ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
По учебному курсу «управление образовательными системами»
Объем курса и виды учебной работы
Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.
Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.
Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.
Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.
Методические рекомендации для преподавателей
Методические указания для студентов.
Выпускная квалификационная работа
Определение значимости модулей и количества баллов
Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»
Варианты билетов для проведения зачета
Материально-техническое обеспечение курса
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Ответ: ________________________________
Установите соответствие аспектов и видов контроля
А. Нововведения соответствия аспектов и видов контроля
Б. Основные функции контроля
1 |
2 |
- Учебный процесс - Воспитательный процесс - Методическая работа - Экспериментальная деятельность - Психологическое состояние коллектива - Условия учебно-воспитательного процесса |
- Перемещение центра тяжести с административного на коллективные формы контроля - Увеличение гласности, доступ к контрольной деятельности - Повышение уровня компетентности субъектов контроля |
Ответ: А ____________ , Б ____________ .
Установите соответствие форм повышения квалификации
А. Коллективные формы повышения квалификации
Б. Групповые формы методической работы
В. Индивидуальные формы самообразования
I. 1. Подготовка и участие в работе практикумов (школьного
или районного масштаба
2. Изучение новых программ и учебников, уяснение их
особенностей и требований
3. Изучение дополнительного нового материала
4. Проведение самостоятельной работы по решению задач
5. Организация лабораторных, практических работ,
обучения
6. Освоение современных технических средств обучения
7. Выработка собственной технологии дифференцированного
обучения, активизации мыслительной деятельности
учащихся
8. Установление связи урочных и внеурочных занятий по
своему предмету
9. Изучение передового опыта и внедрение его в свою
практику
10. Создание дидактической лаборатории
II. 1. Научно-практические конференции
2. Педагогические чтения
3. Педагогические выставки
4. Лектории
5. Создание и обогащение методического кабинета школы
6. Курсы повышения квалификации
7. Семинары по актуальным проблемам образования
8. Педагогические оперативки
III. 1. Открытые уроки и воспитательные мероприятия
2. Заседания методического объединения
3. Диспуты
4. Дискуссии
5. КВН
6. Деловые игры
7. Семинары-практикумы
8. Создание предметного кабинета
Ответ: А ___________ , Б ___________ , В ______________ .
Установите соответствие общих требований к аттестации педагогических кадров по критериям
А. Критерии результативности
Б. Критерии процесса
I. 1. Работа учителя над повышением своей квалификации
2. Качество уроков и воспитательной работы
3. Умение учителя осуществлять индивидуальный подход
4. Взаимодействие с родителями
II. 1. Фактический запас знаний учащихся по предмету
2. Умение пользоваться полученными знаниями
3. Понимание сути процессов и явлений в природе и
обществе
4. Степень самостоятельности учащихся
5. Уровень социализированности учащихся, их практической
и экономической подготовки
6. Отношение, поведение, активность в общественной и
Общественно-полезной трудовой деятельности
Ответ: А ______________ , Б ___________ .
-
Выделите специфические особенности педагогического коллектива
Полифункциональность -Самоуправляемость -Коллективный характер труда -Производственное соперничество
Высокая государственная и общественная ответственность -Отношение партнерства -Монотонность труда
Эмоциональная насыщенность -Преимущественно экономический интерес
Ненормированность рабочего времени - Преимущественно женский коллектив
Значительное материальное вознаграждение -Взаимодействие с детским коллективом
Высокий уровень профессионального долга
Ответ: ______________________________________
Установите соответствие понятия определению
Процесс резкого обострения противоречий, борьбы двух и более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личную значимость каждого участника
Стресс
Конфликт
Ссора
Борьба
Ответ: _________________________________
-
Выделите варианты разрешения конфликтов
Изменение условий труда
Компромисс
Признание другой точки зрения
Недопущение конфликта
Увольнение
Признание правоты одной из сторон
Изменение в режиме работы школы
Ответ: _________________________________
Примерная тематика рефератов и курсовых работ
Современные тенденции в развитии отечественной образовательной системы
Развитие международных связей в системе управления образованием.
Основные направления модернизации системы общего образования страны
Современные проблемы дифференциации общего образования
Общеобразовательное учреждение как социально-педагогическая система
Принципы и методы внутришкольного управления и пути их практической реализации.
Развитие демократических начал в управлении школой.
Программа развития школы и направления ее разработки
Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа
Психологический климат педагогического коллектива и пути его формирования
Современные требования к деловым и личностным качествам руководителя школы.
Пути преодоления формализма в управлении школой
Социально-психологическая совместимость педагогов как фактор их межличностного сплочения.
Конфликты в деятельности педагогического коллектива.
