Файл: УМК Управление в образ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

По учебному курсу «управление образовательными системами»

Рабочая учебная программа

Пояснительная записка

Объем курса и виды учебной работы

Содержание курса.

Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»

Содержание тем.

Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.

Основная литература.

Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.

Тема 10. Взаимодействие административных и общественных органов управления образовательного учреждения.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.

Рекомендованная литература.

Практическое занятие 2

Рекомендованная литература.

Семинар 1.

Семинар 2

Рекомендованная литература.

Семинар 3

Рекомендованная литература.

Семинар 4

Рекомендованная литература.

Методические рекомендации для преподавателей

Методические указания для студентов.

Написание реферата.

Курсовые работы.

Выпускная квалификационная работа

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций

Определение значимости модулей и количества баллов

Критерии освоения курса

Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)

Контроль освоения курса

Контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации Вопросы и задания по самоконтролю и аттестации Вариант I.

Вариант 4.

Вариант 5.

По второму и третьему модулям

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»

Варианты билетов для проведения зачета

Билет № 1

Билет № 2.

Билет № 4.

Материально-техническое обеспечение курса

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу

В содержании изучаемого материала обязательно должны быть представлены компоненты, побуждающие студентов к творческой активности, особенно при изучении проблем модернизации современной образовательной системы страны, проблем инновационной деятельности в общеобразовательной школе, профилизации содержания старшей ступени общего образования, проблем обеспечения и оценки качества общего образования и его результатов.

Успешное овладение студентами преподаваемого материала этого курса предполагает целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработку и использование таких форм, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений в их практическом применений, а также в формировании умений прогнозировать организационно-педагогическую ситуацию и принимать соответствующее решение.

С целью углубления и расширения знаний, полученных на лекциях в обобщенной форме, выработки умений у студентов применять полученные знания для решения практических задач изучению ряда тем, как «Организация учебно-воспитательного процесса в школе при профильном обучении», «Организация опытно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении», «Методическая работа и аттестация педагогических работников в школе», «Показатели результатов образовательной деятельности» и др. посвящаются практические и семинарские занятия со студентами.

Между лекцией и практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций, рекомендованной литературы, решение проблемных ситуаций, написание текста выступления и др. Формы проведения практических занятий вытекают из собственно практической части содержания программы курса. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты и т.д. Тематическим планом курса «Управление образовательными системами» предусмотрены 3 типа семинарских и практических занятий:

- занятие, имеющее основной целью углубленное изучение намеченной темы;

- занятие, предназначенное для более основательной проработки отдельных наиболее важных вопросов темы;

- занятие исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки и практики для углубленной их разработки.


В проведении теоретических и практических занятий по курсу «Управление образовательными системами» особое значение имеет применение самых разнообразных активных форм и методов обучения: проблемных лекций, анализа конкретных ситуаций, имитационных упражнений, оргдеятельностных игр, тренингов, защиты рефератов и курсовых работ. Особое место в решении задач учебного курса занимают такие формы работы, как посещение школы, посещение и анализ урока и внеклассного мероприятия, проведение бесед с учителем и представителями школьной администрации в период педагогической практики.

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель в основном лишь организует познавательную деятельность студентов. А студент сам осуществляет познание. Поэтому самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы, так как никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

Основными видами самостоятельной работы студентов при изучении курса «Управление образовательными системами» являются: подготовка к лекциям, семинарам, практическим работам, изучение рекомендованной литературы, составление конспекта лекций, подготовка к зачету, тестированию знаний, Интернет-экзамену в составе целостной дисциплины «Педагогика», выполнение реферата, курсовой работы, а также выпускной квалифицированной (дипломной) работы. В ходе самостоятельной работы достигаются углубление и расширение знаний, формирование интереса к познавательной деятельности, овладение приемами процесса познания, развитие познавательных способностей.

Для реализации перечисленных задач по курсу предусмотрены задания, содержащие три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный, реконструктивный и творческий. Тренировочные самостоятельные работы выполняются в основном при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Здесь познавательная деятельность студента проявляются в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений.

В ходе реконструктивных самостоятельных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне выполняются рефераты. Творческая (поисковая) самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получение новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения. Этому посвящаются учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы по курсу «Управление образовательными системами».


Усилению осознанности новых организационно-педагогических знаний и выработке к ним своего собственного, индивидуально-личностного отношения предназначена организация коллективного обсуждения ключевых проблем курса, таких как «Сущность управления в образовательной системе», «Приоритетный национальный проект «Образование», «Переход к полному среднему образованию молодежи», «Организация профильного обучения в школе» и др.


Методические указания для студентов.

Квалификация выпускника педагогического образовательного учреждения предполагает сформированность у него управленческих компетенций, так как каждый учитель школы в процессе своей работы вступает в разнообразные и постоянные управленческие отношения:

- управляет познавательной деятельностью учащихся, руководит формированием их личности, осуществляет классное руководство;

- обучает учащихся организаторским умениям, к участию в работе органов ученического самоуправления;

- участвует в управлении жизнедеятельностью школы, в организации учебно-воспитательного процесса, в работе внутришкольных и внешкольных органов управления школой, общественных организаций;

- совершенствует механизмы самоуправления своим поведением; способы самоорганизации, самоконтроля, самооценки и саморегуляции и обучает всему этому учащихся;

- систематически испытывает влияние различных органов управления образованием.

Таким образом, плодотворная педагогическая деятельность учителя в школе, его самочувствие, успех в работе, профессиональный рост и т.д. в немалой степени зависят от наличия у него знаний, умений и навыков в сфере управления, а также от позитивной деятельности органов управления школой и субъектов управленческой деятельности. Вооружение будущих учителей управленческими знаниями и умениями возложено на педагогические образовательные учреждения, отвечающие за их профессиональную подготовку. Одним из средств решения этой задачи и является изучение студентами специального курса педагогики «Управление образовательными системами», предусмотренного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования.

Как отметили выше, вузовское обучение в отличие от школьного в основном представляет собой самостоятельную учебно-познавательную и учебно-исследовательскую работу студента. Систематическая самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивное решение, выход из кризисной ситуации и т.д.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.


Самостоятельные работы студентов состоят из двух видов: учебно-познавательная деятельность по заданию или под непосредственным контролем преподавателя; учебно-исследовательская деятельность при консультации или под научным руководством преподавателя. К первому виду (учебно-познавательной) самостоятельной работы студента относятся:

- подготовка к лекционным занятия (повторение, систематизация ранее пройденного материала);

- конспектирование лекций преподавателя;

- конспектирование рекомендованной литературы;

- подготовка к семинарским и практическим работам;

- проведение наблюдений в школе;

- анализ деятельности своих коллег (урок, воспитательной мероприятие и др.) в период педпрактики;

- ознакомление с работой учителей-новаторов, работников администрации школы;

- выполнение письменных контрольных работ;

- подготовка к зачету, экзамену по курсу в составе единой дисциплины «Педагогика».

Большей самостоятельности студента предполагает второй вид (учебно-исследовательская и научно-исследовательская) деятельности: написание студентами реферата, выполнение курсовой и дипломной работы.