ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Чтобы понять дидактику Я.А. Коменского, необходимо уяснить суть принципа природосообразности и его место в ней. Я.А. Коменский был убежден, что в области воспитания действуют законы, общие для природы, и методы школьной работы должны на эти законы опираться, то есть должны быть природосообразны.
После этого можно переходить к рассмотрению так называемого «золотого правила», в котором чешский мыслитель суммировал все свои требования к организации обучения.
Особое внимание следует обратить на изучение предложенной Я.А. Коменским оригинальной дидактической системы, получившей позднее название классно-урочной и сохранившейся во многих своих чертах до настоящего времени.
В заключение нельзя обойти вниманием оригинальный подход Я.А. Коменского к проблеме дисциплины и способах ее формирования.
При подготовке к третьему семинарскому занятию необходимо учесть, что с середины XIX в. в российской педагогике больше внимания уделяется проблеме взаимосвязи воспитания и свободы человека. К ней обратился основоположник отечественной научной педагогики К.Д. Ушинский. Он признавал существование у каждого человека стремления к свободе (вырабатывается оно при самостоятельной деятельности). Признавая важную роль воспитания, призывал воспитывать его во всех отношениях, одновременно и знать его тоже во всех отношениях.
Его педагогическая антропология представляет собой поиск путей полноценного физического, рационально-эмоционального, волевого и социального развития человека с опорой на данные всего комплекса человекознания. Рассматривая первый и второй вопросы, необходимо выделить, что ядром педагогической концепции К.Д. Ушинского является идея народности, в которой он стремился отразить зависимость воспитания от культурно исторических традиций народа, особенности его национального характера.
При изложении следующего вопроса выделить такие направления, как:
а) значение труда в жизни людей;
б) характеристика физического и умственного труда;
в) средства, необходимые для привития детям любви к труду.
В понимании русского ученого педагога, труд – главный фактор воспитания, источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека, основа человеческого существования.
Особое место в педагогическом наследии К.Д. Ушинского занимает дидактика. В обучении он видел основное средство воспитания. Основными направлениями выделить: а) критика теорий формального и материального образования; б) сущность процесса обучения; в) воспитывающий характер обучения; в) дидактические принципы; г) содержание образования; д) формы и методы обучения и требования к ним; е) проблема развития активности и самостоятельности детей в процессе обучения.
Итогом рассмотрения педагогической концепции К.Д. Ушинского должен стать вопрос об учителе, требованиях к его личности и подготовке.
Наиболее сложным является шестой вопрос, где потребуется Ваша эрудиция, Ваше знание современного образования. Для изложения данного вопроса желательно написание реферата.
Изучение модуля №1 по данной дисциплине проверяется выполнением письменных контрольных заданий.
Требования к письменным заданиям студентов: знание предмета, систематичность изложения, самостоятельность, творческий характер, аргументированность позиций, открытость, критичность, дополнение собственными смыслами, представление личностной позиции.
Студенты, не набравшие необходимое количество баллов для допуска к зачету за текущую работу в семестре, имеют возможность получить дополнительные баллы через выполнение следующих видов работ:
Написание реферата на одну из предложенных тем (см. Темы рефератов) с целью расширения и углубления теоретических знаний по предмету и приобретение практических навыков самостоятельного нахождения, изучения и анализа различных историко-педагогических источников. Обычно реферат для выполнения требует не меньше месячного срока. План работы и ее текущий ход обсуждается с преподавателем. Кроме предложенных в списке тем рефератов, можно по согласованию предлагать и выбирать и другие темы. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно-тематический характер.
Прежде чем выбрать тему, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Тема работы выбирается, с учетом личностного интереса, самостоятельно после общего знакомства с литературой по проблеме, что позволит избежать непроизводительных временных затрат в связи с отсутствием достаточной источниковой базы. При затруднениях целесообразно обратиться за консультацией к преподавателю или, при отсутствии такой возможности в связи со сложившимися обстоятельствами, к библиографу любой библиотеки, тематическому каталогу (книги объединены в перечень по более дробным вопросам и временным рамкам), словарям, справочникам, энциклопедиям, летописям журнальных и газетных статей.
Следующий шаг после выбора темы – работа с историко-педагогической и, по необходимости, с другой научной литературой. Эта деятельность включает в себя составление библиографии по изучаемой проблеме, аннотирование и конспектирование источников (8-10-ти). Полный список использованной литературы помещается в конце работы. После этого составляется план, который должен быть конкретным, подробным и отражать логику раскрытия темы, акцентировать внимание на главные вопросы, ответ на которые и составит содержание работы. В процессе изложения материала и при использовании новых источников план может корректироваться, меняя свой первоначальный вид. Однако общие требования к нему остаются неизменными.
