ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
2. Программно-политический
3. Актуализированный.
Идеологии могут быть:
-
Либеральной
-
Консервативной
-
Социалистической
-
Анархистской
-
Фашистской
-
Националистической
-
феминистской
-
альтерглобалистской и пр. направленностей.
31. Либерализм (лат. Liberals – свободный) – идеология, ставящая на первое место в иерархии ценностей свободу индивида. Исходящая из абсолютной ценности личности, признания ее неотъемлемых прав и свобод, выступающая за ограничение вмешательства государства в жизнь общества, свободу предпринимательской деятельности, развитие гражданского общества.
32. Консерватизм (лат. Conservo – сохраняю, предохраняю) – политическая идеология в которой основной приоритет отдается государству, церкви, нации, семье, порядку. Консерватизм характеризуется стремлением удержать общество в рамках уже найденного пути развития, защитить прошедшие проверку временем жизненные нормы и институты от разрушения и преобразований, последствия которых невозможно предугадать.
33. Социализм (лат. Socialis – общественный) – идеология, выдвигающая на первое место интересы социальной справедливости (равенства) и общественной солидарности (коллективизма).
34. Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – идеология, в основе которой лежит отрицание политического принуждения, стремление к уничтожению государственной власти и замене ее политической организацией основанной на добровольной ассоциации граждан.
35. Национализм – политическая идеология, в которой нация, понимаемая в качестве культурно гомогенного сообщества, выступает источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимности власти. Национализм стремится отстаивать в первую очередь интересы собственной нации, понимаемой по преимуществу либо исключительно в качестве этнической общности. Формирование политической доктрины национализма происходит в эпоху Нового времени, когда термин «нация», (в первоначальном значении «суверенный народ») приобретает самостоятельное политическое значение.
36. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая складывается в процессе формирования общности территории, экономической жизни, культуры, языка и особого самосознания.
37. Фашизм (итал. – пучок, связка) – политическое движение и идеология, представляющая собой разновидность правого радикализма и характеризующаяся предельной формой расизма и агрессивным популизмом. Фашизм крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение. Важнейшими чертами идеологии фашизма является стремление к сильной власти, воинствующий антидемократизм, расизм и шовинизм. Фашистский политический режим был впервые установлен в Италии в 1922 г.
38. Расизм – (фр. род, порода) – идеология, основу которой составляет положение о физической и психологической неравноценности различных рас. Разделение народов на «низшие» и «высшие», «полноценные» и неполноценные» в зависимости от расовой принадлежности используется для обоснования расовой дискриминации, сегрегации, геноцида народов. Расизм – официальная идеология фашизма (национал-социализма). Расизм является грубым нарушением фундаментальных (естественных) прав человека.
39. Политический процесс – упорядоченная последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанная с реализацией властных интересов и целедостижением.
40. Политическая элита – группа людей, занимающая особое положение в обществе, выделяющаяся своим влиянием на политический процесс, систематически участвующая в принятии стратегических решений.
Политическая элита не только совокупность людей, занимающих высокие посты, это устойчивая социальная общность, основанная наглубоких внутренних связях входящих в нее политиков, объединенных общими интересами: обладание властными рычагами, стремление сохранить на них свою монополию, отсечь и не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить свои позиции.
41. Политическое лидерство – способность индивида, как правило, наиболее авторитетного члена какой-либо группы принимать решения, оказывать влияние на общество и группы интересов.
Другими словами политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу.
42. Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти, характеризующая, в отличие от формы правления, содержание деятельности политических институтов.
Другими словами политический режим – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь при этом на сложившееся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы.
Политические режимы подразделяют:
1. Демократические
2. Авторитарные
3. Тоталитарные
43. Под демократией («власть народа») – понимается политический режим характеризующийся равноправием граждан и их участием в политической жизни, соблюдением прав и свобод, выборностью государственных органов, предпочтением большинства меньшинству при принятии решений, охраной прав меньшинства.
Демократия – постоянный процесс согласований и переговоров, позволяющий учитывать интересы различных общественных групп и структур, исключающий диктатуру как большинства, так и меньшинства.
Примеры демократических государств: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Дания, Швеция, Швейцария и др.
Для демократического политического режима характерно:
-
Наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством;
-
Реально существующее и функционально работоспособное разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная и судебная) и по горизонтали (власть центра и регионов);
-
Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации;
-
Свобода выражения политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы.
44. Авторитаризм одна из разновидностей политического режима, наиболее распространенная форма современной диктатуры.
