ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
По учебному курсу «управление образовательными системами»
Объем курса и виды учебной работы
Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.
Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.
Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.
Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.
Методические рекомендации для преподавателей
Методические указания для студентов.
Выпускная квалификационная работа
Определение значимости модулей и количества баллов
Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»
Варианты билетов для проведения зачета
Материально-техническое обеспечение курса
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
- Конституция РФ
- Типовое положение об образовательном учреждении
- Закон РФ «Об образовании»
Билет № 4.
Основные направления модернизации системы общего образования страны. Современные тенденции в ее реализации.
Под управлением понимается:
- функции системы различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры
- процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние
- целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата
- принятие управленческого решения
Билет № 5.
Демократизация и гуманизация как основные направления обновления общеобразовательной школы.
Основная цель управления образовательными учреждениями заключается в:
- эффективном использовании средств для достижения оптимального результата
- выработке управленческих решений
- познании объективных закономерностей педагогического процесса
- анализе состояния педагогических систем
- реализации задач образовательного учреждения
Билет № 6.
Деятельность общеобразовательной школы в условиях перехода к рыночной экономике.
Устав образовательного учреждения не должен находиться в противоречии с:
- типовым положением об образовательном учреждении
- локальными актами школы
- распоряжениями администрации
- базисными учебным планом.
Обоснуйте свой ответ.
Билет № 7.
Общеобразовательная школа как социально-педагогическая система и объект управления. Современные проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса и внутришкольного управления.
Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваивают на:
- на 1 год - на 10 лет
- на 3 года - на 5 лет
Билет № 8.
Функции управления школой. Целевые и процессуальные функции управления. Понятие управленческого цикла.
Комплексная оценка уровня квалификации пеадгогического профессионализма работника образовательного учреждения – это:
- аттестация - сертификация
- диагностика - аккредитация
Раскройте сущность такой оценки.
Билет № 9.
Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование. Задачи школы по осуществлению полного среднего образования молодежи.
Вид анализа по изучению ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса называется:
- параметрическим - итоговым
- промежуточным - системным
Объясните причины отбора названного вида анализа.
Билет № 10.
Обеспечение перехода школы на профильное обучение. Проблемы дифференциации образования и профессиональной ориентации учащихся в профильной школе.
Принцип государственной политики в сфере образования, предполагающий приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности – это принцип:
- гуманизма - коллегиальности
- децентрализации управления - доступности образования
Билет № 11.
Планирование работы школы. Перспективные, текущие и оперативные планы в школе.
Учебный план - это нормативный документ, определяющий:
- перечень наглядных пособий – максимальную недельную нагрузку учащихся
- перечень предметов, изучаемых в школе
- количество часов в неделю на изучение каждого предмета
Билет № 12.
Организация учебно-воспитательного процесса в школе. Учебный план и расписание занятий.
Методы управления могут быть сгруппированы по __________ управления:
- стилю - субъекту
- формам - содержанию Обоснуйте свой ответ.
Билет № 13.
Работа с педагогическими кадрами в школе. Методическая работа и аттестация педагогических работников.
Демократический стиль управления предполагает:
- предоставление полной свободы подчиненным - ведущую роль администрации
- использование административных методов - сочетание коллегиальности и единоначалия
Билет № 14.
Коллегиальные органы управления деятельностью общеобразовательного учреждения. Педагогический и методический советы. Совет школы и попечительский совет. Родительский и учительский комитет.
Среди качеств лидера коллектива выделяют:
- предприимчивость - манеры
- высокая обучаемость - организаторские способности - инициативность
Билет № 15.
Организация экспериментальной работы в школе. Объекты и виды экспериментирования.
Главным представительным органом самоуправления школы является:
- педагогический совет - совет школы
- методический совет - совет учащихся и выпускников школы
Билет № 16.
Основные задачи и содержание внутришкольного контроля. Мониторинговая деятельность в школе.
По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на:
- внутренние - ресурсные
- локальные - системные - модульные
Билет № 17.
Формы и методы контроля за состоянием и результатами преподавания предметов. Единый государственный экзамен для выпускников общеобразовательного учреждения.
Основаниями деления школы на государственные, муниципальные и негосударственные являются:
- характер сообщаемых знаний - организационно-правовая форма
- направленность подготовки - реализуемая программа. Обоснуйте свой ответ.
Билет № 18.
Организация внутришкольного контроля за воспитательной работой общеобразовательного учреждения
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителями государственного образовательного учреждения является:
- федеральный орган государственной власти - орган государственной власти субъекта РФ
- частное лицо - орган местного самоуправления - коммерческая организация
Билет № 19.
