ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Что является основными элементами образования:
8. Что является основными элементами образования?
9. Что является структурой образования?
14. Что означает дифференциация образования?
15. Что означает диверсификация образования?
16. Что означает фундаментализация образования?
Методы, функции и средства управленческой деятельности
Особенности управления современным образованием
Сервисно-маркетинговая философия управления в школе
Сегодня единообразие типов учебных заведений нарушено, на базе школ создаются: гимназии, лицеи, комплексы, центры. Не преследуя цели дать точное определение, отметим, что «гимназия» - это заведение, дающее повышенный уровень образования, широкое гуманитарное образование и ориентирующее своих выпускников (11 класс) на продолжение учебы в Университетах. Имя «колледж» - чаще всего присваивают образовательному заведению, дающему, помимо среднего образования, те или иную профессию. С названием «лицей» в последнее время происходит значительная путаница. Вне всяких сомнений - это тип среднего учебного заведения; однако лицеями называют и элитарные школы и бывшие профессионально-технические училища. слова «центр» и «комплекс» в названии образовательного заведения обычно указывают на наличие того или иного объединения (школа + детский сад, школа + учреждение дополнительного образования и т.д.). Еще одно имя в палитре многоцветия – «авторская школа». Авторскими в системе образования называют школы, работающие преимущественно по авторским образовательным программам, созданным в школе или по заказу школы.
Деятельность по управлению учебно-воспитательной деятельностью в школе значительно отличается от работы руководителей учреждений или промышленных предприятий. Она приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и конечный результат - развитие личности школьника.
В практике работы школы имеют место различные виды управления: социальное, правовое, экономическое, административное и др. Все они связаны между собой, проникают друг в друга, и их порой трудно дифференцировать. Однако главное, что определяет их назначение в школе,— это то, что все они должны быть направлены на осуществление ее ведущей общественной функции, на решение ею задач воспитания и образования. Вероятно, поэтому школоведение — сложившаяся область знаний — рассматривает управление школой как интегративный процесс.
Другая особенность школы как объекта управления заключается в том, что все виды управления, осуществляемые в школе, не являются рядоположенными. Согласно основной социальной задаче школы доминировать в ее работе должно воспитание и обучение. Отсюда следует, что среди других видов управления в школе должно доминировать управление воспитанием и обучением, создание условий для развития личности школьника.
Главной структурой в школе является управленческая структура (планирование - организация- руководство - контроль) и управленческие связи. Вспомним суть понятия управления - это деятельность субъектов, обеспечивающее целенаправленность (то есть ясность того образа, который хотят создать, того результата, который хотят достичь к определенному сроку) и … организованность, то есть интегративность усилий и действий людей. Именно эти два фактора, прежде всего, и являются системообразующими, объединяющими. В основе управленческой деятельности лежит вышеназванная структура. Если идея актуальна, реалистична и направлена в будущее, то она тут же становится частью самого управления и вне его уже не существует. (См.: Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами:Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой-М.:Издательский центр «Академия», 2002.-С.129)
Сервисное понимание управления школой нацеливает управленцев не на командование школой и не на простую трансляцию решений, принимаемых «наверху»,а на обслуживание школы в интересах ее успешного функционирования и развития, на создание наиболее благоприятных условий для эффективной, высокомотивированной совместной деятельности всех членов общешкольного коллектива. Организуя разработку планов и программ, в частности - программ развития школы, подготовку и принятие важных решений, совершенствуя структуру школы, мотивацию деятельности педагогов, осуществляя своевременный и не нарушающий прав и свобод учителей контроль, система внутришкольного управления оказывает управляемым объектам необходимые и весьма ценные управленческие услуги. Есть школы, отдельные классы в которых спрофилированы. Эти школы отличаются тем, что учащимся в них дается допрофессиональная подготовка по какой-либо специальности, например, по медицине, экономике и бизнесу, юриспруденции, военному делу, сельскому хозяйству и т.п.В настоящее время вырисовываются три направления совершенствования школьного управления:
1) совершенствование посредством коренного изменения системы управления школой;
2) совершенствование путем радикальных изменений в пределах существующей системы управления;
3) совершенствование внутришкольных механизмов управления. (См.: Назмутдинов В.Я. Управление обучением, воспитанием и развитием личности / В.Я. Назмутдинов, Д.Ф. Амиров, А.Ф. Ибрагимов / Под общей редакцией А.Н. Хузиахметова.-Казань: РИУ «Школа», 2004.- С.9).
Школа закладывает тот базовый интеллектуальный потенциал, который позволит ее воспитанникам непрерывно адаптироваться к новым социально-экономическим и социокультурным условиям жизни. Особенно это актуально в современных условиях рыночной экономики. И от того, в какой мере будут соблюдены этногенетические, этнокультурные, этносоциальные традиции, как они будут закреплены на всех последующих “этажах” системы непрерывного образования, зависит воспитание граждан нового поколения, способных не только нести ответственность за реформы, но и быть их активными лидерами, проводниками, исполнителями.
Социальная психология и педагогика всегда уделяли особое внимание проблемам управления учебно-воспитательным процессам. Эти проблемы особенно обострились в последнее десятилетие, когда многообразие форм собственности создало благоприятную среду, позволяющую учебным заведениям наиболее полно реализовать свои образовательные и воспитательные возможности в системе многоуровневого, непрерывного образования.
