ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 473
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Идеи западников и славянофилов, их отношение к Европе и путям развития страны продолжают развиваются в России и в двадцатом столетии: и в добольшевистской России, и в СССР, и в послеперестроечной, и в современной России, т.е. эти две идеологии исконно выражают варианты философско-политического решения вопросов российской ментальности.
В девятнадцатом веке в России представлена и философия марксизма. Первым теоретиком марксизма считается видный деятель русского и международного рабочего движения, в 1903 году перешедший на позиции меньшевиков, Григорий Валентинович Плеханов (1856-1918, («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в истории», «История русской общественной мысли»), будучи пропагандистом и продолжателем идей Маркса, всеобщей причиной общественного движения мыслитель считал развитие производительных сил, творцом истории – народные массы. В работе «История русской общественной мысли» им представлено диалектико-материалистическое объяснение общественного сознания в России и дана высокая оценка достижениям революционеров-демократов в философии. В работах Г.В.Плеханова отразились материалистическое понимание истории, понимание исторической необходимости и свободы, теории классовой борьбы, 55
взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания. Философ был противником идеализма, критиковал неокантианцев и определял материализм как «алгебру революции».
Взгляды Плеханова частично разделял основатель большевизма Владимир Ильич Ленин (1870-1924), на которого, как было уже сказано, оказали влияние также идеи Н.Г.Чернышевского. Ленин разрабатывал идеи социального развития в связи с практикой революционной деятельности: империализм как внутриформационную ступень капитализма, диалектику революции и эволюции в развитии общества, роль объективных условий и субъективных факторов в истории, политической системы и роли классов, теорию государства, демократии, диктатуры пролетариата. Кроме социальных вопросов, Ленин много внимания уделял критике идеализма; в его работах рассматривались также философские проблемы диалектики природы, сущности материи, теории познания. В работе «Материализм и эмпириокритицизм», как было уже сказано, были успешно исследованы причины кризиса в естествознании и в позитивизме начала двадцатого столетия. Ленину принадлежит классическое определение материи в связи с основным вопросом философии; им разрабатывались: вопрос об объективной истине, практике как источнике, цели и критерии истины; в качестве высочайшего достижения человеческой мысли оценивалась диалектика, среди законов которой особое значение придавалось закону единства и борьбы противоположностей, понимаемому в качестве «ядра диалектики».
Плеханов считал, что строительство социализма, по Марксу, предполагает высокий уровень социально-экономического развития, что в промышленно отсталой и крестьянской стране, какой была Россия, социалистический проект обречѐн на неудачу. Ленин разработал теорию социалистической революции в отсталой стране – «самом слабом звене империализма», к которому вскоре после революции в России должны были присоединиться трудящиеся других стран («Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем!»). В этом заключалось основное отличие в подходах Ленина и Плеханова к теории Маркса.
Русская религиозная философия девятнадцатого века. В русской религиозной философии, которую нельзя считать только религиозной, выражены как консервативные, так и либеральные политические идеи. Представителями русской религиозной философии девятнадцатого века являются великие писатели Ф.М.Достоевский (1821-1881) и Л.Н.Толстой (1828-1910), оставившие большое литературное и философское наследие.
Особую роль в философии Фѐдора Михайловича Достоевского, «почвенника», автора национальной идеи, играет философский взгляд на человека и его место в жизни, в котором утверждается необходимость следования путѐм, указанным Богом. Известно, что какое-то время Достоевский увлекался идеями славянофилов, затем марксистов. За участие в деятельности кружка петрашевцев в 1849 году он был осуждѐн на десять лет каторжных работ (что немаловажно, на каторжные работы была в последний момент заменена смертная казнь), отказался во время отбывания наказания от революционных идей и стал православным философом. Достоевский считал, что существует изначальная ответственность человека за свои поступки. Не отрицая необходимости общественных изменений, он видел в качестве основания таковых принципы нравственности и православия: непрерывное покаяние, совершенствование своей духовности, нравственная жизнь, соборность. Другой принцип Достоевского выражен в убеждении, согласно которому никакая цель не оправдывает зло («никакое вселенское счастье не оправдывает пролитой слезинки ребѐнка»).
