Файл: УМК История педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

Содержание курса. Основная и дополнительная литература

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические рекомендации для преподавателя

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические указания для студентов

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1

Вариант 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Примерная тематика рефератов

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1

Вариант 2

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу

Преподаватель педагогики должен учитывать, что учебный курс «История педагогики и образования» без преувеличения является уникальной учебной дисциплиной в системе педагогической подготовки будущих учителей. Уникальность эта определяется выраженным гуманитарным характером, непов­торимым ценностным педагогическим потенциалом данного курса, способным реализоваться в процессе не только общефун­кциональной профессиональной подготовки, но и глубокого личностного становления педагога в перспективе как его общественно-профессиональной, так и индивидуально-личностной самоактуализации.

Ценностный потенциал курса истории образования и педагогической мысли имеет три основные составляющие: гносеологическую, мировоззренческую и нравственно-эстетическую.

Гносеологическая (профессионально-познавательная) значи­мость курса обусловлена его последовательным историческим характером. История педагогики и образования рассматривает любые педагогические явления, процессы, понятия, категории, системы, теоретические взгляды и т. п. в развитии, начиная с момента их зарождения. Такой подход позволяет понять самую глубокую сущность и закономерность педагогических понятий, категорий и систем, а также возможные вариативные тенденции их развития. Такую возможность дает реализация принципа историзма, формирующего исторический аспект педагогического мышления студентов.

Мировоззренческая значимость курса истории педагогики и образования обусловлена тем, что он носит интегративный и культурологический характер. В отличие от других педагогических дисциплин он является целостным и комплексным курсом, рассматривает в единстве и с исторической точки зрения широкий круг проблем – развитие общественно-педагогического сознания, народной и профессиональной педагогики, роль воспитания, образования, школы в жизни общества, развитие системы образования, развитие теоретических педагогических воззрений, личность педагога и т.д.

Курс истории педагогики и образования обладает также уникальным нравственно-эстетическим ценностным потенциалом воспитывающего характера. С точки зрения идеалов добра и справедливости, истины и красоты перед студентами раскрываются лучшие исторические примеры гуманистической педагогической деятельности, служения своему делу, творческого отношения к учительской профессии.

Таким образом, данный учебный курс имеет значительный воспитательный и развивающий потенциал, связанный прежде всего с широкими возможностями формирования историко-педагоги­ческого сознания будущего учителя. Он способен не только заложить историко-методологические основы формирования профессионально-педагогических знаний и умений студентов, но и решить целый комплекс воспитательных задач. Подробный анализ воспитательного потенциала курса истории педагогики и образования можно найти в книге «Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя / И.Э. Ярмакеев, Г.Г. Габдуллин. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. – Гл. 4»



Методические указания для студентов

Приступая к изучению данного курса необходимо ознакомиться с его содержанием, целями и задачами (см. Пояснительную записку).

При подготовке к лекционным и семинарским занятиям важно обратить внимание на указания и индивидуальные задания преподавателя. Самостоятельно изучается рекомендуемая литература, проводится работа с литературными фондами и электронными источниками информации.

Для подготовки к лекциям и семинарам, зачету студентам может быть рекомендовано использование «Практикума по истории образования и педагогической мысли» (Авт.-сост. Валиахметова Н.Р. – Казань, 2006).

Баллы за посещение лекций зачисляются только при наличии конспекта. Студентам может быть предложено и самостоятельное составление опорного конспекта.

Рекомендации для составления опорного конспекта:

Целями выполнения опорного конспекта являются: развитие умений структурирования, обобщения, систематизации материала, выделения главного в педагогических системах, представления педагогического знания в свернутом виде, графическая культура.

Опорным конспектом выступает источник информации, где в системном, обобщенном, схематичном виде представлена структурированная характеристика рассматриваемого вопроса.

Опорный конспект выполняется студентом самостоятельно по темам лекционных занятий. Опорный конспект выполняется на стандартных листах формата A4 в объеме не более одной страницы.

В оформление опорного конспекта могут быть использованы схемы, таблицы, гравюры, фотографии, текст.

Структура опорного конспекта может варьироваться в зависимости от интересов и возможностей студентов.

В опорном конспекте по теме лекции целесообразно осветить следующие моменты:

Общая характеристика школьного дела, педагогической мысли;

Характеристика различных учебных заведений;

Видные представители педагогической мысли данной эпохи и т.д.