В современных, условиях руководители: всех типов учебных заведений, главной проблемой которых стало взаимоотношение с рынком труда, работают над совершенствованием не только образовательного процесса, но и решают проблемы адаптации своих преподавателей и учащихся (студентов) к новым условиям рыночной экономики. Выполнение учебными заведениями этих усложненных функций невозможно без психологических и педагогических исследований, технологий управления и обучения педагогической деятельностью.
Совершенствоватьуправлениеучебно-воспитательным процессом вузаобеспечивают и функциипрофессиографического мониторинга.
Под мониторингом понимают активный систематический контроль путём наблюдений, отслеживания, измерения и оценки. Рассмотрим эти функции.
1. Информационно-оценочная дает возможность выяснить результативность педагогического процесса, обеспечить обратную связь. На этой основе происходит участие в управлении педагогическим процессом, анализируется эффективность воспитания и обучения.
2. Поисково-исследовательская предполагает участие в мониторинге различных субъектов образовательного процесса (преподаватели, управленческий аппарат). Она способствует повышению профессиональной культуры, побуждает к более глубокому изучению подготовки студентов, анализу своего педагогического труда.
3. Формирующая функция: внедрение профессиографического мониторинга в работу высших учебных заведений позволит более эффективно осуществлять процесс формирования личности будущего педагога, знать его сильные и слабые стороны. Опираясь на результаты мониторинговой оценки, преподаватели и декан факультета смогут подобрать методы и приемы индивидуального воздействия на каждого студента.
4. Коррекционная – тесно связана с предыдущей функцией, предполагается фиксация непрогнозируемых, неожиданных результатов образовательной работы. Коррекционная функция поможет устранить возникшие негативные позиции в профессиональном становлении специалиста.
5. Системообразующая. Требования научности любого вида мониторинга предусматривают его организацию и проведение на основе системы подхода.
6. Прогностическая. Мониторинг способствует прогнозированию дальнейших тенденций развития образовательного процесса и внесения соответствующих корректив. Это создает предпосылки к совершенствованию процесса образования.
Профессиографический мониторинг в вузе включает следующие этапы: исходно-диагностический; адаптационный; стабилизирующий; перспективно-развивающий; экспертный. Все они структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл.
Исходно-диагностический этап осуществляется в общеобразовательной школе, подготовительных курсах вуза.
Адаптационный реализуется в образовательном процессе вуза. В него входят: формирование устойчивой установки на приобретение профессиональных знаний и умений через знакомство с требованиями ГОСТа по специальности; работа кураторов и деканата по созданию педагогических условий для успешной адаптации студентов к образовательному процессу факультета; распределение индивидуальных обязанностей студентов в каждой учебной группе по направлениям учебной и общественно полезной деятельности; определение исходного индивидуального и группового рейтинга студентов.
В стабилизирующий этап входят: стабилизация проявлений профессиональной мотивации в учебной деятельности и при прохождении педагогической практики; предварительная дифференциация профессиональных интересов студентов; устранение возможных причин, тормозящих развитие объекта мониторинга; определение индивидуального и группового рейтинга студентов.
Перспективно-развивающий этап: прогнозирование дальнейших тенденций развития обследуемого объекта; формирование устойчивой системы профессиональных знаний и умений; определение индивидуального и группового рейтинга студентов.
На экспертном этапе определяются уровни: устойчивости профессиональной направленности интересов студентов; профессионально-педагогической готовности специалиста по деятельностному и личностному компонентам. Анализируются динамика индивидуального и группового рейтинга в течение всего периода обучения в вузе и результаты ГАК, определяется соответствие избранных целей и задач мониторинга его результатам (См.: Силина С. Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах, Педагогика № 7, 2001.- С. 47-53).
Изучение условий повышения эффективности управления подготовкой студентов в высшем педагогическом учебном заведении можно рассматривать в следующих аспектах:
Первый аспект. Изучение субъекта управления - управленческих работников (руководство вуза) и тех, кто осуществляет процесс обучения (профессорско- преподавательский состав). Содержанием этого аспекта является изучение личности руководителей, стиля их управления, коллегиальности в управлении, а также вопросов ответственности, авторитета, престижа, компетентности и правомочий руководителей и преподавателей.
Второй аспект. Изучение предмета управления - сущности, структуры, закономерностей, движущих сил и
условий управления.
Третий аспект. Изучение объекта управления — деятельности студенческого коллектива. В это направление входит изучение социальных позиций студентов, их ценностных ориентаций в сфере познания и педагогической практики, общественной активности, уровня подготовки и усвоения материала, бюджета времени, социально-психологического климата в группах.
Четвертый аспект. Изучение отношений между субъектом и объектом управления, которые реализуются, главным образом, в процессе педагогического взаимодействия преподавателя и студенческой группы.
Пятый аспект. Изучение психолого-педагогического (профессионально-педагогическая подготовка) и специального циклов; разработка и внедрение сквозных учебных программ, информатизация обучения, совершенствование педагогической практики; составление научно-обоснованного расписания; применение технических средств обучения. (См.: Орлов А.Н. Управление воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении / А.Н. Орлов.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.- С.17).