Файл: Управление Лекции Назмутдинова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В) Учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания

Г) Процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизни

Ответы правильные: 1 (А); 2(А); 3 (А, Б, В, Г, Д, Е); 4(А); 5(А); 6(А); 7 (А, Б, В, Г); 8(А); 9(А); 10(А,Б,В); 11(А); 12(А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И); 13(А); 14(А); 15(А); 16(А).

Правильных ответов всего – 34

до 17 правильных ответов- 2 (плохо)

17- 23- правильных ответов –3 (удовлетворительно)

24-29 –правильных ответа –4 (хорошо)

30-34-правильных ответа – 5 (отлично)

70-80% -3 (удовлетворительно); 80-90% - 4 (хорошо)

90-100 % - 5 (отлично)

Балльно-рейтинговая система оценивания: по количеству правильных существенных мыслительных операций

(Существенные мыслительные операции - это те учебно-познавательные действия, которые приводят к правильному результату).

Ку = Кол-во правильных мыслительных операций

________________________

Кол-во нерешенных мыслительных операций

Социологи определяют управление как целенаправленный, планируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.

Управление - непременное внутреннее присущее свойство общества на любой ступени его развития. Это свойство всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного количественного труда людей, из необходимости общаться в процессе труда и жизни, обмениваться примерами своей материальной и духовной работы. Управление возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи.

Управление рассматривается не только как деятельность, направленная на повышение эффективности деятельности учебного заведения, но, прежде всего, как деятельность, обеспечивающая баланс интересов общества и данного учреждения, т.е. обеспечение своего рода равновесия между организационными, социально-педагогическими и социально-психологическими подходами к управлению.

Осуществляя некоторую историческую реконструкцию взглядов на управление в целом, необходимо выделить концепцию бюрократической организации М.Вебера. М.Вебер ввел одно из важнейших для теории управления понятие рабочего места, включающего в себя совокупность формальных и квалификационных требований и понятие наполнения рабочего места, т.е. личности, занимающей данное место, но имеющей при этом собственные интересы, цели, обладающей определенным уровнем способностей…


В науке термин «управление» трактуется с трех позиций. Во-первых, управление определяется как деятельность. (В.С.Лазарев, М.М.Поташник и др.).

Во-вторых, управление рассматривается как воздействие систем друг на друга, одного человека на другого или группу. (В.Г.Афанасьев, А.А.Орлов и др.).

В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов. (Т.И.Шамова, В.И.Зверева и др.).

Управление рассматривается не только как деятельность, направленная на повышение эффективности деятельности учебного заведения, но, и, прежде всего, как деятельность, обеспечивающая баланс интересов общества и данного учреждения, т. е. обеспечение своего рода равновесия между организационными, социально-педагогическим, социально – психологическими подходами к управлению.

Управлять – это не значит подавлять и навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. По достижении какой-то цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется. Цель – действие – результат – новая цель – такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса, которая применима к научному и учебно–воспитательному процессам.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившейся в процессе специализации управленческого труда.

Принципиальное отличие управленческой деятельности от других типов деятельности состоит, в том, что она принципиально не может быть жестко технологизирована и осуществляться с помощью отработанных приемов. Большое место занимает соответствующая психологическая готовность (к принятию решения, к риску и т.п.) Не случайно, что в западной литературе весьма распространена теория «Great + Men», предполагающая, что деятельность управленца определяется не качеством его профессиональной подготовки, не суммой знаний, умений и навыков, а наличием у него соответствующих личностных свойств, обеспечивающих управление ситуацией.

Проблемы управления всегда были предметом многочисленных философских, социологических, психологических и педагогических исследований. Так, известны теоретические исследования общих проблем исследования В.Г. Афанасьева, Г.Г.Габдуллина, Д.М. Гвишиани, О.А. Дейнека, А.Ю. Панасюк, Ю.А. Тихомирова и др.


Активно исследовались проблемы управления общеобразовательной школой. Известны работы Е.С. Березняка, В.И. Бондаря, Ю.В. Васильева, Г.Г.Габдуллина, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника…

Созданию системы управления образованием посвящены исследования Ю.С. Алферова, Г.Г. Габдуллина, В.И. Зверевой, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др.

Проблемы психологии управления изучали П.Я. Гальперин, Г.Г. Габдуллин, Ф. Генов, Р.Х. Шакуров, В.М. Щепель, В.М. Юксваров и др.

Отдельные проблемы управления в системе профтехобразования исследовали Б.С. Алишев, С.Я. Батышев, Г.Г.Габдуллин, А.Я. Найн, И.П. Смирнов, А.Г. Соколов, М.Г. Рогов, Р.Х. Шакуров и др.

Можно выделить несколько уровней рассмотрения управленческой деятельности.

1. Управление в контексте системного подхода, предполагающее, что главным признаком управления является целесообразное воздействие на ту или иную систему. Подобный подход описывается в работах С.Бира, И.В. Блауберга, А.М. Волкова, Ю.В. Микадзе и Г.Н. Солнцева, В.С. Раппора, Э.Г. Юдина и др.

