ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 461

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материалист в понимании природы, относительно общества Фейербах выступает как идеалист: по его мнению, изменения в истории развития общества связаны с процессами, происходящими в религиозном сознании: христианство изменило мораль и отношение к человеку; нравственное перерождение человека обусловило последовавшее общественное развитие.

Формирование философских воззрений К.Маркса. Тридцатые годы девятнадцатого века – время становления, а в ряде стран расцвета капитализма. Мыслителем, описавшим процесс зарождения новых отношений в экономике и попытавшимся дать прогнозы будущего этих отношений для человеческого сообщества был Карл Маркс. При помощи своего старшего товарища и друга Фридриха Энгельса ему удалось опубликовать свои труды, имевшие значительное влияние на многие поколения людей. После революции 1917 г. учение Маркса в России стало государственной идеологией и основанием тоталитарного режима, просуществовавшего семьдесят три года. Учение Маркса было доработано Г.В.Плехановым, Л.Троцким, Н.Бухариным и В.Лениным для периода империализма и его применения в России, где условия отличались от ситуации, описанной немецкими мыслителями. Параллельно возникли и существуют также другие, «национальные» (югославский, китайский), или региональные (латиноамериканский) варианты марксизма. У марксизма есть последователи в философских течениях двадцатого века и современности; есть учения, построенные как критика марксизма; с другой стороны, ряд мыслителей не считают возможным причислять Маркса к философам, считая его гениальным экономистом. Но, видимо, он был не просто экономистом, если его учение овладело умами миллионов людей на всей планете и до сих пор продолжает играть в общественной жизни важную роль. СССР был оплотом коммунистической идеи, жѐстко насаждая идеологию марксизма внутри страны и распространяя по миру (через деятельность Коминтерна, обучение иностранных студентов в СССР, оказание материальной помощи развивающимся странам взамен на идеологические уступки и т.п.) По результатам Второй мировой войны новый раздел мира на сферы влияния означал для значительной части Восточной 38

Европы, которая была освобождена от фашизма Советской армией, автоматическое и безальтернативное присоединение к идеологии марксизма-ленинизма.

Основной труд Маркса – «Капитал», первый том которого вышел в 1867 г., содержит подробный, во многом гениальный анализ капиталистического производства. В трудах, написанных вместе с Энгельсом («Роль труда в превращении обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.) рассмотрены и философские вопросы. В современной литературе высказывается мнение, что есть значительное расхождение между реальным содержанием философии марксизма и самооценкой марксистов. Следует признать, что марксизм это не только «научная идеология рабочего класса»; в ней есть такие части как научный коммунизм; диалектико-материалистическая философия; пролетарская политическая экономия.


Диалектика Маркса строилась на основе диалектики Гегеля. Маркс подверг критике Л.Фейербаха, не заметившего рациональное зерно в философии Гегеля, и превратил идеалистическую диалектику Гегеля в материалистическую. Диалектика становится в марксизме наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; законах развития общественного производства. Позже она включает и законы социалистической революции, построения социализма и коммунизма и становится частью «науки об освободительной борьбе пролетариата» и о всеобщих связях исторических процессов.

Явно ошибочной была убеждѐнность последователей Маркса о том, что это учение может объяснить всѐ и быть основоположением во всех сферах. В своѐ время Энгельс предупреждал об опасности вульгаризации учения Маркса, тем не менее, это оказалось исторически неизбежным.

Историческими предпосылками возникновения марксизма, по В.И.Ленину, были рост численности рабочего класса, учения социалистов-утопистов и диалектика Гегеля.

Маркс показал, что в основе общественного развития и общественных отношений находится материальное производство. Человечество в своѐм развитии проходит несколько этапов, характеризующихся определѐнным состоянием производства и соответствующими этому производству общественными отношениями. У последователей Маркса речь идѐт о первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической формациях (можно сравнить с «фазисами» О.Конта). Формации различаются уровнем развития производительных сил и доминирующими классовыми отношениями (акцентируются отношения двух противостоящих классов на каждой стадии развития общества: рабов и рабовладельцев, крестьян и землевладельцев, наѐмных рабочих и предпринимателей). Само «продвижение» человечества по социально-экономическим ступеням носит прогрессивный и поступательный характер. Это, по Марксу, путь развития каждого сообщества; Ленин ввѐл уточнение, что возможны «перескакивания» через «формации», если это обусловлено исторически. В частности, таким образом Ленин обошел рассуждения Маркса о том, что социалистическая революция возможна на высоком уровне развития капиталистического производства, при значительном росте политического самосознания рабочих и их количества, обобществлении капиталов и производства. Причѐм, по Марксу, социализму (первой фазе капитализма) свойственны национализация монополизированного капитала и решение социальных проблем общества. На этой стадии происходит осуществление принципа «от каждого – по способностям, каждому по труду». На основании данных положений, сегодня авторы некоторых статей по недавней истории России пишут, что социализм в СССР пытались строить до тридцатых годов, затем развитие происходило не по марксистскому, а тоталитарному сценарию. В этом отношении, к марксизму были ближе страны развитой Европы и Америка, которые осуществляли социальные программы, боролись с нищетой, не меняя принципов капитализма.


