ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 460
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Имя выдающегося мыслителя Владимира Ивановича Вернадского (1836-1945) в философии связано с разработкой, наряду с Э.Леруа и Т.Тейяром де Шарденом, идеи ноосферы. Учѐный считал, что характер эволюционных процессов на Земле обусловлен биосферой («плѐнкой жизни», возникшей на поверхности Земли, и способной поглощать энергию Космоса и трансформировать с еѐ помощью земное вещество), которая усилила и ускорила процессы эволюции за счѐт утилизации солнечной энергии; а живое вещество выступило катализатором процесса развития. По его мнению, вследствие круговорота веществ в природе, количество живого вещества не менялось. С возникновением человека биогеомиграция вещества и энергии стали происходить иначе, биосфера стала ощущать воздействие жизнедеятельности человека и «под воздействием научной мысли и человеческого труда биосфера перешла в новое состояние – в ноосферу».
Термин ноосфера, для обозначения современной стадии геологически переживаемой биосферы, был предложен исследователем Леруа в 1927 году. Тейяр де Шарден понимал ноосферу, «мыслящий пласт», информационно-энергетически-вещественное единство, как оболочку Земли, становление которой происходит в конце третичного периода. По Т.де Шардену, ноосфера «разворачивается над растениями и животными, вне биосферы и над ней»; еѐ появление знаменует развитие нервной системы, скачок в развитии Космоса, сравнимый с витализацией материи. Наличие ноосферы означает появление новых факторов развития, характеризующихся духовно-психической природой; человек (являющийся разновидностью биохимических процессов, но представляющий собой совершенно иной результат их проявления в сфере разума, науки и культуры), способный к творчеству и рефлексии «задаѐт новый порядок реальности». В.И.Вернадский считал, что новая биогеохимическая энергия, энергия человеческой культуры и есть энергия, создающая ноосферу. Чтобы оправдать сущность ноосферы как 58
сферы разума, жизнедеятельность человека должна носить гуманистический характер, научная мысль должна быть в состоянии гасить неблагоприятные последствия технического развития. Разум в данной концепции рассматривается как специализированный аппарат познания, организующий источник человеческой жизнедеятельности, производительного социального труда, в котором «разум» и «наука» подразумевают «труд» и «производство». Вернадский верил, что «мысль – это сила».
Русская философия двадцатого века. По своему содержанию философия двадцатого столетия, как было сказано выше, достаточно многообразна.
Постоянной темой философии Льва Исааковича Шестова (1866-1938, «Достоевский и Ницше», «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим») можно считать экзистенциальную по своей сути тему трагической сущности бытия человека. Разум при попытке прояснения первооснов жизни, по Шестову, не даѐт примирения с действительностью, жизнь предстаѐт как «бессмысленный отчаянный крик или безумные рыдания». Истина – не постижима умом и отождествляется у Шестова с праведностью.
Тайны русской истории как внутренние переживания субъекта рассматривает Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941; «Грядущий хам», «»Больная Россия», «Тайна Запада: Атлантида и Европа»). «Плоть» человека («телесность») предстаѐт у Мережковского как «всечувствующая стихия», содержащая в себе всѐ содержания мира: Космос, Землю, всю культуру и науки, отсюда откровения плоти – это «всеземные откровения». Мыслитель развивал теорию «нового искусства», основными элементами которой считал содержание и символы.
Семѐн Людвигович Франк (1877-1950), разрабатывая экзистенциальные проблемы существования человека, пришѐл к выводу о возможности «истинного живого обладания реальностью» в форме «непосредственного самобытия и переживания». Посредством этого достигается «идеал жизнечувствия», высшая истина предстаѐт в качестве жизни, в которой имеет место единство переживаемого и переживающего. Идеал проявляется в полноте самобытия и может иметь форму красоты, «как самодовлеющей ценности и значительности». Прекрасное примиряет человека с бытием, поэтому, по Франку, мечта человека о преображении мира есть мечта о торжестве красоты в мире. Вопрос человека о своей деятельности из личного становится общезначимым, формулируется как вопрос о смысле деятельности. С.Франк не ограничивается общими и абстрактными рассуждениями, он формулирует программу действий, которые должны быть осуществлены «сегодня и сейчас»: «труд в поте лица», направленный на «взращивание сил добра» для достижения субстанции добра. Далее следуют «внешнее дисциплинирование отношений между людьми» и «упорядочивание образа жизни», которые могут свидетельствовать о силе человеческой воли (без воли невозможно созидание смысла жизни). Затем необходимо посредством добра («добро творится добром, зло истребляется любовью») осуществить «обуздание сил зла» и «ограждение сил добра».