Объем реферата составляет 15-20 страниц печатного текста, оформленного по правилам, предъявляемым к такому виду работ в высших учебных заведениях. Он состоит из следующих структурных единиц.
Введение – здесь отмечается актуальность проблемы, т.е. ответ на вопрос – почему выбрана эта тема в качестве самостоятельного сочинения? Например: вызвала интерес своей необычностью, слабо разработана другими авторами, много противоречивых суждений, связана с будущей специальностью; историография проблемы – дается краткая характеристика литературы, использованной для написания работы; задачи реферата – перечисляются основные направления, в рамках которых будет раскрыта тема т. е., что конкретно хотите проанализировать и рассказать.
Основная часть работы может состоять из отдельных глав, разделенных на параграфы или просто отдельных частей, посвященных анализу выбранной темы. В основном содержании работы автор должен показать развитость своего историко-педагогического и аналитического мышления, умелое интерпретирование теоретическими и статистическими данными, способность отделять главное от второстепенного и осуществлять самостоятельные обобщения.
Заключение – в нем делаются выводы, к которым Вы пришли в результате рассмотрения проблемы, высказывается собственное отношение к изученному материалу.
Список используемых источников – перечисляются все книги, журнальные статьи, используемые для написания работы. В завершении реферата необходимо сделать наиболее общие обстоятельные выводы по всей теме и высказать собственное отношение к изученному материалу.
Самостоятельное составление кроссвордов (в объеме 20 слов – 5 баллов, 40 слов – 10 баллов)
Разработка наглядных пособий (презентация), где оценивается степень разработанности (полнота, системность, логичность, хронологичность представления материалов, отсутствие смысловых ошибок) и оформление (компоновка, цветовое решение, выполнение (решение) «зрительного эффекта»).
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Изучение и конспектирование рекомендуемой литературы.
Подготовка докладов к семинарским занятиям.
Написание реферата.
Написание мини сочинений.
Подготовка к зачету.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Выступления на семинарских занятиях.
Индивидуальные беседы и консультации.
Защита сочинений и рефератов.
Проверка тетрадей.
Итоговое собеседование.
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА
Использование воспитательного потенциала содержания и методики проведения лекционных занятий.
Развитие творческой активности студентов при подготовке к семинарским занятиям. Дискуссионные формы обсуждения поставленных вопросов.
Учет посещаемости занятий студентами и отработка ими пропущеных.
Расширение внеаудиторных форм занятий со студентами.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ВНУТРИСЕМЕСИРОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ПЕРВОМУ МОДУЛЮ (контрольная работа)
(max 20, полный ответ на каждый вопрос оценивается в 2 балла)
Вариант 1
Каковы цели, задачи, функции истории образования и педагогической мысли как науки и академической дисциплины?
Назовите основные факторы, обусловившие возникновение воспитания и формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя.
В чем смысл религиозного идеала образования Средневековья? Приведите известные вам системы средневекового воспитания.
Кратко охарактеризуйте особенности университетов в эпоху средневековья.
Какие проблемы, значимые для современной теории и практики образования, ставили и решали педагоги средних веков, Возрождения и Реформации?
Почему Я. А. Коменского считают основоположником научной педагогики?
Что понимал Ж. ‑Ж. Руссо под естественным и свободным воспитанием?
В чем сущность развивающего обучения по И. Г. Песталоцци, А. Дистервегу?
Охарактеризуйте основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX ‑ начала ХХ вв.
Перечислите основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в современной зарубежной школе
Вариант 2
Что изучает история педагогики? Каковы методы историко-педагогических исследований?
Определите тенденции развития воспитания в первобытном обществе.
Чем по своим целям и содержанию афинская система воспитания отличалась от спартанской, и какими факторами это было обусловлено?
Какие важные черты характеризуют христианскую педагогику?
В чем выразились изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения?
В чем заключаются цели и задачи по Дж. Локку?
Какие идеи Я. А. Коменского применяются в теории и практике современной гуманистической школы?
Сравните взгляды К. А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж. - Ж. Руссо на место и роль воспитания в становлении человека.
Какой вклад внес А. Дистервег в разработку теории и практики педагогического образования?
Каковы содержание и методы обучения в современной зарубежной школе?