Лев Николаевич Толстой является автором философской доктрины толстовства («Исповедь», «В чѐм моя вера»), в которой призвал отказаться от насилия. Если брать содержание доктрины, она соотносима с идеями, существующими в конфуцианстве, буддизме и даосизме. Мыслитель в поиске правды и смысла жизни пришѐл к выводам, что следует преобразовать религию (сделать еѐ доступной простым людям) и что смысл человеческой жизни состоит в самосовершенствовании человека. Идеи преобразования религии привели к отрицанию церкви и богословия. Толстой создавал «культурные скиты», в которых пытался организовать жизнь согласно своей доктрине «непротивления злу насилием», в своѐм панморализме, поиске абсолютно моральной истины. Самым достойным приложением сил для человека Толстой считал труд на благо ближних, в качестве образца такой жизни ему виделся труд крестьянина от зари до зари при простой и скудной еде, отсутствии праздности.
Одна из основополагающих идей русской философии – идея о «Богочеловечестве», как высшем выражении единства божественного, идеального и материального. В.С.Соловьѐв считал, что эта идея 56
нашла своѐ осуществление в Иисусе Христе и может продолжаться в образе совершенствующего себя и нравственно обновляющегося человека.
Другая важная идея русской философии – идея «Всеединства». Мир как всеединство, существующую реальность, первоначало выражает Царство Божие как идеал всего. Суть учения о всеединстве выражает утверждение, что каждая из множества существующих в мире вещей есть частичное выражение, или проявление, мира в целом. Все элементы мира способны возникать и существовать только в системе целого. Вершину системы образует единое творческое начало.
Владимир Сергеевич Соловьѐв (1853-1900; «Критика отвлечѐнных начал», «Чтения о Богочеловечестве») – выдающийся русский философ, выразитель религиозных и либеральных идей; один из авторов русской идеи (философ впервые упомянул еѐ в своѐм выступлении в Париже в 1882). Согласно воззрениям данного мыслителя, пришествие Христа означает начало новой духовности, а в качестве социального идеала у него выступает Вселенская православная церковь. Всеединство («всѐ едино в Боге») Соловьѐв понимает в двух смыслах: а) единство трѐх видов знания (научного/философского, эмпирического/научного и мистического/созерцательно-религиозного) и б) единство христианства (слияние католицизма, протестантизма и православия) на основе православия, в качестве единства государства, общества и церкви. Третья важная религиозная идея Соловьѐва – идея Богочеловечества. По Соловьеву, природа состоит из трѐх начал: природного (энергия растений и животных); человеческого (энергия разума); божественного (гармония духа) и только Богочеловек может наполнить эволюцию природы нравственным духом и осуществить Всеединство, посредством Любви. Идея Богочеловечества есть высшее выражение единства материи, идеи и духа. Конечная цель жизни человека и истории человечества состоит, по Соловьѐву, в Боготворчестве, осуществляемом каждым человеком в его постоянной внутренней работе по самосовершенствованию. Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого нравственно преобразованным человечеством.
Как главное основание нравственности в работе «Оправдание добра» Соловьѐв утверждает неразрывную связь поколений. Связь поколений – это деятельность, в которой осуществляется идея философа об «общем деле», воскрешении умерших и приготовлении к Царству Божьему. Идея воскрешения актуализирует проблему ответственности людей и становится основой нравственного прогресса (одновременно она может рассматриваться как основание педагогики, воспитания и поведения человека).
В работах Соловьѐва содержится анализ ряда проблем истории философии, в частности, критика системы Гегеля и богословия (за абстрактность и несвязанность с жизненными проблемами человека) и критика идей Л.Н.Толстого (в работе «Три разговора», 1899 мыслитель высказывает утверждение, что временное торжество зла неизбежно, и человеку следует мужественно противостоять «личине антихриста»). Критический характер философской мысли Соловьѐв считает не подвергаемым сомнению: теоретическая философия направлена на обладание истиной ради самой истины, поэтому главная задача философского мышления состоит в поиске достоверной истины.
