ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Что является основными элементами образования:
8. Что является основными элементами образования?
9. Что является структурой образования?
14. Что означает дифференциация образования?
15. Что означает диверсификация образования?
16. Что означает фундаментализация образования?
Методы, функции и средства управленческой деятельности
Особенности управления современным образованием
В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается словосочетанием: «school-counseling and guidance and career counseling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант – «pedagogicalsupport» (педагогическая поддержка).
Термин «care»- забота. В настоящее время находит широкое применение в образовательной практике зарубежных стран, где смысловое содержание понятия, на наш взгляд, оказывается ближе к обеспечению безопасного, надежного и организованного сообщества. Термин «care» часто употребляют и в значениях любви, чувства ответственности за кого-то(что-то),заинтересованности в чем-то, желания помочь или превосходно что-то сделать.
Разница в употреблении терминов связана в первую очередь с культурными традициями каждой страны. К примеру, «guidance»- руководство и«support» - поддержка в Голландии могут восприниматься равнозначно, в то время как в России слово «руководство» не воспринимается как помощь, поддержка, но как доминирование взрослого над ребенком, ведение последнего, подталкивание вперед. Примечательно, что«counseling» и «guidance» за рубежом употребляются традиционно вместе, в одном контексте, что, возможно, трактовать как «руководство через консультирование», то есть«мягкое»руководство, идущее от запроса ребенка, а не навязанное ему.
Культура управления – качественная определенность принципов и критериев взаимодействия, которая наилучшим образом обеспечивает целостность, идентичность его системы и в то же время открывает возможность реконструкции, изменений, дальнейшего роста и нововведений.
Элементы управления: программирование, планирование, организация, стимулирование, контроль, оценка.
Способами управления являются: комплексный подход, выбор главного, наилучшего; дифференцированный подход, экономия времени, учет условий, анализ итогов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил вычленить блоки аналитической информации, традиционно использовавшиеся в управлении учебными заведениями.
Первая группа - информация о связи деятельности по кадровому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Вторая группа- информация о связи учебного заведения, о социальных процессах, характеризующих её, о взаимодействиях учебного заведения с общественными организациями и трудовыми коллективами, о сотрудничестве с родителями.
Третья группа - включает информационные блоки, которые характеризуют образовательный процесс. Это состояние преподавания учебных дисциплин; реализация обучающей, развивающей и воспитывающей функции обучения; уровень требований, на котором работают преподаватели; содержание и организации внеурочной воспитательной работы.
Четвертая группа- информация об организованном обеспечении образовательного процесса, о выполнении плана работы, об эффективности управленческой деятельности.
Пятая группа - сведение о результатах работы учебных заведений; данные о выполнении плана развития контингента студентов, об усвоении обучающихся знаний и способов деятельности, степени их обученности, уровне обучаемости, уровне воспитанности и воспитуемости.
Контроль - управленческий труд, направленный на наблюдение и проверку соответствия получаемых результатов принятому решению.
Структура управления образованием в Российской Федерации
Само понятие «управление» означает: деятельность органов власти.
В нашей стране сложилась определенная структура управления образованием. В ней выделяются 3 уровня:
1. Муниципальный (местное управление); 2. Субъектов Федерации (региональный);
3. Федеральный (государственный).
Муниципальный уровень охватывает систему дошкольного воспитания, внешкольные и общеобразовательные учреждения всех видов и типов, начальное и среднее профессиональное образование, базирующееся на местном бюджете, а также органы управления образованием на уровне муниципалитета, округа, района, города.
К сфере управления субъектов Федерации относятся учреждения начального, среднего и частично высшего и дополнительного (повышения квалификации) образования, а также курирующие их разнообразные органы управления (департаменты, комитеты, министерства, управления).
К федеральному уровню управления следует отнести частично общеобразовательные учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательские организации и хозяйствующие объекты (предприятия по производству технических средств обучения, мебели и др.). Федеральным законом «Об образовании» предусмотрено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области образования.
В компетенцию субъектов РФ входит формирование государственных органов управления образованием и руководством ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием). Однако этот принцип согласования при назначении руководителя органа управления образованием субъектами федерации не всегда соблюдаются, что может привести к принятию неадекватных решений и негативным последствиям в развитии образования в регионе. Их можно было бы избежать при условии заключения соответствующих соглашений между Минобразования России и субъектами Федерации.
