Файл: Словарь терминов..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56. Рационально-правовая легитимность возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.


57. Харизматическая легитимность складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

58. Легитимация – процесс обеспечения легитимности власти, т.е. достижение политическим лидером, институтом или политической системой в целом общественного признания.

59. Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся: пресса, радио, телевидение, Интернет.

Функции СМИ:

  1. Информирование населения (получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органах власти событиях).

  2. Социализация (обеспечение усвоения населением политических норм и ценностей, существующих в данном обществе).

  3. Критики и контроля (

  4. Выражения различных общественных интересов

  5. Мобилизация населения на политические действия (например

60. Радикализм – тип политики, характеризующийся направленностью на решительное изменение всего существующего порядка вещей.

Другими словами, радикализм – политические идеи и деятельность, направленные на решительное, кардинальное изменение политических отношений, а также основных институтов политической системы.

Социология

1. Общество — в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.


Современные исследователи выделяют: традиционные, индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества.

2. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

3. Индустриальное общество — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

4. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики.

Модернизация – переход от одного типа общества к другому. Характеризуется масштабными изменениями во всех сферах жизни общества.

5. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни (критериями деления общества выступает: доход, уровень образования, наличие или отсутствие доступа к власти, а также престиж профессии. В соответствии с этими критериями выделяют высший, средний и низший классы).

6. Высший класс отличается высоким уровнем благосостояния и власти.

7. Средний класс – образуется пестрым конгломератом большого числа социальных групп.

8. Низший класс – включает в себя людей, занятых на наиболее низкооплачиваемых и наименее привлекательных местах.

9. Социальная мобильность – изменение индивидом или социальной группой своего социального статуса: переход из одной социальной страты в другую.


Выделяют вертикальную/горизонтальную, межпоколенческую/внутрипоколенческую и географическую мобильность.

10. Вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса (автомеханик становится директором завода – пример восходящей мобильности; если же автомеханик становится мусорщиком – это уже пример нисходящей мобильности).

11. Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к понижению или повышению социального статуса (напр. смена гражданства).

12. Межпоколенческая мобильностьповышение или понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего. Предполагается, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку чем их родители (сын шахтера становится инженером – восходящая мобильность, сын профессора работает слесарем – сантехником – нисходящая).

13. Внутрипоколенческая мобильность – относится к ситуации, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, несколько раз меняет свои социальные позиции (социальная карьера).

14. Географическая мобильность подразумевает не изменение статуса или группы, а смену места жительства, перемещение на другую территорию.

15. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни индивида. Выделяют первичную социализацию (этап младенческого возраста), вторичную социализацию (этап, совпадающий с получением формального образования), социализацию зрелости (этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи) и социализацию старости (этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца»).

16. Отклоняющееся поведение (девиация) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Отклонения могут носить самые разные формы (преступники, отшельники, аскеты, гении, художники-новаторы и т.д.). Девиация грозит нарушением стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Выделяют индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные, культурно одобряемые и осуждаемые.


17. Социальный контроль – процесс с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется отклоняющееся (девиантное) поведение и поддерживается социальная стабильность.

18. Социальные нормы - образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении. Социальные нормы основываются на привычках, обычаях, традициях и законах.

19. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы подразделяют на первичные и вторичные.

20. Под первичными группами понимаются группы, состоящие из двух или более человек, имеющих непосредственные, личные, тесные эмоциональные взаимосвязи друг с другом.

21. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшиеся вместе для достижения некой конкретной практической цели.

22. Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Семья – специфическое образование, малая социальная группа и социальный институт одновременно.

23. Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требова­ний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание со­циальной роли.

Статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Статус – положение человека в обществе.

Выделяют два основных вида социального статуса: личный и социальный.

Личным статусом называется положение человека, которое он занимает в так называемой малой или первичной группе в зависимости от того, как в ней оценивают его индивидуальные качества.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанные с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение, ко второй – профессия, образование и др.

Социальный статус личности оказывает влияние на поведение человека. Ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.