ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Что является основными элементами образования:
8. Что является основными элементами образования?
9. Что является структурой образования?
14. Что означает дифференциация образования?
15. Что означает диверсификация образования?
16. Что означает фундаментализация образования?
Методы, функции и средства управленческой деятельности
Особенности управления современным образованием
Особенности управления современным образованием
Традиционное представление об управлении многие годы было связано с целенаправленным воздействием субъекта на объект управления, влиянием управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда. Сегодня на смену философии «воздействия» в управлении образовательными учреждениями приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления».
Особенности управления развитием новой образовательной системы определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в общественном развитии, а именно тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимися острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски имеют как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются основные черты новой образовательной системы. Эти характеристики новой системы образования также существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.
Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной системы. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием, как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализоваться в политической практике.
Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном и международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы.
Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни. (
Поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, - должен быть принцип системности.
Системность, целостность управления образованием во многом обеспечивается развитием теоретических и методологических оснований сферы образования в современном мире. Если в эволюционные периоды развития сфер общественной жизни их методологические и общие теоретические основания обычно не подвергаются анализу и часто даже не рефлексируются, то в периоды революционных изменений, кризиса старых систем и возникновения, принципиально новых эти основания обычно обнажаются, подвергаются анализу и переосмыслению. Без развития новых оснований невозможно становление новой системы. Поэтому совершенствование теоретико-методологических основ управления образованием и построение практики на этих основах являются важным принципом управления образованием в современном мире.
В управлении образовательной системой важна, прежде всего, управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени – ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления – внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.
Основными особенностями управления современной образовательной системой, определяющими ее стратегические ориентиры, являются следующие:
1. Необходимость проведения активной политики по развитию новой образовательной системы, как на общегосударственном уровне, так и на международном, глобальном уровнях, высокий приоритет образования на всех уровнях – необходимое условие эффективного управления образованием в современном мире;
2. Важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях – межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровнях определенных образовательных учреждений – должен быть принцип системности;
3. Особенностью управления современным образованием является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также возрастание роли образовательных учреждений и обучающихся в организации и поддержании процесса образования;
4. Дальнейшее развитие принципа автономии образовательных учреждений как базисного принципа управления современной образовательной системой, позволяющего образовательным организациям самостоятельно решать такие вопросы управления образовательным процессом, как выбор образовательным процессом, как выбор образовательных методик и технологий, определение структуры и состава занятого персонала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.;
5. Развитие и реализация принципа децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями;
6. Изменение роли государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и потребителя образовательных услуг;
7. Развитие конкурентной образовательной среды, создание насыщенного рынка образовательных услуг являются важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования;
8. Важным принципом управления образованием в условиях развития рынка образовательных услуг является необходимость фиксации требований к качеству образования и развития системы контроля за выполнением этих требований.
Отмеченные особенности управления современным образованием, характерные черты новой образовательной системы приводят к значительному расширению множества образовательных услуг и продуктов вследствие увеличения разнообразия образовательных технологий, педагогических методов и приемов, институциональных форм, организационных структур и экономических механизмов предоставления образовательных услуг.
В теории управления образовательными учреждениями наметилась тенденция к разработке и применению комплексных мониторинговых исследований деятельности руководителя. Мониторинг в системе управленческой деятельности учебного заведения - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений уровня развития учащихся и состояния учебно-воспитательной деятельности. Поэтому важно знать эффективность данной системы и эффективность воспитательного процесса. Понятие«эффективный»,часто используемое в повседневной практике и теории управления весьма неопределенно. В латинском языке«effectivus»означает действенный, дающий нужные результаты.
Более системными и полными, с точки зрения оценки эффективности управленческой деятельности, на наш взгляд, являются подходы Т.И.Шамовой, Г.М.Тюля, Э.В.Литвиненко. Авторы считают, что качество управления в учебном заведении зависит от единства исследовательской (творческой) преподавательской и учебой деятельности студентов. Добыча новых фактов самим преподавателем, аналитическая их обработка и свой взгляд на профессиональные проблемы являются определенной гарантией для обновления содержания, которая зависит также от структуры и организации собственно системы управления.
Понятие «эффективность управления» учебным заведением они представляют в виде множества содержащего четыре компонента: целевую эффективность управления, ресурсную эффективность управления, социально психологическую эффективность управления и технологическую эффективность управления.
Для совершенствования управления учебным учреждением, считает З.А.Сафиуллина, существенное значение имеет организационный фактор. Под этим фактором подразумевается стандартизация образования в форме государственных стандартов, учебных планов и других нормативно распорядительных документов.
Непрерывность образовательного процесса
Система непрерывного образования - это возникающая для удовлетворения потребностей социального и научно-технического прогресса широко разветвленная «образовательная сеть», осуществляющая процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и всестороннего развития личности на протяжении всей жизни.
Непрерывность образовательного процесса, прежде всего, относится к развитию человека, к неуклонному обогащению его личности, возникновению все новых качественных изменений, свойств или как говорят психологи личностных новообразований. Смысл непрерывного образования нельзя сводить к повышению эффективного использования человеческих возможностей в процессе труда и общественного переустройства. Главное создать реальные условия для формирования и обогащения интеллектуального, эмоционально-волевого морального потенциала целостной личности для стимулирования у нее стремления к выполнению и реализации себя в интересах общества. Идеальная цель непрерывного образования - вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры.
Функционирование и развитие системы непрерывного образования будет осуществляться на основе сочетания централизованного управления и самостоятельности учебных заведений при активном участии широкой общественности творческих союзов и других организаций. Необходимо обеспечить согласованное функционирование всех звеньев и элементов системы, повышения качества и эффективности управления ею.