В опорном конспекте по педагогической деятельности педагога целесообразно отразить следующие данные:

Биографические сведения;

Основные труды (работы) педагога;

Понимание педагогом целей, содержания, форм, методов, средств обучения и (или) воспитания;


Характеристика субъектов педагогического процесса (требования к педагогу и (или) ученику);

Актуальность педагогических идей педагога.

Оценка опорного конспекта осуществляется по следующим показателям:

  • творческий, нестандартный подход к оформлению, представлению опорного конспекта, освещению теоретического материала;

  • степень раскрытия теоретического материала темы опорного конспекта.

При подготовке устных ответов целесообразно восполь­зоваться следующими рекомендациями:

  1. Внимательно вдумавшись в вопрос, надо составить план ответа на него. Каждый пункт плана лучше всего раскрыть в виде кратких тезисов, отражая в них наиболее существенное в содержании вопроса.

  2. Не следует превращать ответ в чтение подготовленных записей. Ими можно воспользоваться, но лишь для того, чтобы обеспечить связность, логическую последовательность изложения.

  3. Отвечая на вопрос, важно уметь объяснить специфику исторических условий, сложившихся в стране рассматриваемый период. Затем, раскрыв объективную необходимость тех или иных просветительских реформ, показать закономерность последующего мощного развития оригинальной, самобытной зарубежной или российской культуры. Анализируя реформы, необходимо показать и негативные их последствия

  4. Не следует избегать высказывания собственного понимания вопроса. Важно аргументировать свою мысль. В необходимых случаях преподаватель поможет студенту правильно разобраться в вопросе, понять свою ошибку, если она имеет место. Во всяком случае, не сама по себе ошибка в суждениях влечет за собой снижение оценки. Напротив, именно самостоятельность суждений, основанная на знании материала (учебных пособий, перво­источников, журнальных статей, монографий и др.), умение сознательно оперировать им являются главным показателем подготовленности студента по предмету. А осознать ошибку всегда поможет преподаватель. Более того, в определенных случаях студент может остаться при своем мнении, поспорить с преподавателем. Если это мнение основано на знании разных источников, в которых позиции авторов не совпадают, студент может принять точку зрения какого-то одного автора, даже если она противоречит мнению преподавателя.

  5. Независимо от того, включен в вопрос первоисточник или не включен, ответ студента должен широко опираться на истори­ческие материалы, документы, произведения великих педагогов. Незнание этих источников, как правило, ведет к отрицательной оценке ответа.

  6. Работая над литературой, надо иметь в виду следующее: указанные в учебно-методическом пособии названия не исчерпывают всех источников, которые студенту необходимо знать, чтобы всесторонне раскрыть вопрос.


7. Целесообразно студенту регулярно пользоваться педагогической периодикой (журналами «Педагогика», «Народное обра­зование», а также «Учительской газеты», «Первое сентября» и др.), которая окажет ему неоценимую помощь в углублении своих знаний.

Изучение дисциплины предусматривает активную работу студентов с историко-педагогическим материалом (работами педагогов, документами по школе и др.). Для углубленного знакомства с отдельными источниками и обучения работе с ними рекомендуется представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по схеме: 1. Полное библиографическое описание источника и его структура. 2. Аннотация. 3. Краткая истории­ческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была написана данная работа. 4. Сложный план источника. 5. Краткий анализ каждой крупной части источника с определением своего отношения к высказываемым автором идеям. 6. Заключительный обобщающий вывод. Самостоятельный критический анализ первоисточников призван стимулировать развитие у студентов пе­дагогического мышления, творческого подхода к решению практических задач воспитания.

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. Для подготовки к семинарскому занятию необходимо использовать литературу (основную и дополнительную), предложенную к теме. Изучая педагогические взгляды Я.А. Коменского, его подходы к проблемам воспитания и образования в целом, важно усвоить демократизм чешского мыслителя в области всенародного образова­ния, благодаря которому его педагогические идеи переросли рамки феодализма того времени и не утратили своей актуальности.

Знакомство с педагогической концепцией Я.А. Коменского рекомендуется начать с осмысления идеи пансофии, всеобщей мудрости и идеи общего образования. Можно с полной уверенностью констатировать, что все работы Я.А. Коменского пронизаны именно этими идеями.

Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости. Каждая ступень представляла собой одновременно и законченный период образования, и в то же время служила подготовкой к дальнейшим ступеням образования.

Не менее полезно будет остановиться на проблеме учителя. Поэтому с особой тщательностью он рассматривает вопросы, связанные с его подготовкой. Надо признать, что требования к учителю и его подготовке, выдвинутые чешским мыслителем в XVII в., не утратили своего значения и в настоящее время.