Формационный взгляд на развитие истории подвергается серьѐзной критике по нескольким параметрам: как антигуманный подход, схематичный, не отвечающий «эпистемологически значимому критерию гомогенности», за эсхатологичность, спрямление и сглаживание истории, узость содержания самой конструкции (допускающий структурные разрывы смыслов социально-исторических процессов, учитывающий каждый раз только пары антагонистических классов). При этом невозможно отрицать значение марксизма в истории развития общественной жизни и его роль как методологии социального познания.

Современные исследователи марксизма пишут о «религиозно-догматическом» характере этого учения, агрессивности (пролетариату «нечего терять, кроме своих цепей», пусть «тираны мира», «господствующие классы» «содрогнутся», или «трепещут»,) и претензиях на то, чтобы стать неким 39

вариантом «прозрения». Так, в «Манифесте коммунистической партии» (1848 г.), было записано: «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма».

Интересно, что сам марксизм содержит основания для собственной критики, утверждая например, что все социальные теории есть выражение идеологии, или, что идеология есть сознание, деформированное классовыми интересами, и при этом заявляя о себе как идеологии пролетариата, или утверждая тезис о научном характере марксизма. Т.е., одна из особенностей идеологии марксизма – противоречивость положений: провозглашение полного разрыва с прошлым: «предшествующие марксизму учения объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить»; и заявление о том, что «коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память теми знаниями, которые накопило человечество».

Многих сторонников марксизма привлекают идеи равенства и братства, несмотря на то, что они были дискредитированы концлагерями и другими формами насилия над личностью. Как правило, распространение идеологии происходит в экономически и социально неблагополучных странах с низким уровнем жизни, где бедные составляют до 80% населения.

Свою роль в распространении марксизма сыграл и утопизм данного учения, так как человек всегда стремится к лучшему будущему, а «идея светлого будущего» остаѐтся актуальной, пока не решены проблемы человека в обществе.

Вопросы:

1. Каковы особенности развития Германии в восемнадцатом-девятнадцатом веках, как можно охарактеризовать немецкую классическую философию в целом?

2. Каковы основные черты философских учений этого времени (теория познания и этические воззрения И.Канта; натурфилософия Фихте; трансцендентальная философия Шеллинга; диалектика Гегеля; антропологический материализм и критика религии Л.Фейербаха; социально-экономическое учение Маркса)?



Тема 6. Западная философия двадцатого века

Основные направления западной философии двадцатого века и еѐ особенности. Современная философская мысль предстаѐт как мозаика идей, в качестве оснований которой могут быть: идеализм, иррационализм, субъективизм, рационализм, научность, мистицизм и т.д. Причина «мозаичности» (одновременно и как характеристики сознания современного человека) коренится в духовной ситуации, не только в гносеологической или социальной сфере; в качестве определяющих здесь называются: ускоренное развитие науки, непрерывный поиск научной картины мира; предкризисные и кризисные явления, охватившие разные стороны жизни общества, всѐ возрастающие угрозы и риски. Отсюда понятно, что практически вся философская мысль, начиная с С.Кьеркегора и Ф.Ницше, наряду с вечными вопросами бытия обращается к изучению вопросов существования человека и общества, развивая философскую антропологию.

Другой важной особенностью современного состояния философии, логически связанной со сказанным выше, является то, что сейчас понятие школы является чистой архаикой, так как «ветви современного философского дерева все в большей мере переплетаются». Поэтому при попытке отнести труды того или иного мыслителя к определѐнной школе неизбежно возникают проблемы. В целом, нужно сказать, что философские системы в классическом смысле сегодня отсутствуют. Как правило, философы высказываются по интересующим их проблемам, а потом исследователи их наследия интерпретируют и «выстраивают» на основе текстов того или иного философа его взгляды в их соотнесѐнности с традиционными разделами философии, такими как онтология, гносеология, или отдельными философскими категориями и понятиями, такими как, например, «истина», «реальность», «научность», «метод» и т.п., т.е. характеристика учения зависит от «критики». Ниже приведена встречающаяся в учебной литературе классификация, где многообразные учения, сформировавшиеся к двадцатому веку объединены в пять философских направлений, но, как показывает содержание большинства учений, здесь, как было сказано, «границы размыты», или их не может быть. Некоторые философские учения, в первую очередь, герменевтика и феноменология, стали философскими методами и применяются мыслителями разных направлений; проблемы языка становятся объектом изучения и в сциентистских подходах, и в экзистенциализме, и в самом созерцательно-истолковывающем подходе. Примеры можно продолжать, поэтому, я полагаю, данная классификация может быть принята с известными оговорками: 40