ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 447
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Идеалистами, по их ответам на «вопрос о первичности», являются представители религиозных воззрений: «вначале было слово»; многие мыслители, придерживающиеся «светских воззрений», в том числе современные; основоположником идеализма в истории философии считается Платон.
Материализм полагает материю в качестве основы бытия, как первичную и независимую от сознания. Мир здесь представляется как движущаяся материя; духовность – как свойство мозга, т.е. материи. Материализм характерен для суждений в рамках классической научной логики.
Идеализм полагает, что истинным бытием обладает «идеальное» (разум, Бог, Мировой разум, Абсолют и др. идеальные сущности, например, мысли); он существует в некотором диапазоне смыслов: так, различается объективный и субъективный идеализм – первый располагает источник «идеального» вне познающего реальность человека (в объекте), обозначая его как «всеобщее», «мировое сознание», «бессознательное», «информационное поле Земли» и т.д.; второй – в качестве такого источника представляет сознание (разум или интуицию) самого познающего человека, или субъекта.
Термин «дуализм» происходит от слова dualis – «двойственный» и используется в двух смыслах: А) для обозначения философской парадигмы, исходящей из идеи о наличии двух, несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанции – Декарт; объекта и субъекта – Кант и Юм; сознания и телесности – Спиноза, Лейбниц; добра и зла и т.д. Б) в качестве культурного феномена европейской традиции, восходящей к раннему Платону, согласно воззрениям которого, существует идеальная сфера совершенного Абсолюта и материальный мир сотворѐнных подобий идей в их несовершенстве.
Термин «деизм» восходит к слову deus, «Бог». Он означает синтез научного рационализма и идеи Бога, когда Бог признаѐтся как первопричина возникновения жизни и мира, которые затем развиваются по своим, заложенным в ходе движения вещей мира, естественным законам. На такой позиции находились Аристотель, Эйнштейн, Дарвин и многие другие учѐные и мыслители.
Анализируя окружающий мир и себя, человек неизбежно приходит к пониманию искусственности и условности разрыва материального и идеального, если даже он допускает некое опережение во времени существования одного или другого начала. Поэтому закономерно мнение философа А.Г.Спиркина о том, что «вне принципа придания материализму и идеализму статуса единого существования невозможно понять смысл, целесообразность и гармонию мира».
Интересно, что в китайской философии наряду с термином, существующим для обозначения традиционной онтологии (bentilun, фиксирующим «что» есть-существует, – субстанцию), есть и другой термин (shilailun), подразумевающий «как» есть – модусы существования-отношения».
Проблема познаваемости мира в европейской традиции решается в связи с тем, как философы отвечают на вопрос о том, что первично. Однозначно познаваемость мира защищают марксисты. Самыми яркими сторонниками непознаваемости мира были И.Кант (познаѐтся только явленное, вещь скрывает свою сущность, еѐ познать невозможно) и Д.Юм (познать мир неспособен человек, в силу ограниченности своих возможностей).
С решением проблемы первичности/вторичности материи и идеи связаны не только вопросы познаваемости мира; формулируемые «решения» являются одновременно показателем, характеризующим единство теории и метода в рамках соответственно материализма, идеализма, деизма, дуализма и т.д. В позиции философа по «основному вопросу» просматриваются исповедуемые им законы философской истинности, практической ценности теории познания и др. Здесь можно говорить о существовании взаимосвязи позиций мыслителя по многим значимым вопросам и подходам. Это обусловлено тем, что уже сами используемые мыслителем гипотезы и теории есть система идей и взглядов, направленных на познание процессов и явлений мира.
В современной философии идут поиски более адекватного метода описания действительности, чем противостояние материализма и идеализма. С другой стороны много внимания в современных исследованиях уделено проблеме сознания. Собственно понимание идеализма, как противопоставленного материализму, строится, как было сказано выше, на философии раннего Платона, создавшего теорию объективного идеализма.
Учение Платона о сознании не просто, считает А.И.Яковлев: «в нѐм перемешались мифологическая фантазия, чувственное познание (и знание) и умопостигаемое познание (и знание)». По-поводу воззрений позднего периода Платона А.И.Яковлев считает, что античный философ «не стремится поставить в центр бытия идею, а всего лишь говорит о соотношении идеального (отражаемого, недействительного) и материального (действительного); по Платону, познание идей лишь 6
умопостигаемо, чувствам оно недоступно. Платон различает реально ощущаемое знание и реально мыслимое.
