Файл: Управление Лекции Назмутдинова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление деятельностью студентов — это целесообразная' сознательная творческая работа преподавателя, исходящая из конкретной цели, связанная с выработкой решения, организацией, регулированием, получением и использованием информации. Определение цели управления необходимо не только для развития вуза в целом, но и отдельных его структурных компонентов: факультетов, отделов, кафедр и т.д.

В системе управления образованием должны планироваться следующие изменения: введение вневедомственной системы контроля за качеством образования, создание устойчивой связи системы образования с рынком труда, развитие нормативно-правовой базы вузов, расширение прав руководства вузов в управлении внутренними финансовыми потоками. Для вузов необходимо расширение прав как юридического лица для повышения экономической самостоятельности, и расширение интеграции вузов с целью повышения качества образования. Требует интенсивного развития система информационных материалов по деятельности вузов, составу имеющихся в стране учебных материалов, методик, средств обучения…

В настоящее время вырисоовываются три направления совершенствования вузовского управления: совершенствование посредством коренного изменения системы управления вузом; совершенствование путем радикальных изменений в пределах существующей системы управления; совершенствование внутривузовских механизмов управления.

Отличительные черты управления учебным процессом

Всякое управление – есть, прежде всего, управление личностями и коллективом. Управление личностями и педагогическим коллективом – есть интегрирующее направление управленческой деятельности учебного заведения в целом. Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив учащихся (студентов) и отдельного учащегося (студента) для достижения заданных результатов обучения.

Отличительные черты управления учебным процессом заключаются в следующем: сознательное планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции; наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (студент); динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое; надежность, т. е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса; устойчивость – способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внешние и внутренние возмущения.


В процессе управления усвоением знаний преподавателю нужно установить, научились ли студенты делать выводы, критически анализировать полученные сведения; знать, как усваивают они материал учебника, хватает ли им времени на усвоение и т. д. Для реализации процесса обучения необходима такая теория, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального.

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований: формулирование целей обучения; установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса; разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения; получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.

Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предполагает определение: содержания обратной связи – выделение совокупности контролируемых характеристик на основании целей обучения и психологической теории, которая принимается за базу при составлении обучающих программ; частоты обратной связи.


Управленческая проблема с учётом педагогических рисков

Поскольку педагогическая деятельность - процесс коллективный, важно обеспечить реализацию следующих функций: руководить коллективной деятельностью, интегрировать накопленные знания и адаптировать их к решаемой задаче, создавать общий язык, согласовывать разноголосицу понятий и точек зрения. Это важное условие организации и эффективного осуществления управленческой деятельности, включения научных знаний и опыта в диагностику разнообразных проблемных ситуаций и поиска путей выхода из них.

Управление в условиях педагогического риска - экстремальный вид деятельности, направленный на уменьшение негативных воздействий на результаты учебной деятельности. В процессе работы педагог накапливает своего рода банк данных, с помощью которого он может разрешать сложные педагогические проблемы:

а) выявляет уровень риска педагогической ситуации, в положительном разрешении которой полной уверенности нет;

б) решает, какой уровень риска приемлем в той или иной ситуации;

в) ищет приемы, условия или способы, позволяющие минимизировать негативное влияние.

Уровень педагогического риска возрастает, если управленческая деятельность сопровождается конфликтами.

Процесс управления подобными ситуациями предполагает 2 этапа: подготовительный и экстремальный.

На первом определяется возможность педагогического риска, варианты и наихудший из них, вероятность его наступления. Целесообразно построить матрицу оценки педагогических рисков, где отражаются потенциальные стояния этой опасности. В каждую клеточку данной матрицы заносятся количественная и качественная оценки: первая отражает возможные нежелательные последствия в чувствительных точках, вторая - вероятность нежелательного события, вызванного этим воздействием.

После того как определены и проранжированы возможные последствия педагогического риска, разрабатывается гибкий план управления. В нем необходимо четко определить, где, как и с чего начинать, чтобы среагировать немедленно, какова последовательность управленческих действий и операций, позволяющих обеспечить возврат образовательного процесса к нормальному функционированию в случае их нарушения.

План должен предусматривать критерии, позволяющие судить о выходе управляемого процесса за предусмотренные рамки. Таковыми могут быть стандарты специальности, уровень обученности учащихся (студентов), психологические критерии эффективности учебного процесса - запас знаний, сформированность учебной, практической деятельности и т.п. Разумеется, план управления должен предусматривать механизмы корректировки.


