ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Что является основными элементами образования:
8. Что является основными элементами образования?
9. Что является структурой образования?
14. Что означает дифференциация образования?
15. Что означает диверсификация образования?
16. Что означает фундаментализация образования?
Методы, функции и средства управленческой деятельности
Особенности управления современным образованием
Современный руководитель образовательного учреждения
В настоящее время в системе образования России насчитывается около 140 тыс. государственных образовательных учреждений различных видов, типов, почти 1,5 тыс. научных организаций, инновационных центров, технопарков, в которых обучается, воспитывается и работает около 39 млн. человек.
Руководителям школ важно знать основные принципы государственной политики в сфере образования: гуманистический характер образования; приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; связь с национальными, региональными, культурными традициями; общедоступность образования в пределах государственного образовательного стандарта; светскость образовательной системы; демократический государственно-общественный характер управления образованием; свобода плюрализма в образовании; независимость государственных образовательных учреждений от идеологических установок и решений партий, общественно-политических движений.
Для достижения целей, поставленных обществом, государством и личностью, на каждой ступени образования и учебного заведения требуются координация, организация, планирование, регулирование и контроль деятельности органов управления образованием. На руководителей учебных заведений возложена весьма деликатная функция: практически согласовать, увязать в единое целое реальные противоречивые формы проявления интересов государства, педагогического коллектива, отдельных сотрудников, в том числе и свои личные, а также уметь реализовать в учебно-воспитательной деятельности идеи и находки творчески работающих преподавателей, педагогов-новаторов и ученых.
В современной жизни применяется термин «менеджмент», что означает «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией».
В условиях рыночных отношений для подготовки конкурентоспособной личности необходимы высококвалифицированные руководители органов управления системой. Наряду с профессиональными знаниями они должны обладать высокими моральными и волевыми качествами; способностью анализировать и обобщать педагогические явления; творчески подходить к работе, видеть цель и перспективы развития образовательного учреждения в условиях рыночной экономики. Руководителям необходимы глубокие знания современных методов организации и управления системы образования, экономики отрасли. Важное качество- чувство нового, умение оценить по достоинству инновации в образовательной сфере.
К этому можно добавить, что особое значение имеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность к определённому виду труда, потребность в самообразовании. Существенное значение имеют такие черты характера руководителя, как определенность, цельность, уравновешенность, твердость.
Определенность означает стабильное поведение руководителя в различных ситуациях; цельность - единство слова и дела, логичность поступков; уравновешенность - сдержанное, терпеливое отношение к людям, ровное поведение, умение контролировать себя; твердость - обязательное выполнение принятых решений, несмотря на возникающие препятствия.
Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий. Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя.
Можно выделить основные группы качеств личности руководителя современного учебного заведения:
1. Качества профессиональной и общекультурной компетентности руководителя (образованность, эрудированность, ум, знания руководства, организаторские способности и т.п.).
2. Качества общения руководителя с преподавателями (общительность, вежливость, естественность поведения, обаятельность, искренность, тактичность, уравновешенность, скромность, находчивость в общении, чувство юмора и т.п.).
3. Качества позитивного отношения руководителя к учащимся и их родителям (уважение, понимание, забота, доброта, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, справедливость, терпимость и т.п.).
4. Качества неспецифических, внешних сторон деятельности (пунктуальность, настойчивость, требовательность, строгость, исполнительность, ответственность, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность и т.п.).
Высшим уровнем профессиональной культуры руководителя является его умение быть творцом общения.
Управленческую деятельность можно рассматривать для самого руководителя как его субъекта (творца) многофакторным процессом, где существует немало путей и способов его оптимальным овладением. Все эти факторы можно подразделить на две большие группы основной деятельности: личностные и операциональные. Эти группы тесно взаимосвязаны, зависят друг от друга. Личностные - то, что соотносится с самим человеком как личностью; операциональные - все то, что характеризует сам процесс общения: каким образом, с помощью каких приемов, средств достигается контакт с людьми.
Если руководитель знаком с технологией управленческого общения, то ему не требуется искать какую-то каждый раз новую манеру взаимоотношений, а значит, отпадает необходимость в ежеминутном контроле своего поведения.
Не безынтересно знать так называемые приемы формирования "аттракции" - умения производить выгодное впечатление на людей:
"имя собственное",
"комплимент",
"личностная информированность".
Значение имени собственного для человека самая приятная мелодия (Д. Карнеги). Имя и личность неразделимы. Обратиться по имени - проявить внимание и уважение к личности.
Правила комплимента:
"один смысл", "без гипербол", "без банальностей", "без претензий", "без дидактики", "без приправ".
Комплимент говорите Вы, но любить начинают Вас. Самый эффективный комплимент на фоне антикомплимента себе.
Неприятное совещание можно начать с комплимента, тогда Ваши сотрудники будут не бороться с Вами, и оправдываться, а вместе искать решения. С комплимента можно начать выговор, тогда он будет более эффективным.
Взаимная личностная информированность - надежный путь оптимального решения.
В управленческом общении важно не только говорить, но и умение слушать.