В СССР (с тридцатых годов ХХ века до 1991 года) философская мысль развивалась в рамках диалектического материализма; диалектика рассматривалась как единственно верная научная методология. Основное положение «наивного материализма» этого периода: материя находится в основании всего сущего, как природы, так и общества и человека; развитие происходит от простого к сложному по законам диалектики, посредством борьбы противоположностей; соответственно, социальные процессы происходят, прежде всего, благодаря скачкам (революциям); человек развивается и живѐт в обществе, его свобода есть свобода в коллективе; конечной целью эволюционного развития является достижение всеобщей гармонии в результате невиданного развития производительных сил в освобождѐнном от эксплуатации и отчуждения труде (при коммунизме). Важной составляющей теории коммунизма является учение о новом человеке, гармонично развитом духовно и физически; освоившем все достижения человечества, активном, справедливом, прежде думающем о других людях и лишь затем о себе (при этом, проблемы морали, справедливости и равенства решаются с классовых позиций).
Повторяющееся во многих изданиях утверждение о том, что в учении Маркса впервые нашли своѐ решение многие ключевые философские вопросы, несомненно искажало реальную ситуацию в истории философии и мешало развитию российской философской мысли. Что касается знания достижений мировой философии, большинство работ зарубежных авторов не были известны в СССР, как и работы советских философов за рубежом; советские философы десятилетиями не выезжали на Философские конгрессы. Оценки зарубежных авторов происходили с классовых и идеологических позиций: приветствовались материалистические идеи, которые не противоречили идеологии марксизма-ленинизма, 59
отвергались и критиковались труды почти всех западных философов. В такой ситуации только некоторые мыслители смогли состояться: А.Ф.Лосев, В.Асмус, В.Тугаринов, Э.Ильенков, М.Мамардашвили.
Философия русского зарубежья (Д.Мережковский, Н.Бердяев, Н.Лосский, Ф.Степун и др.), в которой разрабатывалась такие направления как: религиозная и идеалистическая философия, русский коммунизм, эсхатология и богостроительство была на долгие годы оторвана от русского читателя.
Современный исследователь В.П.Фетисов считает двадцатый век – веком потрясений для русской философии на том основании, что она перестала существовать в целостном виде (будучи разделѐнной на эмигрантскую и советскую); испытала мощное внешнее воздействие (в результате чего прикладные, политические, социальные и экономические проблемы оказались еѐ предметом, вместо традиционного поиска метафизических оснований нравственного преобразования мира); в результате разделения на диамат и истмат в советское время была утеряна трансцендентальная составляющая философии и философы размышляли над проблемами естествознания или богословия. И даже сегодня, «когда нет никаких идеологических ограничений, философы зависят от эмпирических задач и не могут вернуться к истокам».
Собственно полноценное развитие российской философии в едином контексте с мировой началось только после периода перестройки; в это время обнаружилось явное «отставание», выразившееся в незнании иностранных языков, отсутствии способности свободно мыслить и других подобных проблемах.
Всѐ это не уменьшает достижений русской и российской философии. Не будет ошибочным утверждение, что русская философия, в своѐм стремлении решать конкретные проблемы жизненного существования человека, коснулась всех сторон этой жизни. Необычайная сила мысли и ценность этой философии состоит также в еѐ связанности с другими сферами духовности (с религией, эстетикой и т.д.); сказанное относится и к частям философского знания, когда гносеология носит онтологический характер, а онтология – и гносеологический, и этический. В современности происходит активное погружение российской философии в мировой интеллектуальный процесс, много произведений зарубежных авторов переводятся на русский язык, осуществляется свободное обсуждение разных философских концепций.