2. Управление с точки зрения ключевой функции. При этом в качестве ключевой функции берутся достаточно различные типы деятельностей. Например, управление как процесс проектирования, запуска и реализации инноваций рассматривается в работах Б.Синто. (См.: Синто Б. Философия предпринимательства. Пер. С англ. // Бизнес и менеджер.- М : Азимут центр,1992. – С. 5 –22.). На наш взгляд, попытка рассматривать управление как процесс реализации инноваций существенно сужает сферу применения термина «управление».

3. Третья группа подходов к управленческой деятельности является наиболее распространенной и представляет собой попытки рассмотреть управленческий процесс как набор линейных, т.е. лежащих на одном уровне управленческих функций. Одну из первых попыток рассмотреть таким образом управление предпринял А.Файоль, выделивший в рамках управления такие функции, как предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль. В последствии подобный подход был осуществлен Дж. Харрингтоном, В.Ш. Рапортом, Р.Фалмером, М.Месконом, А.Дейнеко, П.М. Керженцевым, А.М. Омаровым, В.Н. Рысиной и др.

4. Четвертый подход состоит в попытках построить управленческую модель не на линейной, а на многоуровневой основе. Одна из первых попыток такого рода принадлежит Т.Парсонсу, выделившему три уровня руководства и организации:


- технический уровень, на котором реализуются ежедневные операции и действия;

- управленческий уровень, на котором осуществляется координация деятельности организаций;

- институционный (политический), где осуществляется разработка долгосрочных планов, реализуются отношения с внешней средой.

Хорошее управление – это умение заглядывать в будущее, основанное на способности к систематическому анализу проблем, внедрение перспектив, выработка стратегии развития, прогнозирование результатов, предвидение последствий.

Управлять – значит делать дело умом и руками других. А лучший способ принятия и исполнения решений – работа единой командой.

Руководить педагогическим коллективом значит управлять профессиональными отношениями между людьми. Управлять людьми означает формировать «команду единомышленников».

Формирование навыков управленческого общения начинается с работы над собой, с познания своих природных и приобретенных способностей. Управленческое общение – это средство информационно-коммуникативной психологической деятельности, процесс регуляции взаимоотношения преподавателя и учащихся посредством обмена знаниями и чувствами.

Первый закон управленческого общения: тебя поняли, но это не значит, что приняли. Второй закон: принимается позиция того человека, к которому испытывается эмоциональное положительно отношение.

Управленческое общение обусловливает принятие управленческих решений.

Типы управленческих решений:- инициативные - решения, выдвигающие новую цель и намечающиеся пути ее решения. Процесс целеполагания здесь играет основную роль, занимает большую часть времени;

- последовательные - решения, операционализирующие общую цель. Процесс целеполагания упрощен (ведется композиция), но играет при этом ведущую роль;

- промежуточные - решения, цель которых занимает, отодвигает какую-либо другую цель ввиду временной достижимости последней. Процесс целеполагания совмещается с процессом выдвижения альтернатив;

- рутинные - решения, реализующие одну и ту же цель, в условиях;

- исполнительно-распорядительные - решения, устанавливающие условия и порядок реализации принятых решений. Целеполагание как процесс отсутствует. Цель задается, а не выдвигается;


- паллиативные - решения, принимаемые с условными целями. Процесс целеполагания лишь намечает возможную линию поведения типа: если ..., то ... (Г.Г. Габдуллин).

Управление- есть, прежде всего, управление личностями и коллективом. В то же время, управленческое действие в любой сфере жизнедеятельности реализуется только тогда, если оно:

  1. Обеспечено наличием необходимого количества исполнителей, обладающих требуемым уровнем квалификации;

  2. Содержит в себе мотивирующее начало, побуждающее работников включиться в реализацию данного решения.

Таким образом, можно утверждать, что управление личностями и педагогическим коллективом – есть интегрирующее направление управленческой деятельности учебного заведения в целом.

Речь идет не об управлении «персоналом», а об управлении коллективом и личностью. Толковый словарь по управлению определяет понятие «персонал» как штатный состав работников предприятии.

Наряду с термином «управление» в литературе употребляется термин «руководство». Мы разделяем точку зрения ученых, что научное управление и научное руководство в самом общем смысле тождественны, хотя в более строгом значении понятие научного руководства уже понятия управление. Руководство - это высший, наиболее общий вид управления, его ядро, стержень.

В мировой системе образования широко известен термин «shool-counseling and guidance» - школьное руководство и консультирование.В отечественной педагогической литературе чаще встречается термин «гайденс». Российская педагогическая энциклопедия так раскрывает смысл этого понятия:«Гайденс»(англ. guidanceотguideвести, руководить, направлять), психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования США. В широком смысле«гайденс»помощь в любых затруднительных ситуациях выбора,принятия решенияили адаптации к новым условиям. В узком смысле –процесс оказания помощи личностив самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

В США с содержанием понятия «guidance» тесно связано другое –«classroom environment»; эта связь подразумевает создание определенной окружающей обстановки класса, атмосфера, среды или экологии класса. В Англии суть педагогической помощи, заботы, опекунства наиболее точно выражается в понятиях:«pastoral care»– пасторская забота;«tutoring» -опекунство;«personal and social education»- курс личностного и социального образования.