Профессор А.И.Яковлев, доказывая материальность сознания, в своей монографии признаѐт, что деятельность мозга по воспроизводству сознания и сам мозг изучены мало. Мыслитель пишет, что учѐные по проблеме природы сознания разделились на два лагеря: одни (Демокрит, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Юм, Д.Дидро, П.Гольбах, Б.Спиноза, К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.Фейербах, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.) считают его материальным, другие (Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Дж.Беркли и др.) – идеальным, несмотря на то, что и материальное и идеальное «рождается в мозгу, путѐм электрического взаимодействия нейронов, образующих в них внутренний запас электричества, который и позволяет соединять нейроны в ассоциации, в разнообразные и многочисленные эмпирические и абстрактные представления, образы, понятия, суждения, гипотезы, концепции, теории, учения».
Я думаю, более точным было бы утверждение, что идеальное порождается деятельностью мозга, а что касается материальности идеального, то в результате той же, или иного рода материальной мозговой деятельности, о материальном порождаются идеальные представления, образы и т.п. Безусловна роль материально-энергетического фактора в возникновении продуктов деятельности сознания (не «самого сознания», как пишет А.И.Яковлев, так как приведѐнные им суждения и аргументы не в полной мере проясняют, что такое сознание, а только наполовину).
В ходе дискуссий 60-80 гг. двадцатого столетия «выявилось единогласное мнение о том, что сознание идеально»; как считает А.И.Яковлев, главный аргумент состоял в тезисе: «материальное – всегда объективно, а субъективное – всегда идеально». Интересно, как в этой дискуссии решался вопрос о коллективном сознании, которое существует объективно в своих идеальных формах, или видах; воспринимается индивидом, его субъективным сознанием; и существует в материальных носителях (социальных и культурных институтах, текстах, и других продуктах духовной деятельности отдельных людей и коллективов, в предметной форме и т.п.).
Философ справедливо считает, что пониманию материальной природы сознания мешает сложившийся «стереотип идеального», (на мой взгляд, «материальность» характеризует только одну сторону сознания, вторая еѐ характеристика – «идеальность»): с древнейших времѐн идеальное «толковалось как бестелесное, безразмерное, не обладающее никакими ощущаемыми признаками»; «материальное существовало в разнообразных вещах и предметах»; ощущение и исчисление считались признаками материального; «идеальное представлялось только как умопостигаемое». Сегодня «сознание уже и ощущается, и измеряется», но ни философы, ни представители естественных наук не спешат признавать сознание в качестве материального.
Место и роль философии в культуре человечества. Мышление сопровождает все периоды жизни и существования человека, а философствование является неотъемлемой функцией человека, наделѐнного разумом. Философия отвечает на вопросы человека о себе и мире. Но так как это наука, то соответственно – это познание при помощи категориального строя разума. Опытное постижение мира имеет пределы возможностей; разум и философское мышление – безграничны (если только сам человек не ставит себе границ в своей способности мышления). Философские знания специфичны и по содержанию, они – универсальны и сущностны, это знания, объясняющие мир «не генетически, а через устойчивые начала». Здесь можно свободно «передвигаться» во времени, делая мыслителей прошлых эпох своими современниками, так как философское знание не устаревает по своему содержанию. Схему продвижения человека к знаниям в философском мышлении можно обозначить как движение по вехам «сомнение – мнение – знание». Другие науки дают человеку информацию о мире, можно сказать, что каждая из наук даѐт свою часть информации. Философия показывает способы соотнесения информации, устанавливает критерии, спектры возможных предпочтений и нормативов, выстраивает ориентиры духовного существования. Духовное существование, объѐмность и глубина постижения мира, диалог идей, с которыми человек знакомится через философское знание, позволяют ему выработать свои определѐнные установки по отношению к себе, к миру, ко времени и т.д.