В основу разделения полномочий между уровнями управления положен принцип «вертикали». Однако эти уровни не представляют жесткой иерархической структуры, хотя выполнение образовательных стандартов во всех видах и типах образовательных учреждений является обязательным условием, независимо от подчиненности и формы собственности учреждения.
В целях сохранения образовательного потенциала страны определять потребности в рабочих и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием следует на основе прогнозов развития не только регионов, но и отраслей, т.е. на основе программно-целевого подхода с учетом интересов государства и региона.
Каковы инструменты управленческой деятельности?
Этими инструментами являются: 1) иерархия, основное средство которой – воздействие на человека сверху; 2) культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организации, группой людей ценности, социальные нормы, определяющие поведение человека; 3) рынок, т.е. равноправные отношения по горизонтали, основанные на купле – продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. В реальных социальных и экономических системах все три инструмента управления сосуществуют.
В широком смысле управленческий контроль в современных условиях целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля - компьютерная технология), элементов выхода (информация о субъектах, полученные в результате контроля - компьютерная технология «студент-выпускник») и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: штатная единица ответственности, техника контроля (т.е. информационно- вычислительная техника и технология учебно-методической и финансовой документации), процедура контроля (педагогические совещания, советы, собрания…), среда контроля (педагогический коллектив, студенческий коллектив учебных групп, студенты общежития), системы анализа (психолого-педагогическая диагностика, отчеты…) и планирования.
Сущность и цели управленческого контроля - соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями. В узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. Управленческий контроль приобретает характер основы, присутствующий на всех уровнях управления учебным заведением, и обеспечивает оптимальных ход процесса управления на всех стадиях: планирование, организация, регулирование, учет, анализ.
Существует несколько уровней рассмотрения управленческой деятельности: управление в контексте системного подхода, когда главным признаком управления является целесообразное воздействие на ту или иную систему; управление с точки зрения ключевой функции, когда в качестве ключевой функции берутся различные типы деятельностей; рассмотрение управленческого процесса как набора линейных, то есть лежащих на одном уровне управленческих функций; создание управленческой модели не на линейной, а на многоуровневой основе. (См.: Назмутдинов В.Я., Амиров Д. Ф., Ибрагимов А.Ф. Управление обучением, воспитанием и развитием личности/Под общей редакцией А.Н. Хузиахметова.-Казань:РИУ «Школа», 2004.- С. 41).
Эффективность управления во многом зависит от качества принимаемых решений. Классификация управленческих решений, которая бы учитывала, прежде всего, меру вклада субъекта в решение организационных вопросов. Согласно мнению А.И.Пригожина все управленческие решения могут быть разделены на два типа. Первый тип - четко обусловленные, стандартизированные решения, либо вторично обусловленные распоряжения вышестоящей организации. Этот тип решения практически не зависит от качества и ориентации руководителя. Второй тип – так называемые ситуативные решения, где качество руководителя не накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений.
Существует несколько уровней управления непрерывным образовательным процессом. Первый уровень теоретический - представление об образовательном процессе как системе, его движущих силах, закономерностях. Роль руководителя: знает сам, оказывает помощь преподавателям по развитию знаний об образовательном процессе. Второй- уровень проекта образовательной программы, учебного плана и т.п. Роль руководителя: руководит коллективной работой по разработке образовательной программы, учебного плана, выбором учебных программ, учебников. Третий уровень- создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планирования на год, тему, занятия. Роль руководителя: организует деятельность преподавателей по планированию образовательного процесса, стимулирует на долгосрочное планирование, составляет технологические карты и т.д. Четвертый уровень - уровень реального процесса.
Роль руководителя: изучает ход образовательного процесса, его результаты; дает анализ, принимает решения, планирует развитие образовательного процесса на уровне школы, организует деятельность участников образовательного процесса, осуществляет контроль и регулирование.
Основные признаки государственного управления
Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государство-общественному управлению образованием. Основная идея государственно- общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям , учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор широкого спектра программ, учебных заведений, типов отношений.
Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводиться единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально- экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти - Федеральным собранием РФ на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно - управленческим проектом, содержащие которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании»: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников; светский характер образования и государственных муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.