Файл: УМК История педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

Содержание курса. Основная и дополнительная литература

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические рекомендации для преподавателя

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические указания для студентов

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1

Вариант 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Примерная тематика рефератов

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1

Вариант 2

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу

Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом

Цель модуля: обеспечить овладение студентов знаниями об истории возникновения и начального развития воспитания, образования, педагогической мысли, становлении гуманистической педагогики.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

История педагогики и образования как наука и как учебный курс. Предмет, задачи и структура курса истории педагогики и образования, его связь с другими науками. Основные функции, источники историко-педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Значение истории педагогики и образования в формировании профессиональной культуры будущего учителя.

Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Становление системы общественных отношений и генезис воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возник­новение организованных форм воспитания и обучения.

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Возникновение первых школ и педагогической мысли.

Становление педагогических традиций в античном мире. Системы воспитания и образования в Древней Греции (Спарта, Афины). Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

Своеобразие римской системы образования. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан).

Становление и сущность христианской педагогической традиции в средневековой Европе. Традиции религиозного и светского образования. Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.

Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образователь­ные модели эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).

Основная литература:

Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики / Под ред. Э.Д.Днепрова. – М., 1989.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.


Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. ‑ М., 1982.

Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.

Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М.: Просвещение, 1981.

Дополнительная литература:

  1. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2т. – М., 1994. – Т.1.

  2. Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.

  3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M., 1963.

  4. История Древнего Рима. – М., 1981.

  5. История Древней Греции. – М., 1986.

  6. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

  7. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явле­ния. – М., 1992.

  8. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средне­векового Востока. – М., 1988.

  9. Равкин З.И. Актуальные проблемы историко-педагогических ис­следований. – М., 1993.

  10. Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого?// Воспитание школьни­ков. –1993. – № 5.


Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Педагогическая концепция Я.А. Коменского. «Великая дидактика» как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания. Возрастная периодизация развития детей и система школ по Коменскому. Содержание образования и методы обучения. Организация процесса обучения. Требования к учителю. Значение педагогики Коменского для последующего развития педагогики и школы.

Педагогические концепции Д.Локка. Цель и задачи воспитания. Содержание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект организации школ для детей трудящихся. Д.Локк и дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

Возникновение и развитие педагогики Просвещения. Педагогические идеи К.А.Гельвеция и Д.Дидро о роли среды и воспитания в формировании личности, их историческое значение.

Концепция естественного общечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов. Роль труда в воспитании и жизни человека. Проблема семейного и общественного воспитания. Внутренние противоречия педа­гогических взглядов Руссо. Историческое значение его идей, их влияние на развитие мировой педагогики. Последователи Руссо.

Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVШ – начале XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю и его подготовке. Влияние идей Дистервега на дальнейшее развитие педаго­гики.

Семинар 1. Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVIIXIX вв.1

Основная литература:


  1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

  3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

  4. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

  5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

  6. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

  7. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

  8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

  9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

Дополнительная литература:

Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.

Зайченко Т.А. Джон Локк. – М., 1973.

Коменский Я.А. Великая дидактика // Я.А.Коменский. Избранные пе­дагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1.

Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1, 2. ‑ М., 1982.

Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.

Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.

Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 ‑ М., 1985.

Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1953.

Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Яна Коменского // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.,1982. – Т.1. – С.724.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. ‑ М., 1981.

Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.


Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформаторской педагогики.

Реформаторская педагогика конца XIX начала XX вв. в Западной Европе и США и ее основные течения. Трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер). Экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман). Прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и его последоваватели. Теория «свободного воспитания» (М. Монтессори).

Влия­ние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучениe и др.).

Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в XX – начале XXI вв.: демократизация, гуманизация, дифференциация, интеграция, модернизация. Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.

Семинар 2. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX ‑ начала XX вв.

Основная литература:

  1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

  2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состоя­ние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. – М., 1993.

  3. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

  4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

  5. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

  6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М.,1994.

  7. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

  8. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

  9. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

  10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

Дополнительная литература:

Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформа­торских школ Европы первой половины XX века. – Казань, 1996.

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг. ‑ М., 1956.

Дьюи Дж. Школа и общество /Пер. с анг. ‑ М., 1925.