В связи с существованием множества философских учений «одновременно», возникает вопрос: Существуют ли границы философской многозначности, критерии отбора лучших среди обилия конкурирующих построений, или «все кошки серы»? Критериями здесь могут быть общечеловеческие требования к определѐнности и непротиворечивости теоретических мировоззренческих систем; возможность организовать максимально широкое пространство мысли с единых позиций; способность на основе этих схем решать проблемы, формулировать новые задачи и способы решений. Важное требование 7
– быть полезными при разрешении проблем человека и его отношений (с другим человеком, обществом, природой и т.д.). Философия стремится вырабатывать адекватные ответы на вызовы человеческому бытию, увеличивая адаптационный потенциал личности и человечества. Говоря о специфических способах развѐртывания содержания философских построений, можно назвать следующие методы: диалог, генетическое конструирование, восхождение от абстрактного к конкретному, феноменологическая редукция, свободный дискурс и др.
Не будет ошибкой сказать, что назначение философского знания заключается в том, чтобы быть средством выработки предельных ценностных ориентаций, глобальных целей, означивающих все частные конечные цели и ценности, движущие мышлением человека и его действиями. Философ работает на восхождение и возвышение: поднимает публику до понятий, тогда как политик, например, работает на нисхождение, опускает понятия до публики. Философское мировоззрение основано на том, что мир, культура, история, имеют смысл благодаря высокому: «лежат во зле, но стоят на добре».
Универсальность и необходимость философского знания демонстрирует анализ функций философии.
Философия и экология: от антропоцентризма к экологическим воззрениям на природу. Термин «экология» ввѐл в 1866 году позитивист Э.Геккель (1834-1919) для обозначения науки об экономии природы, образе жизни человека, отношениях организмов друг к другу: oikos – «дом, жилище»; logos – «наука». Сегодня экология – это наука о структуре природы, о том, как работает живой покров Земли; теория поведения человека в природе. В экологии три раздела: факториальная экология; динамика популяций и биогеоценология. В гуманитарных науках, говоря об экологии, имеют в виду проблемы, относящиеся к факториальной экологии (взаимодействие факторов, воздействующих на живые организмы), точнее, еѐ часть, выраженную в антропогенных факторах (влияние деятельности человека на всѐ живое).
Понятно, что человек не может, и не мог выжить, без использования ресурсов природы; известно, что родовые леса он вырубил уже к железному веку; современный ландшафт в лучшем случае вторичен (подсечное земледелие в России существовало ещѐ в восемнадцатом веке). В экологической науке речь идѐт о познании природы, механизмов взаимодействия еѐ элементов, бережном отношении к природе и необходимости использования способов, не разрушающих сбалансированные взаимосвязи природных систем. Ни для кого не секрет, что сегодня человек потребляет намного больше, чем ему нужно, поэтому в экологически ориентированных учениях говорится о необходимости влияния на шкалу потребностей, на сознание человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Кроме того, разработаны новые технологии, позволяющие осуществлять экономное использование ресурсов, поэтому многое зависит от образованности и этичности современных экономических и политических элит, их ответственности не только перед настоящими, но и будущими поколениями людей.
Основной проблемой при попытках найти решение тех или иных экологических вопросов становится характер отношений современного человека к «среде обитания», к другим людям и к себе – не просто антропоцентризм, а доминирование экономической мотивации в деятельности людей. Чтобы решить экологические проблемы и не усугублять ситуацию в дальнейшем, нужно хотя бы уже сегодня начать прикладывать усилия и вкладывать деньги в просвещение и образование людей, их информирование, а также в развитие природо- и человекосберегающих технологий. Но эти вложения, если и окупятся, то далеко не сразу. К тому же не каждая из существующих развитых стран в состоянии решить обозначившиеся сегодня проблемы в сфере экологии самостоятельно. Т.е. нужны адекватное понимание ситуации и совместные усилия стран, народов, и отдельных людей.
Общепринято считать, что истоки проблем укоренены в Европе эпохи Возрождения и Нового времени, когда в связи с формированием естественных наук возникла идеология индивидуализма. Здесь сложились убеждения, что человек имеет право взять у природы всѐ, что ему нужно и что, опираясь на разум, он может всѐ. Теология и сами христианские вероучения, представлявшие человека как венец природы, созданный по образу и подобию Бога, также способствовали утверждению таких позиций человека в мире. На это убеждение позже наслоилось развитие техники, позволившей намного интенсивнее эксплуатировать природу. Временем технизации считаются девятнадцатый и двадцатый век, когда отношения человека и природы оформились как не совпадающие по своим целям и, следовательно, – конфликтные.