Природа дала человеку два уха, но один язык, но один язык, тонко намекнув, что больше слушать, чем говорить. Люди, не слушающие своего собеседника, получают меньше информации для принятия взаимных решений.
Стиль руководства - есть целостная, интегральная характеристика всей совокупности "стратегических" профессионально значимых особенностей поведения руководителя. Психологическими факторами формирования стиля деятельности руководителей оказываются самые различные характеристики личности. Наиболее существенной из них может являться степень авторитарности - демократичности педагогических установок руководителя.
Культура педагогической деятельности руководителя школы складывается на основе многих усилий. Первейшее условие: руководитель соотносит содержание, способ, ритм, характер общения с различными психофизиологическими и социальными особенностями восприятия и реагирования всех, вступающих с ним во взаимоотношения преподавателей, учащихся и их родителей. Он строит свое общение, исходя из особенностей всех своих партнеров.
В настоящее время при рассмотрении кандидатур для замещения руководящих должностей в системе образования и приеме на работу используются следующие методы подбора кадров:
- изучение анкетных данных, автобиографии, характеристик, результатов тестирования и аттестации работника и др.;
- беседа по специально составленному плану или вопроснику с целью выявления стремлений, потребностей, мотивов поведения; наблюдение, изучение поведения работника в различных ситуациях;
- обобщение характеристик, которые даны конкретному работнику различными людьми.
Важную роль в повышении профессиональной подготовленности и совершенствовании деловых качеств руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием играет профессиональное образование в области управления.
В некоторых университетах организована система подготовки кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление». Так, успешно реализуются 2-х годичные образовательные программы по управлению общеобразовательными учреждениями в Московском, Барнаульском, Российском (Санкт-Петербург) государственных педуниверситетах.
В институтах повышения квалификации и усовершенствования учителей разрабатываются и обновляются учебные планы и программы для управленческих кадров. Популярны и такие формы, как разработка программ развития образовательных учреждений, участие в международных проектах, связанных с проблемами управленческой деятельности.
Группой специалистов и работников Минобразования Российской Федерации, вузов и РАО РФ разработан проект государственных требований к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 06.12.00 «Менеджмент в социальной сфере» с квалификацией «Менеджер образования». Его цель - установить единые федеральные требования к содержанию и уровню подготовки специалистов в области управления образованием, обеспечить преемственность подготовки и повышение их квалификации.
Обучение менеджеров образования успешно проводится в Волгоградском, Вятском, Дагестанском, Курском, Новосибирском, Ульяновском, Мордовском госпединститутах и других региональных центрах развития образования.
Методы убеждения при дискуссионно-диалоговом общении
Руководитель должен в совершенстве владеть стратегией и тактикой убеждения. Убеждения или аргументация представляет основную стадию диалогического общения, в которой происходит противоборство мнений, проявляются личностные качества партнеров, взаимно оцениваются сильные и слабые стороны собеседников.
Помимо этой стадии в диалогическом общении различают стадии: начало - передачу информации - аргументацию - нейтрализацию возражений - принятие решений и финал.
Целями стадии аргументации являются: изменить уже сформированное у противоположной стороны мнение или закрепить его; критически проверить положения и факты, изложенные собеседников; смягчить противоречия, наметившиеся до диалога.
Диалог в стадии аргументации может реализоваться в двух конструкциях: в доказательной, когда требуется нечто обосновать и в контраргументации, когда опровергаются тезисы противоположной стороны.
Руководитель должен знать и использовать в дискуссии методы убеждения, отмеченные многими психологами:
1. "Фундаментальный" - заключается в обосновании доводов неоспоримыми фактами и сведениями. В этом смысле проводимый цифровой материал, факты, точные даты являются вескими аргументами;
2. Извлечения выводов" - построен на логической обоснованности доказательств. Шаг за шагом строится цепь рассуждений, приводящих к требуемому результату. Можно использовать только при безупречном логическом мышлении;
3. "Сравнения" - дает возможность перехватить инициативу в диалоге и перейти в наступление;
4. "Да - но" - спокойно согласившись с доводами выступающего, можно перейти контрнаступление. Непременным условием успеха является отличная осведомленность оппонента в вопросе;
5. "Кусков" - состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные его части: полностью достоверные факты, спорные положения и ошибочные взгляды. При этом целесообразно не касаться сильных аргументов, а ориентироваться на слабые стороны речи и попытаться опровергнуть именно их;
6. "Игнорирования" - когда собеседник приводит неопровержимые доказательства и факты, согласиться с которыми тактически не выгодно, тогда ценность их можно проигнорировать, встав в оборонительную позицию дипломатического молчания;
7. "Потенцирования" - в контрнаступлении смещаются акценты, сделанные ранее выступавшим собеседником. В соответствии со своими интересами оппонент выдвигает на первый план то, что его устраивает, как бы не замечая всего остального. Смещение акцентов в диалоге сродни постановке запятых в письме, от которых диаметрально противоположно меняется смысл изречения. (Напр.: "Казнить нельзя помиловать");