ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Что является основными элементами образования:
8. Что является основными элементами образования?
9. Что является структурой образования?
14. Что означает дифференциация образования?
15. Что означает диверсификация образования?
16. Что означает фундаментализация образования?
Методы, функции и средства управленческой деятельности
Особенности управления современным образованием
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного и должностного положения, социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержательных программ, максимального объёма учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образовании условий для самоопределения и самореализации личности.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.
Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.
Основные признаки общественного управления
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создаёт реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и продолжительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления-совета школы. Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».
Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задаётся «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях». Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебо-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях коллективов избираются учащиеся, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям: организует выполнение решений конференций; наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся; устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы…; рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения; заслуживает отчёты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов; совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создаёт условия для педагогического образования родителей.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовано не менее двух третей присутствующих членов совета.
Общественное управление вариативно и может осуществляться на всех уровнях. На уровне учебного заведения оно реализует свои функции через органы самоуправления учащихся, студентов, педагогов, родителей, советы общественности (попечительские советы) и т.п. На государственном и региональном уровнях могут по инициативе учебных заведений создаваться различные ассоциации, а также региональные советы общественности. Опыт создания таких структур широко известен в странах рыночной экономики.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.
Диверсификация (в переводе с латинского - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углублённым изучением отдельных предметов, - как государственных, так и негосударственных.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителей. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.
Управленческий контроль - составная часть учебно-воспитательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс не всегда осуществляется по заранее намеченному плану. Иногда возникают непредвиденные обстоятельства, поэтому педагогический контроль позволяет своевременно устранить появляющиеся трудности в ходе учебно-воспитательной деятельности, выявить причины несвоевременного выполнения учебных и воспитательных программ.
- Как организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в различных учебных заведениях с учетом специфики каждого?
- Как объективно оценить вклад педагогического коллектива в подготовку квалифицированных специалистов?
- Возможен ли объективный контроль за интеллектуальным развитием учащихся (студентов)?
- Как сохранить преемственность обучения в средней общеобразовательной школе, среднем специальном и высшем учебном заведении?
В решении этих и многих других вопросов большую роль призван сыграть управленческий контроль, являющийся составной частью учебно-воспитательного процесса и существенно влияющий на его результативность.
Сущность и цель управленческого контроля – соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями. В узком смысле цель контроля – информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. Управленческий контроль приобретает характер основы, присутствующий на всех уровнях управления учебным заведением, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех стадиях: планирование, организация, регулирование, учет и анализ.
Регулирование и контроль являются довольно сложной и трудновыполнимой функцией. Прежде всего, это связано с системой отношений детей, взрослых и комбинаций этих отношений: «ученик-ученик», «директор-ученик» и т.п. Множество возникающих в педагогическом процессе систем отношений, определение критериев различных сторон учебно-воспитательного процесса, систем регулирования объясняет трудоемкость регулирующей и контролирующей функций управления.
Контроль необходим на этапах управленческой деятельности. Внутришкольный контроль должен осуществляться специалистами, профессионалами, чтобы не было оснований усомниться в их объективности, непредвзятости. Контроль должен проводиться систематически.
Управленческий контроль в условиях учебно-воспитательного процесса не сковывает творческой инициативы, а определяется научно выверенными критериями. Объективными критериями учебно-воспитательной деятельности преподавателей являются позитивные изменения в профессионально важных психофизических и личностных качествах учащихся (студентов) и уровнях усвоения ими знаний по профилирующим предметам.
В педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, можно говорить об управлении школой и её отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы-общеобразоватнльной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий и функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.
Традиционное представления о внутришкольном управлении раскрывается в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системе на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления». Теория управления школой существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера строиться на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.