Важную для русской философии тему свободы личности разрабатывал Николай Александрович Бердяев (1874-1948, «О назначении человека», «Философия неравенства», «Опыт эсхатологической метафизики», «Самосознание», «Судьбы России»). По Бердяеву («Философия свободы»), свобода изначально существует в ничто, Бог не властен над ней и не несѐт ответственности за выбор человека в пользу добра или зла. Есть также рациональная свобода, посредством которой человек подчинѐн моральному закону, и высшее проявление свободы – свобода, выражающая себя как любовь, и предстающая как жертва, или искупление, индивидуальное или коллективное спасение. Рассматривая философию как науку о духе и существовании человека (философ считал, что мир нельзя улучшить, что счастья нет), он заявляет о себе как мыслителе экзистенциального направления.
Н.Бердяев уделял много внимания и своему прочтению «русской идеи» – будущему объединению народов и государств вокруг русского государства, при условии преодоления национализма (мыслитель рассматривает русский национализм на примере отношений России к Польше и Финляндии). Также в его трудах исследуются особенности русской ментальности (русский человек, по Бердяеву, человек крайностей, раскол души его связан с двоеверием внутри церкви и культуры; характер его определяется ландшафтом: человек растворяется в его бесконечности).
Философия русского космизма. Философия русского космизма носит уникальный характер, в ней соединены философские, эстетические, научные и религиозные представления человека, переплетены реальность и фантастика, мечты о будущем и настоящее. В философии космизма человек, благодаря 57
своему сознанию оказывается включѐнным в космическое бытие, он вбирает в себя энергии космоса и природы. Часто в учебной литературе можно встретить утверждение, что для философского космизма характерна попытка показать тождественность человека как микрокосма Вселенной как макрокосму.
В философии русского космизма существует два направления: естественно-научное (К.Э.Циолковский, Н.Г.Холодный, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский) и религиозно-философское (Н.Ф.Фѐдоров).
Выдающимся космистом конца XIX – начала XX века является Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935, «На Луне», «Вне Земли», «Исследование мировых пространств космическими приборами» и др.), учение которого представляет собой сплав буддистских идей, теософии и идей научной эволюции. В своих работах мыслитель рассматривал вопросы регулирования человеком природных стихий, использование энергии космоса, солнечной энергии, усовершенствование форм жизни (в частности учѐный полагал, что человек в своѐм эволюционном развитии станет «лучистым существом», которое будет питаться энергией Солнца). Космос он рассматривал как пространство будущего творчества людей, которые должны будут значительно измениться; согласно Циолковскому, судьба людей зависит от судьбы Вселенной, а судьба Вселенной будет зависеть от преобразующей деятельности людей, отнесѐнных им к совершенным организмам, руководствующимся «разумным эгоизмом» (не работающим во вред себе). Одну из многочисленных идей Циолковского составляет его «космическая этика». В ней он понимал добро как процессы стратификации и усложнения; зло – как нивелировку и упрощение; космическое состояние как состояние счастья он противопоставлял переживаниям и мукам человека как биологического и социального существа; мыслитель и учѐный, К.Э.Циолковский был уверен в том, что эволюция человека и развитие науки выведут человека в космическое пространство и человек достигнет состояния космического счастья. К сожалению, его теоретические разработки не были в своѐ время востребованы: он вывел классическую формулу ракеты, обосновал применение реактивного принципа для обеспечения полѐтов и достижения космических скоростей, является автором теории прямолинейного движения ракет.
А.Л.Чижевский (1897-1964) ввѐл понятие «живого Космоса», «трепета пульса Земли»; признавая биосферу Земли местом трансформации энергии Космоса, он полагал, что космические импульсы пронизывают планету Земля и обеспечивают жизненные процессы на ней. Основная его идея, которую он обосновал, заключается в утверждении, что мир астрономических и биологических явлений связаны друг с другом: эпидемии, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, урожайность злаковых, как и многие другие процессы, происходящие в мире растений и мире живого, а также социальные события (история) не просто зависят, но определяются ритмами солнечной активности, а деятельность Солнца – зависит от электромагнитных сил Вселенной.