Педагогический анализ образовательной деятельности. Содержание и виды аналитической деятельности в школе. Обобщение опыта работы учителя.
При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право:
- проходит аттестацию в ближайшее время - лично присутствовать
- участвовать в дискуссии - участвовать в голосовании
Билет № 20.
Анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителя. Виды анализа урока.
Форма совместной работы педагогов, объединяющая по характеру преподаваемого предмета называется:
- педагогическим советом - педагогическим консилиумом
- методическим объединением - исследовательским коллективом
Билет № 21.
Педагогический анализ воспитательного мероприятия: системный подход.
Цель модернизации образования состоит в:
- создании механизма устойчивого развития системы образования - консолидации общества
- сохранении нации, ее генофонда - развитии образования на основе неразрывной связи с современной наукой
Билет № 22.
Подведение итогов работы школы за учебный год. Индикативные показатели качества образования в школе.
Основными условиями успешного достижения целей и задач педагогического управления (менеджмента) являются:
- личностный фактор руководителя - обоснованное принятие управленческого решения
- благо и приятный морально-психологический климат в коллективе - финансово-хозяйственная деятельность
- организация инструктивно-методической работы
Вопросы и задания для самоконтроля
Каковы основные направления преобразования системы образования страны?
В чем состоит сущность принципов управления и особенности их реализации в условиях демократизации и гуманизации?
В чем заключается специфика управления школьными системами?
Каковы особенности школы как социально-педагогической системы?
Приведите примеры технологии создания педагогических систем в школе?
Назовите цели управления школой?
Раскройте содержание управления школой.
В чем сущность системно-деятельностного подхода к управлению?
Каковы пути демократизации аналитической деятельности руководителей школы?
Назовите принципы и методы педагогического анализа.
Укажите виды педагогического анализа, их отличительные особенности.
Какие виды планов существуют в школе?
Каковы пути демократизации разработки долгосрочных и оперативных планов работы школы?
Как обеспечить участие общественности в определении образовательной политики и оценке результатов образовательной деятельности?
Как педагогически правильно делегировать полномочия руководителя исполнителям?
Каковы требования к организаторской деятельности и методы работы руководителей школы?
Какому виду деятельности относится работа педагогических советов школы: коллегиальному, коллективному, административному, общественному? Каким характером отличаются его решения от решений методического совета?
Дайте характеристику оперативному и итоговому регулированию деятельности педагогического коллектива со стороны органа управления школы.
Уточните связь регулирования с другими функциями управления.
Какие показатели оценки работы школы Вы можете назвать?
Охарактеризуйте виды, формы и методы контроля за учебно-воспитательным процессом в школе.
Каковы типичные недостатки в осуществлении контрольной деятельности в школе?
Установите соответствие понятия
А. Педагогическая система
1. Адаптация (приспособление) к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие
2. Закон эволюционного толчка является усилием эффективного и ускоренного развития системы
3. Множество взаимосвязанных структур и функциональных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей
Ответ: А _______________
Установите соответствие понятий
А. Управление
Б. Методическая работа
В. Менеджмент
1. Способ управления людьми, средствами, который позволяет выполнить поставленные задачи экономическим и рациональным путем
2. Реализация целей деятельности школы, поиск путей совершенствования, стимулирования деятельности, координация, регулирование, согласование деятельности
3. Прогнозирование состоит в выявлении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных результатов
4. Инструктивно-методические семинары, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.
Ответ: А __________ , Б ___________ , В _____________ .
Установите соответствие органов управления образовательными системами
А – I уровень - Федеральный
Б – II уровень – органы управления
В – III уровень – местный, муниципальный
Г – IV уровень – школьный
1. Исполнение всех законодательных актов по образованию. Осуществление прав граждан на образование
2. Разработка международных программ, государственного образовательного стандарта, типовых положений
3. Формирование законодательства субъектов РФ. Аттестация образовательных учреждений и педагогических кадров
4. Организация образования обучения, воспитания учащихся
Ответ: А _________ , Б ________ , В ___________ , Г ___________ .
-
Выделите новые формы общешкольного управления
Совет школы.
Попечительский совет.
Управленческий совет.
Учительский коллектив.
Орган разработки стратегического развития школы.
Совет учредителей.
Школа – комплекс.
Инновационный совет.
Экспертный совет.
Приемная (отборочная) комиссия.
Научно-методический совет.
Совет лицеистов (гимназистов).
Школьный парламент.
Совет командиров.