Основная опасность при управлении в условиях педагогического риска заключается в низком выходе высокоинтеллектуального «продукта», в подготовке специалистов, не способных адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, неконкурентоспособных на рынке труда.

Разрешение любой управленческой проблемы требует знания структурно-функциональных звеньев, отражающих ее внутреннюю сущность. Это значит, предвидеть реальное или ожидаемое состояние дел в области образовательной практики, которое ее не удовлетворяет; знать, что необходимо и возможно; намечать пути, способы и средства преобразования возможного в реальную педагогическую действительность.

Необходимые и достаточные условия решения управленческой задачи пересекаются или соседствуют с неизвестным. В качестве последнего могут выступать законы, необходимые для решения задачи, стратегические пути их использования, новые информационные и компьютерные технологии и т.п.

Сущность управленческой проблемы противоречива, ибо имеется рассогласование, между наличным и должным, известным. Кроме того, она возникает в условиях избыточности информации, поэтому и возможен выбор в процессе принятия управленческого решения. На каком-то этапе управленческого цикла возможен дефицит информации. Поэтому реализация решения сопровождается познавательной деятельностью. Противоречия, содержащиеся в поисковой проблеме, являются внутренним источником познавательной деятельности. Для осознания педагогической действительности субъект должен ясно представлять себе то, что его не удовлетворяет и к чему он должен стремиться.

Управленческая антропология и идеология деятельности

Развитие цивилизованного общества в ХХI веке должно определяться несопоставимой ценностью жизни человека. Человек и все, что связано с обеспечением достойного для него существования, - единственная цель общественного развития, призванная объединить все наши усилия, породить необходимую для этого идеологическую устремленность и социальную энергию.

Эта сложная тема хорошо раскрыта в монографии известного современного педагога-исследователя В.М.Шепеля: «См.: Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджмента: Управленческая антропология / В.М. Щепель.- М.: Просвещение, 1999.- 267 с.»

Используя антропологический принцип как «архимедов рычаг», можно, по мнению автора, «переосмыслить концепции и технологии современной управленческой деятельности», придать жизнедеятельности людей достойное существование.


Научная позиция В.М. Шепеля продиктована строгим исследовательским анализом социолога, исходящего из определяющих тенденций развития мира, видящего в отношении личности ко всему происходящему в обществе и государстве основной ресурс развития и всестороннего расцвета нашего отечества. Исследовательская заслуга В. М. Шепеля состоит в выявлении и раскрытии продуктивного аспекта рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с теорией и практикой управления.

В разработанную им «идеологию управленческой деятельности» внесено одно уточнение, позволяющее иначе подойти к теории управления, избавив ее от «избыточной научности».

Автор определил исходное основание, на котором может и должно строиться управление: «управленческая деятельность - реальная власть одних людей над другими».

Нетрудно увидеть, насколько заужено трактуется предмет управления, насколько он, будучи сведенным к власти одних людей над другими, лишается всего спектра методологических оснований, из которых исходит теория управления образования. За этим сознательным усечением скрывается определенная цель. Это сделано для однозначного проявления сути управления, которое призвано быть эффективным. Ставить его, как это сейчас делается, в прямую зависимость от уровня всесторонней научной разработанности - значит жить в ситуации постоянного ожидания, обретая реальную практику на все тот же метод «проб и ошибок».

Акцентирование исследовательского внимания на управлении как власти людей над людьми позволяет многое изменить в теории управления образованием, требует внесения этих сущностных изменений в теорию и непосредственно в практику управленческой деятельности.

Если мы исходим из того, что определяющей характеристикой управления является власть людей над людьми, осуществляемая в первую очередь ради этих людей, то мы тем самым:

- полностью возлагаем ответственность за все, реализуемое этой властью, на тех, кто ее осуществляет;

- заранее и всесторонне определяем допустимые границы этой власти и столь же допустимые формы ее проявления;

- обоснованно определяем основания, на которых она призвана себя проявить;

- разрабатываем совокупность критериев, по которым оцениваются власть, используемые ею методы и реальная степень ее эффективности.

Эти выводы - только одна сторона, рассматриваемая исследователем. Есть и другая: «При каких условиях достижимо обеспечение эффективности управления в мире людских отношений? Что для этого нужно сделать?»