Авторитаризм (лат. autoritas – влияние, власть) – разновидность недемократического политического режима, основанного на принципе централизации власти, при котором власть единоличного правителя (диктатора) или правящей элиты н6е ограничивается правом, представительными органами власти и системой разделения властей.
Для авторитаризма характерно стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти.
В отличие от демократии, при авторитарных режимах отсутствует свободная игра политических сил и широкое участие граждан в принятии или даже обсуждении политических решений. С другой стороны, в отличие от тоталитаризма, свобода граждан жестко ограничивается лишь в политической сфере.
Выделяют военные авторитарные режимы (диктатура «черных полковников в Греции 1967-1975 гг.), Хунта Пиночета в Чили (1973 – 1989 гг. и др.),
Традиционные авторитарные режимы, получившие распространение в государствах с абсолютной формой правления (Королевство Саудовская Аравия, Оман, Бруней, и т.д., государства эпохи средневековья и древнего мира как европейские, так и восточные, клановые авторитарные режимы (клан Алиевых в Азербайджане, Назарбаева в Казахстане, Каримова – в Узбекистане и т.д.); Персонифицированные режимы (режимы личного правления, в которых власть принадлежит лидеру, опирающемуся не на политические институты, а на репрессивно-полицейский аппарат (Индии амина в Уганде (1971 -1979), А.Г.Лукашенко в Белоруссии и т.д.)
Неоавторитарные режимы, однопартийные, популистские и т.д.
45. Тоталитаризм – разновидность политического режима диктаторского типа, характеризующаяся, в отличие от авторитаризма, абсолютным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Примерами тоталитарных режимов являются нацистская Германия (1933 – 1945 гг.), Сталинский Советский Союз (с кон. 1930-х – 1953 гг.), Китайская Народная Республика при Мао Цзэдуне, Северная Корея при Ким Ир Сене и пр.
Тоталитарный режим предполагает изоляцию населения страны от внешнего мира, отсутствие настоящих свободных выборов, подмену личных интересов общественными, стремление установить контроль над личной жизнью индивида, политизацию всех сфер жизни общества.
Установление тоталитарного режима связано с приходом к власти радикальных политических сил, ставящих своей целью преобразовать существующий порядок и изменить самого человека.
Тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации.
Признаками тоталитарного режима являются:
-
«тщательно разработанная идеология, представляющая собой официальную доктрину, охватывающую все жизненно важные стороны человеческого существования и поддерживаемую всеми живущими в данном обществе;
-
единственная массовая партия… возглавляемая одним человеком… и включающая в себя относительно небольшой процент всего населения (до 10%);
-
система террора, физического и психологического, осуществляемая через партийный и полицейский контроль…;
-
технологически обусловленный, практически монопольный контроль партии государства над всеми средствами массовой коммуникации…;
-
точно так же технологически обусловленная почти полная монополия на использование всех видов вооруженных сил;
-
централизованный контроль и руководство всей экономикой».
46. Политическое участие – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
47. Процесс принятия решений – центральный элемент политического процесса, означающий преобразования политических требований в действия властных структур.
48. Политическая культура – система ориентаций и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также относительно образцов политического поведения. Иными словами, политическая культура – совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.
Выделяют патриархальную (приходскую, традиционную), подданническую и партисипаторную (культуру участия) типы политической культуры.
49. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таких обществах отсутствуют специализированные политические роли, основные акторы (вожди, шаманы и др.) реализуют одновременно и политические, и экономические, и религиозные ориентации населения. Кроме того, не дифференцируются политические, экономические и религиозные ориентации населения. Преобладает территориальная и социокультурная дифференциация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как чак качть локального сообщества (рода, деревни и т.п.).
50. Подданнической политической культуре свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. В целом у людей преобладает своего рода потребительско-патерналистское отношение к политической системе: члены сообщества либо ожидают благ, либо боятся наказания.
51. Партисипаторной политической культуре или культуре участия (активистской политической культуре) свойственно активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности влиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия.
В современном мире вышеназванные типы политической культуры в чистом виде отсутствуют.
52. Политическое сознание – совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса
53. Абсентеизм – уклонение населения от участия в выборах.
54. Легитимность – общественное признание правомерности политической власти (согласие населения с тем, что им управляет определенная политическая сила).
Легитимность (от лат. согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Легитимность подразделяется на: традиционную, рационально-правовую и харизматическую.
55.Традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;