Что касается марксистской философии в России, она не собирается уходить со сцены истории. Так, Г.А.Багатурия считает, что теория Маркса сегодня не устарела, так как принципиальные характеристики общества не изменились: противоречие между гигантским ростом производительных сил и незначительным изменением условий существования основной массы населения; между гигантским накоплением богатства и чудовищным расслоением общества; между развитием материальных производительных сил и подавлением развития самих производителей. Отсюда вывод: необходима современная теория коммунистического преобразования общества как составная часть актуального марксизма.
Вопросы и задания:
1. Как происходило формирование и становление основных этапов развития русской философии?
2. Каковы основные идеи русской философии восемнадцатого века (М.В. Ломоносов, Г.В.Сковорода, А. Н.Радищев)?
3. Каков спектр идей философии девятнадцатого века; в чѐм выражено противоборство западников и славянофилов; каковы философские основания других политических идеологий?
4. Решение каких проблем предлагает русская религиозная философия девятнадцатого века (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.); каковы еѐ основные философские тезисы?
5. Что представляет собой философия русского космизма? Какие течения в ней можно обозначить?
6. Какие разделы по времени и содержанию могут быть выделены в русской философии двадцатого века? Назовите имена мыслителей и расскажите о их идеях.
60
Часть II
Некоторые ключевые проблемы философии
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Понятие бытия, виды бытия, их соотношение. Бытие – это предельно общее понятие о существовании, о «сущем вообще». Синонимом его является Реальность, антитезой – Ничто. Бытие – это объект и субъект в их совокупности.
В истории философии понимание и определение бытия существенно менялись. Так, античные мыслители до Аристотеля рассматривали абстрактное понимание существующего, а не множество наличествующих предметов, явлений и т.п.; они отождествляли бытие с мыслью, оно «не имело чувственной составляющей». Как пишет Я.В.Тарароев, единое бытие Парменида может только мыслиться, и есть единое; оно не может восприниматься органами чувств, так как этому противоречит множественность восприятия органов чувств. Атомы Демокрита в качестве бытия также не могут восприниматься чувствами, но по причине слишком малых размеров. По Платону, идеи, в качестве порождающих моделей всех материальных тел, присутствуют не в чувственной, а умопостигаемой части пространства, за неподвижными звѐздами. В учении Аристотеля, где «истинно существующими» являются только единичные вещи (названные им субстанцией, или сущностью), человек может воспринимать бытие чувственно и выражать своѐ понимание бытия в логических формах. Термин «субстанция», описывающий существующие единичные вещи, обозначает их относительную самостоятельность и автономность, независимость каждой их них от других вещей, предметов или явлений. Всякая сущность (субстанция) состоит, по Аристотелю из материи и формы. Со времѐн Аристотеля в философской проблеме бытия акцентируется «его двусторонность»: говоря о бытии, подразумевают «чтойность» (что есть) и «существование» (что нечто, обозначаемое в качестве сущего существует). Разными мыслителями бытие понимается несколько по-разному. Независимо оттого, что, говоря о бытии, все имеют в виду то, что есть, статус существующего в качестве реальности получает при этом не всѐ, что можно назвать и о чѐм можно рассуждать (например, для экзистенциалиста Карла Ясперса статус бытия имеет всѐ, что есть в мире и в сознании). То, что определение бытия является не простым, демонстрирует спор номиналистов и реалистов об общих понятиях, или споры физикалистов и функционалистов по проблемам сознания.
Основные формы (виды) бытия: бытие вещей первой и второй природы; бытие человека как природного и социального существа; индивидуализированное духовное бытие; объективированное духовное бытие; социальное бытие (в котором отдельно рассматриваются социальное бытие человека и социальное бытие общества). Перечисленные формы «соединяют» в себе материальную и идеальную составляющие бытия.