Стиль руководства и культура управления руководителя общеобразовательной школы.
Диагностика личности и эффективности образовательной деятельности учителя.
Самоаттестация учителя как путь формирования педагогического сознания.
Затруднения в деятельности молодого учителя, их диагностика и преодоление
Управление созданием, функционированием и развитием профессиональных объединений учителей.
Основы управления новыми типами образовательных учреждений.
Организационные формы и методы стимулирования педагогического труда.
Участие учителей в управлении школой как фактор развития педагогического коллектива.
Основные направления эволюции теории и практики внутреннего управления в России.
Взаимоотношение школы с региональными и муниципальными органами власти и управления образованием.
Материально-техническое оснащение школы и его роль в организации жизнедеятельности школы.
Аттестация образовательных учреждений как фактор повышения качества внутришкольного управления.
Современные методы и технологии управления образовательной системой.
Управление качеством образования в школе.
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной среды образовательного учреждения.
Содержание и формы участия общественности в управлении образовательным учреждением.
Исследовательский подход в деятельности руководителя школы как путь повышения научного уровня управления школой.
Роль и место компьютера в управлении школой.
Информационное обеспечение управления школой.
Виды итоговой, текущей и оперативной информации в системе внутришкольного управления.
Научная основа педагогического анализа деятельности школы.
Педагогический анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителей.
Педагогический анализ воспитательного мероприятия как средство совершенствования воспитательной работы в школе.
Научная основа планирования работы школы и пути ее реализации.
Пути усиления демократических начал в планировании работы в школе.
Организация как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе.
Пути повышения действенности школьных педсоветов.
Внутришкольный контроль как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе.
Содержание, формы и методы контроля за состоянием и результатами преподавания учебных предметов.
Содержание и организация контроля за процессом воспитания и уровнем социализации учащихся.
Управление школой по результатам. Возможности применения показателей оценки деятельности школы в регулировании учебно-воспитательного процесса в школе.
Материально-техническое обеспечение курса
Список наглядных пособий
Модель организационной структуры управления школой (рисунок).
Пути демократизации школьной жизни (схема).
Учебный план общеобразовательной школы (таблица).
Функции управления общеобразовательным учреждением (плакат).
Критерии эффективности управления школой (таблица).
Распространение передового педагогического опыта (рисунок).
Формы и методы контроля за учебно-воспитательным процессом (рисунок).
Содержание поэтапного анализа урока (таблица).
Схема анализа воспитательного мероприятия (плакат).
Анализ итогов учебного года (плакат).
Показатели рабочего времени учителя (таблица).
Технические средства
Компьютер с данными о внутришкольной информации:
- структура контингентов учащихся,
- состав педагогических кадров,
- ежедневная, еженедельная, помесячная, почетвертная, полугодовая
информация о ходе учебно-воспитательного процесса,
- оперативные, текущие и итоговые количественные показатели
результатов работы школы,
-годичный цикл организационно-педагогических мероприятий в школе.
2. Видеомагнитофон с записями:
- уроки учителей по предметам,
- внеурочные мероприятия с учащимися,
- дискуссии педагогических работников по актуальным проблемам.
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Учебно-методические материалы автора, разработанные для обеспечения курса «Управление образовательными системами» (Рекомендуются для использования в УИРС, НИРС, в выполнении курсовых и выпускных квалифицированных работ)
Учебные пособия
Г.Г. Габдуллин. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Татарское кн. Изд-во, 1990. – 206 с.
Г.Г. Габдуллин. Школоведение. Курс лекций по педагогике. – Казань: Газетно-журнальное изд-во, 1997. – 230 с.
Г.Г. Габдуллин Проблемы управления совр. школой (на татарском языке). – Казань, Татарское кн. Изд-во, 1993. – 234 с.
Управление системой образования в Республике Татарстан / Науч. ред. Г.Г. Габдуллин. – Казань: КГУ, 1998. – 250 с.
Г.Г. Габдуллин Организация работы школы. Внутришкольное управление // Г.Г. Габдуллин, З.Г. Нигматов, А.Н. Хузиахметов. Педагогика школы (на татарском языке). Под. ред. Г.Г. Габдуллина. – Казань: Мэгариф, 1993. – с. 374 – 447.
Г.Г. Габдуллин. Учебный курс «Основы управления образовательными системами» как ведущее средство формирования организационно-управленческой культуры будущего педагога // Г.Г. Габдуллин, И.Э. Ярмакеев. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин. Под. ред. Г.Г. Габдуллина / Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2004. – с. 379 – 423.
Г.Г. Габдуллин, А.Н. Хузиахметов. Педагогический толковый словарь (на тат. Яз.). – Казань: Мэгариф, 1997. – 151 с.