об административной ответственности. Перенесены составы административных правонарушений и установлены виды ответственности за их совершение из Таможенного, Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации.
В результате преобразований в структуре федеральных надзорных органов заметно изменился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Впервые в Кодекс включены органы, осуществляющие охрану территорий государственных природных заповедников и национальных парков; органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль; органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; федеральные органы налоговой полиции; органы валютного и экспортного контроля, военные комиссары, и другие.
В то же время такие органы, как комиссии по борьбе с пьянством, административные комиссии в качестве субъектов административной юрисдикции на федеральном уровне не предусмотрены. При необходимости субъект Российской Федерации может создать подобные органы для рассмотрения дел о правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта. Установлены правовые основы наделения должностных лиц федеральных органов исполнительной власти юрисдикционными полномочиями. Дела об административных правонарушениях могут рассматривать лишь руководители соответствующих федеральных органов, учреждений и их заместители, руководители структурных подразделений и территориальных органов и их заместители и иные должностные лица, осуществляющие контрольные и надзорные функции. Подобное ограничение должно способствовать укреплению законности при проведении административного производства органами исполнительной власти.
В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека существенно расширена компетенция судей за счет отнесения к их ведению назначения (помимо административного ареста) ряда других административных наказаний: возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации.