ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Диагностика агрессивности («Несуществующее животное»).
3. Статья. Зуйкова е.М. Насилие в семье – социальная проблема // Социальная работа. – 2003. ‑ № 1.
4. Темы проектов (группа делится на 4 подгруппы)
4. Продолжите таблицу. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.3
3. 1. Психологические теории, объясняющие гэмблинг аддикции1.
3.2. Развитие фаз и поведение гэмблеров (авторы – в.В. Зайцев и а.Ф. Шайдуллина)
4. Составьте диаграмму – факторы наркозависимого поведения
5. Работа в группах: видеорепортаж – «Психолого-педагогическое сопровождение подростка с наркозависимым поведением».
6. Решение ситуации.
Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима - из благополучной высокообеспеченной семьи. Отец - генерал. Мать - дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика - этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть - все решала мама. И
все было хорошо - до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался». Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо! Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое кайф. Пустили по кругу «косячок»…
Чем объяснить, что мальчики из таких разных семей оказались в одной компании, где стали употреблять наркотики? Какой тип воспитания был в семье Димы и какой у Пети? Какие сходные черты характера, свидетельствующие о личностной предрасположенности к аддиктивному поведению, сформировались у Димы и Пети в силу особенностей их воспитания? Предложить программу работы с данным случаем.
Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
7. Реферирование параграфа – пути предупреждения психоактивных веществ среди подростков3 (С.317 - 318).
Литература:
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб., 2003.
2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
3. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.
Семинарское занятие 6
Профилактика и коррекция пищевой зависимости.
План:
Пищевая зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание
Причины, факторы пищевой зависимости
Психологический портрет подростка
Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции пищевой зависимости.
1.Словарь: агрессия, невротическая анорексия, невротическая булимия, депрессия, фрустрация, гиперфагия, когнитивно-поведенческая терапия, суггестия, гипносуггестивные методы (директивный и эриксоновский гипноз), аддиктология.
2. Вопросы:
Обозначьте факторы, способствующие формированию пищевой зависимости
Перечислите сознательные и бессознательные модели аддиктивного поведения
Каковы ведущие характеристики пищевой зависимости?
Как вы думаете, почему пищевые аддикции встречаются чаще у женщин, чем у мужчин?
Как вы думаете, почему пищевые аддикции очень часто сопровождаются расстройством настроения, главным образом депрессией?
Охарактеризуйте 4 вида гиперфагии (переедания): приступообразный, постоянный, ненасытный, «обжорство»1.
Составьте психолого-педагогический портрет людей, страдающих пищевыми аддикциями1.
3. Таблица. Психологические теории, объясняющие пищевые аддикции1.
Авторы концепции |
Сущность концептуального подхода |
С. Бояджиева и М. Ачкова |
|
М. Пельчат |
|
А. Морабиа |
|
Дж. Рассел |
|
К.Дэвис и Дж. Кларидж |
|
М.В. Коркина |
|
В.Д. Менделевич |
|
М.Г. Чухрова и В.П. Леутин |
|
А.Е. Личко |
|
Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева |
|
4. «Сенсационные факты – слайд – шоу – «Люди, страдающие невротической булимией».
5. Подготовьте мини-сообщение на одну из тем:
А) «Шоколадная аддикция или Шокоголики»
(можно обратиться к статье В. Ди. Марцо - журнал «Nature», опираться на теорию П. Роджерса и Х. Смита)
Б) «Кофеманы»
В) «Идеал женской красоты в исторической ретроспективе»
6. Постройте кластер «Методы профилактики и коррекции пищевой аддикции».
Каждому методу дайте краткую характеристику.
Литература:
1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010.
2. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: учеб.- метод. Пособие.- М., 1998.
3. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.
Семинарское занятие 7
Профилактика и коррекция игровой (гэмблинг) зависимости.
План:
Гэмблинг зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание
Причины, факторы гэмблинг зависимости
Психологический портрет подростка
Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции гэмблинг зависимости.
1.Словарь: гэмблинг, гэмблер, лудомания, азарт, импульсивность, дисфория, тоска, невроз, психотравма, драйв, аффект, тревожные расстройства, нейротизм, импульсивность, игровой экстаз, азартные игры (рулетка, карты, бинго…)
2. Вопросы:
Как вы думаете, можно ли зависимость от азартных игр назвать актуальной проблемой XXI века?
Докажите актуальность проблемы патологической зависимости от азартных игр.
Можем ли мы для названия гэмблинг зависимости использовать термины – «Игровое опьянение» или «игровой абстинентный синдром»?
Перечислите признаки, характерные для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко).
Охарактеризуйте факторы (симптомы), предрасполагающие к гэмблингу.
Раскройте признаки трех стадии развития гэмблинга: стадия выигрышей, стадия проигрышей, стадия разочарований (по Р.Л. Кастеру)1.
Составьте психологический портрет гэмблера.
Охарактеризуйте «ошибки мышления» гэмблеров. (по В.В. Зайцеву и А.Ф. Шайдуллиной).